39. Айшат Мальсагова Чахкиева

Отвечая на вопрос "Задумывались ли вы когда-нибудь о собственном творческом портфолио", твёрдо могу сказать, что нет!
Жизнь, как и для многих, скоротечна пробежала для меня, что прожитые в супружестве 16 лет, пролетели как 16 мгновений весны. Оставшись одна без супруга с 7-ю детьми полусиротами, старшему из которых недавно исполнилось 15 лет, а младшему - 6 месяцев, у меня не было практически свободного времени, чтобы задумываться над этим, над смыслом своей жизни.
Но у меня всегда было желание написать о своём отце Магомете Чахкиеве, о дедушке Дзаурбеке Чахкиеве, о судьбе матери Мадинат Аскерхановны, о свёкре Орцхо и его братьях Мальсаговых, о супруге Ахмете Мальсагове.
23 февраля 1944 года всё ингушское и чеченское население подверглось репрессии и было выслано в Казахстан и Среднюю Азию. Мои родители оказались в Казахской СССР, в Кокчетавской области, в городе Щучинске, курорт  Боровое, по ул. Озёрная.
Обычно говорят, что Родина- это то место, где ты родился и вырос. Я не по воле родителей стала дочерью спецпереселенцев. Я была третьим ребёнком в семье после сестры и брата, стала любимицей отца, а в общем нас было 7 детей в семье. У отца была семья и от первого брака, они были женаты и замужем, жили своими семьями.
В 1962 году при возвращении на Кавказ, отцу было отказано в возвращение в родовое имение, потому что в занятом нашем доме проживала одинокая медсестра осетинка.
Наша семья поселилась в г.Грозном ЧИАССР на поселке Карпинский Курган. Отца двоюродные братья вернулись с Казахстана раньше. Они успели заселиться в свои дома, а мы приехали в 1962 году и заехать в родной дом уже практически было невозможно. Отец был старший в роду, а двоюродным братьям и племянникам хотелось, чтобы отец взял бразды правления в свои руки, так как обладал мудростью, хорошо знал Коран, которая была его настольной книгой. Мудрость не приходит к человеку при рождении или с возрастом. Мудрость - это нажитый  в сложных ситуациях опыт и с ней приходит понимание жизни. Любимые выражения отца: "Истинный лев всегда суров, но справедлив и щедр", "Родиться человеком - это чудо, благодать Творца, остаться человеком - это труд!"
Я всегда отмечала тоску в глазах отца, когда разговор заходил о родовом имении. А когда приезжали в гости братья из селения Базоркино, его глаза светились другой искоркой, его голубые глаза светились ещё ярче. Однако, его мечты и желания  возвратиться в свой родной дом остались неосуществлёнными.
Связь с родной землёй не прерывается с годами, и поэтому сердце каждого человека обостряется и живёт постоянный зов Родины.
Возвратились на Кавказ, осели на постоянное местожительство в городе Грозном на Карпинском Кургане, или Карпинка, по-другому "Матусин поселок". Этот посёлок располагался между Заводским и Старопромысловским районом. Уже когда мы учились в старших классах его официально стали относить к Старопромысловскому району.
В этом посёлке проживал Юси Чахкиев, сын двоюродного брата отца, Османа, старший брат писателя и поэта Капитона Чахкиева.
У отца не было родных братьев, поэтому двоюродные были ближе меж собой. Юси хотел, чтобы отец жил рядом с ним. После смерти Капитона Чахкиева, а он не был женат, остался его участок, который лежал через дом от Юси. Юси этот участок подарил отцу, и отец стал строиться. Целый год, пока дом строился, мы прожили в доме Юси Чахкиева.
Точи, мать Юси,(мы все называли Нанакой), была очень гостеприимной и хлебосольной хозяюшкой, хорошей портнихой. Не могу припомнить, чтобы она хоть раз косо посмотрела, выразила недовольство или высказала в наш адрес резкого слова. А ведь нас было 9 человек. Всегда улыбалась, говорила тихо. Юси работал на мясокомбинате. У Точи был ещё сын Султан и две дочери: Макка и Мадина. Частыми гостями были Джемалдин Яндиев, так как Точи была его двоюродной сестрой, Саид Чахкиев, Башир Чахкиев и другие.
