Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 6

Глава пятая. От Ржева до Курской Дуги.

Конец 42 года эскадра проводила в боях в районе Великих Лук, которые, по сути, сводились в 90 процентах к вылетам на охоту и стычкам с Советской авиацией. Потерь было немного, однако потери эти были очень неприятные. Отметим ещё, что вторая группа навсегда покинула восточный фронт. Вместе с тем, было создано любопытное подразделение - так называемый штабной штаффель, который состоял из лётчиков-универсалов высшего класса. Он подчинялся напрямую командованию эскадры, его задачей была штурмовка советских войск на самых опасных участках и отражение наиболее опасных налётов. Это была группа быстрого реагирования, своего рода воздушный спецназ.

9 ноября эскадра лишилась лучшего своего аса - лейтенанта Франца-Йозефа Бееренброка, командира 10 отряда, имевшего 117 побед на счету. В воздушном бою над советским аэродромом он был подбит и попал в плен. Олег Каминский, основываясь на наградных документах, приводит версию, что сбил его лётчик Алексеев Николай Михайлович из 271 иап. Michael Traurig приводит странную версию, что сбил аса Сыромятников Сергей Васильевич. Версия эта ни на чем не основана, кроме домыслов, поэтому мы будем придерживаться традиционного мнения, что Бееренброка сбил Алексеев. Главный довод Traurigа - дескать, не мог Алексеев на уже подбитом самолете совершить резкий маневр и сбить Бееренброка, а также такие доводы, что Алексеев был не так опытен, как Сыромятников, и что информация из наградных не соответствует информации из оперативных документов. Всё это доводы не очень серьёзные: мы уже разбирали случай, когда Кирия на горящем самолете сбил аса Людтке, Харченко на поврежденном истребителе одолел Кванте. Мы также видели ряд случаев, когда немецких асов сбивали малоопытные пилоты. Что до оперативных документов, то чаще всего они писались по горячим следам и не всегда точно отражали ситуацию. Наградные же заполнялись после тщательной проверки докладов. Так, по оперативным данным Алексеев сбил бф-109 и лётчик спасся с парашютом, но позже выяснилось, что с парашютом спасся его однополчанин, а Алексеев подбил врага, а не сбил.

На следующий день был сбит ещё один сильный немецкий ас - лейтенант Франц Бартен из того же 10 отряда. На его счету была 41 победа. Он спасся с парашютом и вернулся в часть. Любопытно, что начальство было крайне недовольно итогами боя, проведённого пилотами 653-го.

Немцы предприняли бомбежку станции Старая Торопа силами ю-88, на отражение налёта подняты были истребители 653-го иап. Как отмечено, истребители опоздали: немцы успели отбомбиться и затем ушли в сторону солнца, оторвавшись от советских истребителей. Их атаковали советские лётчики  разрозненными группами, действуя неэффективно, истребители сопровождения сбили два советских самолёта. Пилоты Лысенко Семён Васильевич и Лапшинков Николай Фёдорович заявили сбитым один бф-109, но в низовых документах эта победа не упомянута. Непонятно, пошла ли она на счёт пилотов (судя по всему, всё же нет). Как бы то ни было, она подтверждается: эти пилоты (оба, кстати, побед на счету ещё не имели) и сбили Бартена, причём в ситуации, когда немец обладал всеми преимуществами. Как, впрочем, и Бееренброк накануне. Оба поражения из логики боев не вытекали. Что ж - это лишний повод отметить удивительное личное мастерство даже не самых известных советских пилотов, которое в данных случаях резко контрастировало с тактическими ошибками в ведении боя советскими подразделениями.