Поселковые люди были очень дружны между собой, устраивали "белхи" (работы) и все приходили помогать в строительстве домов поочередно. А когда приехали соседи (совсем незнакомые нам люди (чеченцы по национальности) и начали строиться, они тоже в течение года жили у нас, и мы воспринимали этот факт как само собой разумеющийся. Мы до сих пор скучаем за ними, а они за нами, приезжают в гости, как самые дорогие! Каждого соседа мы считали и продолжаем считать самыми близкими и родными. Мы действительно жили одной дружной семьёй, что в данное время для многих в диковинку и удивительно. Широта души всегда присуща нашим народам!
С 1963 - 1973 годы - средняя школа № 50 Заводского района. Каждый день в течение 10 лет мы проходили школу дорогой более в 2 км и столько же обратно. И ничего. У нас было желание учиться.
Будучи в 10 классе поселковых ребят стали переводить в другие школы №11 и №55, так как наш поселок присоединили к Старопромысловскому району. Но нас оставили продолжать учёбу, потому что мы учились на "хорошо" и "отлично". Старшая сестра ездила в лагерь "Орлёнок", младшая окончила школу на красный аттестат, а я за отличную учёбу в училище после 1 курса была награждена бесплатной путёвкой в Югославию.
Я очень любила свою первую учительницу Анастасию Тимофеевну Гайванскую, учителя начальных классов. Я её настолько любила, что наше общение с ней продолжалось и в последующие годы. После замужества, я с мужем бывала у нее в гостях, навещала её.
Анастасия Тимофеевна в начальных классах всегда путала моё имя, называя меня то Айшат, то Хадижат, то Хулимат, А в один прекрасный день говорит: "Я устала путаться в твоём имени, отныне я буду называть тебя Аллой". И с тех пор меня родные и знакомые звали Аллой. Даже после окончания 10 класса Похвальная Грамота была выписана на Чахкиеву Аллу Магометовну. При поступлении в ВУЗ у меня не приняли Похвальную  Грамоту, сославшись на недостоверность, расхождения с паспортом.
Меня брали размышления: "Ну, зачем мне родители дали труднопроизносимое имя, если даже такая умная учительница не может выговаривать это имя?" И так до самого окончания школы. Дискомфорта я не чувствовала, и до сих пор родные и близкие, одноклассники так называют. У всех чеченских и ингушских учеников были клички.
В 1973-1975 годы учёба в профессионально-техническом училище № 6 на кондитера. Меня избрали старостой группы, ходили в танцевальный, баскетбольный и волейбольный кружки.
Ежедневно на линейке-пятиминутке мы давали информацию о явке студентов на занятия. Я не могла отвести от неё заворожённых глаз, именно в ней я получила ответ на долгожданный вопрос. Директрису звали Айшат Сатиевна Гандалоева. Это была высокая, худощавая женщина с причёской 70-х годов, как у дикторши Лиды Яндиевой. У неё даже мужчины ходили по струнке. Но больше всего меня удивило её имя. Надо же, никто не путает её имя! Я с такой любовью и гордостью смотрела на неё! Ведь 10 школьных лет я мучилась от того, что затруднялись произносить, выговаривать моё имя. А тут директор с таким именем и все так красиво, с любовью выговаривают это имя, и ни для кого не составляет труда. И моё имя стало вновь весомо и понятно!
Она, будто поняв моё состояние, подошла и резко спросила: "Как фамилия?" Я ответила, тогда она снова спросила: "А как зовут?" Я улыбнулась и прострочила: "Ваша тезка!" "Ах, чертёнок!"- рассмеялась она. Она не понимала мой возглас, а я впервые ощутила красоту своего имени!
Айшат - в переводе с арабского "приносящая радость", символизирует склонность человека к непрерывному движению. "Непоседа" в детстве практически не меняется с возрастом. Неумение или нежелание ценить стабильность в любой форме часто становятся причиной одиночества.
Девочек называют именем Айшат и хотят, чтобы девочка стала умной  и справедливой. Благодаря своей истории, связанной с пророком, имя имеет большую популярность. Имя Айшат означает, что это сияющая луна, которая приносит радость, в переводе с арабского, "полная чаша", "живая, радостная, несущая жизнь, правдивая", прочно ассоциируется с именем Айшат!
Само имя дарит радость его обладательнице. Считается, что если имя ребёнку даётся в честь небесного покровителя, то таким образом обеспечивается его защита и помощь в жизненном пути.
Самые сильные черты характера - ответственность, трудолюбие и бережливость. Также особо ценится уважение и исполнительность. Не боится говорить людям правду в лицо, а мысли, выражения и доводы отмечаются особой прямолинейностью.
Обаятельная, харизматичная. В обществе ощущает себя, как рыба в воде, не терпит зла и ненависти, отвечает обидчикам и блокирует проявление жесткости, где это необходимо. Достигает жизненного успеха, не боится сложностей, жизненных тягот и затруднительных решений, не пасует ни перед чем. Именно эти качества помогают разрушить все жизненные преграды. Толерантность помогает выстроить жизнь, карьеру, социальные связи и добиваться одобрения от окружения. Наделена огромным воображением и силой воли, любознательны, бесстрашны, целеустремлённые и достигают значительных высот в творческой деятельности, отличается развитой интуицией и умением чувствовать эмоциональный мир окружающих.
Испокон считалось, родители учили нас, что лучший взгляд для девушки - это взгляд себе под ноги! Во-первых, никогда не споткнёшься. Во-вторых, легкомысленные мужчины тебя не заметят. В-третьих, такой взгляд оценит мужчина, который хочет жениться. Главные черты - скромность, сдержанность, кротость.
                Так веками создавался
                Этот институт.
                Мощь и силу придавая,
                Долгим был их путь.               
Так Творцу угодно было, чтобы я заново полюбила своё имя, поняла сущность его предназначения. Имя действительно является украшением человека!
В августе 1974 года на поезде мы группой отправились в круиз в Югославию.
С 1975-1977 годы по направлению работала в кондитерском цехе при хлебозаводе № 4 около нового Автовокзала.
В марте-апреле 1977 года за хорошую работу назначили мастером кондитерского цеха и направили в Ленинград на повышение квалификации.
С 1976 по 1982 года училась в Чечено=Ингушском государственном университете им. Л.Н.Толстого на филологическом факультете по специальности: русский язык и литература. Мои любимые преподаватели и те, которых я запомнила: Нонна Леонидовна Маликова, Лидия Дошлукоевна Мальсагова, Ахмет Орцхоевич Мальсагов, Давид Яковлевич Гооге, Александр Владимирович Очман, Казбек Байсалович Гайтукиев, Фируза Гиреевна Оздоева, Магомед Кулбужев, Марьям Яндиева, Муса Халидов, Лечи Шахгиреев, Супьян Магомадов, Увайс Магомадов и многие другие.
Именно родители, а также Анастасия Тимофеевна, Айшат Сатиевна Гандалоева, Нонна Леонидовна Маликова и Ахмет Орцхоевич заложили во мне любовь к людям, к профессии, к жизни. Это были высокообразованные, широко эрудированные, раскованные не только в диалоге с коллегами, но и на публичных выступлениях перед аудиториями занимавшие достойную нишу в воспитании подрастающего поколения. Я всегда равнялась на них.
20 мая 1977 года вышла замуж за Мальсагова Ахмета Орцхоевича, к.ф.н., доцента кафедры русской и зарубежной литературы, который в течение 37 лет проработал в ЧИГУ им. Л.Н.Толстого. Он - фольклорист, литературный критик, составитель учебников для ингушских школ, член союза писателей РИ.
Большое видится на расстоянии. Для моего отца и свёкра (а они были знакомы между собой, так как были участниками гражданской войны в селение Базоркино), ведь мой отец был родом с селения Базоркино Пригородного района. О том, что наши отцы были знакомы, мы с мужем узнали от моего отца. Для всего ингушского народа Орцхо Мальсагов был авторитетом и примером мужества и благородства. Это он доказал, будучи командиром Долаковского фронта, находясь в Совете Обороны.
Для наших родителей стала прошлой царская эпоха, прошлым стала и советская эпоха.
Мы с мужем стали свидетелями волны культурной разрухи 1990-х годов.
В 1978 году я устроилась на работу в Грозненское педагогическое училище на ул. Ляпидевского сначала лаборанткой в кабинет истории, воспитательницей в общежитии, а затем преподавателем русского языка.