Третий день принёс третью победу над немецким асом. 11 ноября в этом же районе, окрестности Велижа, пропал без вести после вынужденной посадки унтерофицер Вольфрам Деген из 11 отряда, имевший 8 побед на счету. Немецкие охотники опять наведались на аэродром Кочегарово, совсем не смущенные последними неудачами. Их встретила четверка 875 иап, ведущий Гордеев Михаил Сергеевич, причём пилоты этой четверки не обладали особым опытом. Завязался сложный бой, в ходе которого было сбито два советских истребителя, оба пилота погибли, третий самолёт сильно поврежден и при посадке был поломан. На помощь к ним пришла ещё одна четверка, уже из состава 271-го иап, после чего немцы наконец оставили наших в покое. У немцев две заявки оформил оберфельдфебель Хайнц Клеппер, который в то время приносил массу бед советским пилотам, а его самого ни разу не удалось даже серьёзно подбить советским пилотам. К счастью, он вскоре покинул Восточный фронт. Но, во всяком случае, советские пилоты смогли ответить, сбив Дегена. Кто это сделал конкретно, установить не удалось, поэтому победу записали как групповую на четверку Гордеева.

На этом налёты немцев на аэродромы прекратились: очевидно, они поняли, что советские пилоты уже научились бороться с этими налетами и способны отвечать достойно.

14 декабря эскадра лишилась в районе южнее города Белый хауптмана Хайнца Крафта, командира первой группы, имевшего 78 побед на счету. Его потерю списали на зенитный огонь. Встречается мнение, что он был в плену избит до смерти. Но уже Зефиров это мнение опровергает: Крафт дотянул на горящем бф-109 до своих позиций, но сесть не смог и разбился, был похоронен в братской могиле. Так же ошибочна версия про зенитный огонь. По советским документам, события развивались так.

В тот день погода была сильно облачная, полётов было мало. Немцы активности не проявляли. В район южнее города Белый на патрулирование ушла четверка новеньких Ла-5 из состава 169-го иап. Ведущим был Березуцкий Иван Михайлович. Ни у него, ни у других пилотов опыта не было. Видимо, начальство решило дать новичкам полетать на боевое задание, думая, что немцы не будут в такую погоду атаковать.

Во время патрулирования пары разошлись - не совсем понятно, случайно или намеренно. Немцы заметили только одну пару - Березуцкого и его ведомого Левши. Группа немецких истребителей атаковала эту пару, тут же Левша был сбит, а самолёт Березуцкого получил повреждения, правда не существенные. Березуцкий тоже заявил одну победу в этом бою, первую в карьере (он стал впоследствии сильным асом). В разгар боя на помощь ему пришла вторая пара, которую немцы попросту не увидели. Ведущим этой пары был пилот Буркин Александр Владимирович. Выскочив из тумана совершенно неожиданно, он сбил ведущего немецкой группы, после чего бой закончился. Никаких сомнений нет, что в прицел Буркина попал Крафт, немцы, скорее всего, попросту его самолёт так и не заметили, поэтому и решили, что Крафта достала ЗА, благо бой шёл не очень высоко. Буркин был очень талантливый пилот, он, воюя с ноября 42 года, за короткий период одержал 6 побед, но карьера его вышла короткой: в январе он сам был сбит, потерял ногу, но в авиации остался. Правда, он теперь летал не на истребителе, а на приписанном к полку По-2.

Интересно, что Крафт был сбит уже на фв-190. Эскадра первой получила эти самолёты, они ей очень понравились, и вскоре началось полное перевооружение эскадры на этот истребитель. Фв-190 соответствовал концепции боя эскадры: он прекрасно подходил для групповых схваток, для уничтожения штурмовиков и бомбардировщиков, а при случае мог использоваться как штурмовик.

Остаётся добавить, что версия из воспоминаний Фёдора Фёдоровича Прокопенко, пилота 434 иап, который претендовал на победу над Крафтом, является не более чем вымыслом: данная победа была одержана 16 декабря в районе Новосокольники и к гибели Крафта отношения не имеет.

Последним асом, который был потерян в 42 году, был новый командир многострадального 10 отряда лейтенант Рольф Кикерт, имевший 13 побед на счету. Его удивительным образом сбил штурмовик Георгий Тимофеевич Красота, причём в ходе боя на вираже, а не огнём стрелка. Бой этот отлично описан в статье Traurigа, нами выше упомянутого, под названием "Асы в бою. Рольф Кикерт против Георгия Красоты".