До 1992 года мы проживали в единой Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республике, а уже с 1992 года образовались две республики: Чечня и Ингушетия. Многие ингуши переехали в Ингушетию. Мы не имели такое материальное благосостояние. 
1993 год. Пожалуй, это самый тяжелый год в моей жизни . С 92 года Ахмет приболел, чувствовал недомогание. Нужно было присматривать за больным мужем и за шестью детьми, ожидали седьмого. 21 июня родился 7-ой ребёнок, сын, которого Ахмет назвал в честь своего отца. Племянник отвёз Ахмета Орцхоевича в Москву и положил в ЦКБ г. Москвы. Он пролежал в Москве и через месяц его выписали, а родственникам передали, что ему осталось всего 2 недели,  предупредили, что лететь самолётом ни в коем случае не рекомендуется.
Ахмет Орцхоевич, чувствуя свое плохое состояние, решил быстрее долететь домой.
19 декабря его не стало.
Звон детского шума, игра дочери Залины на фортепиано, спортивные достижения старшего сына Хаджи-Мурата давали мне силы жить, а не существовать.
Несколько раз я бралась за перо, но почему-то откладывала. Нужно было отметить годовщину мужа, и только затем изучать архивные материалы. Но планам не дано было осуществиться.
Летом 1994 года устроилась на работу в Чеченский государственный университет, сначала в отдел кадров, а затем перевелась на кафедру "Общее языкознание". Приятно было работать в коллективе, где когда-то работал супруг, все до боли знакомые люди, чувствовалось уважение с их стороны, оказание содействия. Их понимание и уважение давало душевное равновесие Она  чувствовала себя ученицей, переступающей порог школы, в которой ему предстоит постигать азы науки, несмотря на то, что окончила этот ВУЗ 12 лет тому назад. Учиться - это одно дело, а работать в этом коллективе - это другое. Ко многому обязывает и от этого было чувство душевного трепета и тревоги. 
Осенью 1994 года я, не успев провести годовщину после смерти супруга, столкнулась с другой проблемой, с началом военных действий в Чечне. Передо мной стал вопрос: выезжать с детьми, сохранив им жизнь, или же остаться и быть в неведение, в ожидание нервозности и непредвиденных ситуаций. Мы выехали, нам посчастливилось в правильности принятия решения. В нашу квартиру попал снаряд и буквально всё сгорело дотла. Но зато Господь даровал всем жизнь, остальное - дело наживное.
С 1994 года в Грозном были разрушены культурные ценности наших народов, где хранилась вся история чеченцев и ингушей. Буквально до смерти Ахмет Орцхоевич сдал в этот музей большое количество ценного материала, которое сгорело, о чём горько сожалею.
Я и мои дети стали свидетелями войны в Чечне, 4 раза выезжали и оказались в списках беженцев: осенью 1994 году - в Назрани, 6 - 8 марта 1996 года в Нальчике, 5 августа 1996 года в Назрани и 1999 года.
С 1994 года по 2000 г. проработала в Чеченском государственном университете города Грозного ЧР сначала в ЧГУ в отделе кадров, а затем на кафедре "Общее языкознание".
1996-1999 годы кончила аспирантуру при ЧГУ, но защитить не удалось из-за военных действий в Чечне.
С 1996 года до 2015 года преподавала в филиале от Махачкалинского института экономики и права в Гудермесе и в Грозном /директор - Шамурзаева Раиса/. Читала дисциплины "Русский язык и культура речи", "Культурология", "Этика и психология в профессиональной деятельности".
1999 год - беженцы в РИ, зиму зимовали в палатке в селение Альтиево.
4 ИЮНЯ 2000 года – незабываемый день для ингушского народа: 8-летие государственности Ингушетии.
В 2000 году наша семья получила право первыми ступить на порог квартиры в первом доме, который построила турецкая фирма "Мета Бора". Первый президент РИ герой Советского Союза Руслан Султанович Аушев принял первый дом и лично перерезал символическую красную ленту и передал мне ключи от первой квартиры солнечного города Магаса. Наша семья официально стала первыми жителями новой столицы.
Её Величество Ностальгия пытала и мучила меня до такой степени, что однажды стала отвечать на её позывные. У меня это вылилось в стихи. Как по пословице: "Не было бы счастья, да несчастье помогло!"
Хотя писать стихи начала в школьные годы, но, выйдя замуж, я занималась большей частью воспитанием детей: общеобразовательная школа, музыкальная школа, художественная школа,шахматы, дзю-до.
С 1999-2004 годы – работала методистом заочного отделения, психологом и преподавателем русского языка и культуры речи в Гуманитарно = техническом колледже г. Назрань РИ.
С 2005-2006 года – работала в филиале Ростовского Института народного хозяйства "РИНХ" заместителем директора по воспитательной работе. Ездила и закрывала этот филиал в Ростове-на-Дону.
27 июля 2006 года вышла на пенсию.
Стихи пишу со школьной скамьи, но не публиковала. Написано много рассказов. Готовлю для издания две книги. Люблю и очень жалею нашу молодёжь!
Чувство трепета и волнения я испытывала, когда бралась  за перо, чтобы почтить память, отдать дань уважения своему свёкру, которого я никогда не видела, и мужу, первому вузовскому преподавателю,Ахмету Орцхоевичу Мальсагову.
 В этом деле я чувствовала себя первопроходцем.
Сначала мне хотелось озаглавить статью "Яблоня в цвету" и "Я с фольклором в небо уйду" Первое было связано с потомством, которое осталось после смерти Ахмета-отца. А второе название связано с его изысканиями по фольклору, да и не только по фольклору, по многим проблемам литературы. Ингушский фольклор немыслим без имени Ахмета Орцхоевича, его творчество бессмертно, так в его сокровищницах радость и гордость ингушского народа, несметные богатства. Его дела пустили в вечность корни.
Много статей опубликовано по творчеству Орцхо Артагановича Мальсагова и Ахмета Орцхоевича Мальсагова в журналах и газетах: "Голос Назрани", "Ингушетия", "Сердало", альманах "Утро гор".
31 января 2009 года избиралась на сходе жителей Магаса на Съезд народа Ингушетии от города Магаса РИ в составе 3 человек: я, Яндиев Муса Алхастович и Цоков Борис Абдулмажитович.
20 апреля 2013 года на сходе жителей Магаса я избрана на 2 съезд народа Ингушетии от города Магаса РИ в составе 3 человек: я, Мальсагов Дауд и Цоков Борис Абдулмажитович.
К этому времени все сыновья женаты, дочери замужем, много внуков.
5 декабря 2015 года была принята в члены Союза Писателей Республики Ингушетия.
С августа 2017 года стала кандидатом, а через год членом в Интернациональный Союз писателей, председателем которого являлся С.В. Лукъяненко. Вступив в ИСП я стала не только членом одной из самых крупных писательских организаций, действующей на территории России и за рубежом, но и получила возможность издать книгу в серии "Библиотека Интернационального Союза писателей" бесплатно. Книга «Достояние Ингушетии» совпала с 25-летием РИ. Книга «Достояние Ингушетии» номинируются на конкурс " Лучшие книги года".
В 2020 году принята в Российский союз писателей, председатель Дмитрий Владимирович Кравчук. Членский билет № 10644, выданный 8 сентября 2020 года.
В январе 2022 года принята в Международную академию наук и искусства.
14 марта 2022 года выдан Сертификат Серии АН № 010 080 об избрании членом-корреспондентом Международной академии наук и искусства (МАНИ). Выбрана в рекомендательную комиссию.
                КОНФЕРЕНЦИИ
1. Научно-практическая конференция "Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания учащихся" в Грозненском педагогическом училище.Тема доклада "Сочетание массовых и индивидуальных форм работы в интернациональном воспитании".
2. А.М. Мальсагова «Восточная лексика в повести Льва Николаевича Толстого в повести «Хаджи-Мурат». Участие в региональной научной конференции «Л.Н. Толстой и Кавказ» в ЧИГУ им. Л.Н. Толстого 22-24 сентября 1988 года.
3.24 мая 1991 года в Дагестанском научном центре Академии Наук ССР в институте истории, языка и литературы им. Г.Цадасы прошла научная конференция, посвящённая 120-летию со дня рождения видного кавказоведа, ученого и просветителя и общественного деятеля Башира Керимовича Далгат (1871-1934).