Новый год для эскадры обернулся шоком: 17 января во время боя столкнулись командир эскадры оберстлейтенант Карл-Готфрид Нордманн и новый командир первой группы хауптман Рудольф Буш. Буш, имевший 40 побед на счету, погиб, а Нордманн спасся на парашюте и смог вернуться, однако на фоне пережитого ранее ранения и эмоционального стресса у него развилась боязнь неба. Он больше уже не летал на задания. Уже третий командир первой группы погибал в боях на восточном фронте, плюс Фёзё был тяжело ранен, будучи на этой должности. Буша сменил майор Эрих Лайе, который до этого служил на западе в JG2. Нордманн имел на счету 78 побед.

По советским данным, в указанном районе (Юго-восточнее Великих Лук) бой вела четверка знаменитого 32-го "сталинского" гиап. Ведущим был капитан Избинский Иван Иванович. Пилоты этого полка совестно с шестёркой Ла-5 169-го иап сопровождали "Илы". Обе группы были атакованы и вели бои порознь. Ла-5 побед не смогли достичь и потеряли один свой самолет, но элитное детище Василия Сталина было не так просто одолеть. Полк вёл бой долго, но слаженно, четверка действовала как единое целое. Наконец Александр Павлович Шишкин сбил одного из нападавших, после чего бой завершился. Столкновения никто не заметил, что неудивительно: очень редко когда пилоты видели точные результаты своих атак. Поэтому Шишкину засчитали только одну победу. Но с высокой долей уверенности мы можем утверждать, что этот пилот вывел из строя сразу двух командиров эскадры одной атакой. Шишкин был одним из лучших асов полка. Стоит заметить, что Василий Иосифович Сталин был прекрасным командиром, хотя и противоречивым. Полк критиковали за частые пьянки, после одной из которых, к примеру, застрелился Избинский, бывший командиром четверки в рассматриваемом нами бою. Сам Сталин тоже любил выпить. Однако при этом Сталин был блестящий тактик, он смог создать не просто полк асов, но и единый коллектив, который действовал в боях очень слаженно. Он использовал новаторские идеи воздушного боя, сам охотно ходил на задания и одержал воздушную победу, сбив серьёзного немецкого аса (об этом мы ещё расскажем в свое время). Отступление это необходимо, так как имя сына Сталина подвергалось неоднократно клевете, и у многих мог сложиться негативный образ этого человека.

Вернёмся к нити повествования. В первой половине 43 года эскадра вела боев не так уж много. Район её действия снова охватывал пространство от Великих Лук до Курска, но бои здесь почти не шли. Разве что в мае и июне было несколько крупных взаимных налётов, сопровождавшихся массовыми схватками в небе, да в феврале был краткий всплеск в небе Жиздры. Остальное время действия эскадры ограничивались мелкими сшибками. Ареной ожесточённых боев был Кавказ на юге, Старая Русса и Ленинград - на севере.

12 февраля погиб оберлейтенант Вольфганг Бовинг-Тройдинг, командир всё того же 10 отряда. На счету его было 46 побед. Как отмечено, он был сбит огнём ЗА во время штурмовки. В указанном месте (10 км северо-западнее Великих Лук) было в тот день зафиксировано одно столкновение. Майор Аникин Пётр Андреевич, комиссар эскадрильи 653-го иап, обнаружил одиночный самолёт, который, по разным источникам, был то ли фв-190, то ли фв-189, и обстрелял его. Самолет перешёл в отвесное пикирование, но падения не наблюдалось. Есть некоторая вероятность, что Аникин атаковал Тройдинга. В пользу этой версии говорит совпадение места, время гибели аса нам неизвестно. Но всё же более вероятно, что Тройдинга действительно сбили огнём с земли.

Продолжение следует...


Рецензии