4. А.М. Мальсагова, аспирант ЧГУ. Причитания, как элемент этнокультуры вайнахов. /К постановке проблемы/. Региональная научно-практическая конференция, посвящённой 25-летию Чеченского государственного университета. Г. Джохар, 28-30 мая 1997 г.
5.4 мая 2000 года в Гуманитарно-техническом колледже прошла конференция, посвящённая 55-летию со дня Великой Отечественной войны. Тема доклада: "Никто не забыт, ничто не забыто".
6. 31 января 2013 года в Национальной библиотеке им. Дж.Яндиева республики Ингушетия состоялось мероприятие, посвящённое памяти известного учёного-фольклориста, литературоведа Мальсагова Ахмета Орцхоевича, на котором присутствовали близкие и родные учёного. Который год прошу внести ясность в дате рождения, но всё пока тщетно. Обещают, но не выполняют.
21 августа 2014 года в НБ РИ им. Дж.Яндиева провели круглый стол к 100-летию Кавказской Туземной конной дивизии. На экране: Виртуальная книжная выставка НБ РИ "Дивизия, овеянная славой". Выступила с докладом, ведь в семье Мальсаговых 3 брата были участниками Дикой Дивизии, из которых старший брат Ахмед - кавалер 4-х Георгиевских крестов. В Назрани на Абий-Гув к 100-летию был открыт мемориал, посвящённый участникам Дикой Дивизии. Имена участников Дикой Дивизии, награждённые 4-мя Георгиевскими крестами, их фамилии золотыми буквами выбиты.
7.14 апреля 2022 года в НБ РИ им. Дж.Х.Яндиева проведён Вечер Памяти Орцхо Артагановича Мальсагова. Радима Газдиева обещала обратить внимание на исправление даты, но пока ничего не изменилось.
8.1 ноября 2022 года проведена конференция в рамках 105-летия Памяти балкарского поэта Кайсына Кулиева (организатор - мэрия города Магаса РИ.).
9. 29-30 апреля 2023 года поездка в Грузию на открытие Ингушского Культурного Центра в Тбилиси с поэтами и писателями Ингушетии.
10. Год педагога и наставника. 11 апреля 2023 года в ДК с.п.Долаково РИ прошла встреча с писателем Мальсаговой Айшат Магометовной. Презентация сборников "Слово" и "Вдохновение", посвящённое жизни и деятельности Орцхо Артагановича Мальсагова. (Изд-во "Четыре" Санкт- Петербург, 2023 г.). Главой РИ А.Калиматовым Орцхо Мальсагов представлен к ордену "За заслуги". Вручение состоится на день Республики Ингушетия.
11.29 апреля 2023 года состоялось открытие Ингушского культурного центра в Тбилиси, принимала участие в этом мероприятии вместе с писателями и поэтами РИ.
12.16-19 сентября 2023 года конференция, посвящённая поэзии народов Кавказа. Тбилиси в составе поэтов и писателей Ингушетии.
13. 25 октября 2023 года в ИГУ принимала участие в региональной конференции, посвящённой 100-летию Р.Гамзатова "Белые журавли России". Выступала с докладом, читала стихи, посвящённые Расулу Гамзатову.

                ОБО МНЕ
1.Газета "ВСЕМ ИЗБИРАТЕЛЯМ" от 4.06.2000 г.
Газета "Ингушетия" от 17.04.2001 года. Первая жительница Магаса РИ
Айшат Мальсагова.
2.С. Изотьева. А ПАМЯТЬ СВЯЩЕННА. Газета "Ингушетия" от 2.11.2002 г..
3.В 2019 году ООО ТПК "Центробанк" благотворительным фондом СафМар" (составитель - Якуб Патиев) издана книга Союз писателей РИ "100 писателей Ингушетии", где на 283-284 страницах даётся краткая биография и краткий перечень моих работ.
4.17.06.2022 года на сайте (neokulture.ru) "Неокультура" опубликовано интервью с участником альманаха "Творчество и потенциал" Айшат Мальсаговой "На моём пути всегда добрые и отзывчивые люди".
5.Якуб Патиев. Писатели Ингушетии. в 2-х кн.Нац.библ.РИ им. Дж.Яндиева, Южн. изд.дом, Кн.1. - 2015 Книга вторая, 2022. - С.68-69.
6.А.Н.ЗУБРИЦКИЙ
КТО ЕСТЬ КТО
В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ
СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ,
ПОЭТОВ, ДРАМАТУРГОВ
И ЖУРНАЛИСТОВ
МОСКВА: ООО «Сам Полиграфист», 2023: 1060 с.: ил.
ISBN 978-5-00227-101-6
В настоящем биографическом справочнике представлены анкетные портреты
Интернационального Союза писателей (ИСП), поэтов, драматургов и журналистов.
Подобный справочник составлен впервые, материал его включает фотографии и расположен в алфавитном порядке с учетом разделения биографистов на следующие категории: Кандидаты в члены, Члены и Почетные члены ИСП.
Книга предназначена прежде всего для писателей, поэтов, драматургов и журналистов и всех интересующихся данной тематикой.
Целью настоящей работы является изучение и систематизация биографий в представленной оригинальной компактной анкетной форме, что в свою очередь позволяет широкому кругу читателей глубже познакомиться и проникнуть в неизвестные страницы жизни и творческой деятельности биографистов, и, таким образом, вносит весомый вклад в развитие истории ИСП. Кроме того,
структуризация материала в таком виде дает возможность его шире популяризировать
и пропагандировать среди писателей, поэтов, драматургов и журналистов и широкой читательской аудиторией.
Предлагаемое издание содержит аннотацию и синопсисы на русском и английском
языках, приложение, в котором приводится образец анкеты биографиста, а также иллюстрировано фотографиями персоналий (1338) и фотографией автора.
 

                НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И СТИХИ.
1.А.М. Мальсагова. Ингуши – выпускники Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса. // «Голос Назрани» от 12 июня 1998 г.; «Сердало».
2.А.М. Мальсагова. Восточная лексика в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»/Л.Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. Чечено-Ингушское книжное издательство, Грозный, 1989. – С.138-151.
3.Мальсагова 1айшат. Вайнаьха дешаш Л.Н. Толстойя кхолламе. /Лоаманан 1уйре, №4, 1989. С. 93 – 95.
4.Айшат Магометовна Мальсагова, ассистент кафедры «Общее языкознание». К 100-летию Орцхо Артагановича Мальсагова.//«Голос Назрани», № 20 от 31 июля 1998 года.
5.А. Мальсагова. Ст. преподаватель филиала г. Назрань от РИНХа. Он сделал ингушский фольклор достоянием России. //«Сердало», № 7 от 24 января 2006 г.
6. М. Мальсагова. Эпистолярное наследие «ингушского декабриста» Орцхо Артагановича Мальсагова /1898 – 9 июня 1961 г.//Газ. «Ингушетия»:
6. № 50 от 22. 04. 2006;    7. № 51 от 25. 04. 2006; 8. № 52 от 27. 04. 2006;
9. № 53-54 от 29. 04. 2006; 10.№56 от 6. 05. 2006;   11.№ 58 от 13. 05. 2006;
12.№ 59 от 16. 05. 2006;    13.№ 60 от 18. 05. 2006; 14.№ 61 от 20. 05. 2006;
15.№ 62 от 23. 05. 2006;    16.№ 63-64 от 25. 05. 2006; 17.№ 65 от 27. 05. 2006;
18.№ 66 от 30. 05. 2006;    19.№ 67 от 1. 06. 2006;     20.№ 68 от 3. 06. 2006;
21.№ 69 от 6. 06. 2006,     22.№ 70 от 8. 06. 2006;     23.№ 71 от 10. 06. 2006;
24.№ 72 от 15. 06. 2006;    25.№ 74 от 20. 06. 2006;    26.№ 75 от 22. 06. 2006;
27.№ 76 от 24. 06. 2006; 28.№ 77 – 78 от 27. 06. 2006;  29.№ 79 от 29. 06. 2006;
30.№ 80 от 2. 07. 2006;     31.№ 81 от 4. 07. 2006;     32.№ 82 от 6. 07. 2006;
33.№ 83 от 8. 07. 2006;     34.№ 90 от 18. 07. 2006;    35.№ 91 от 21. 07. 2006;
36.№92 от 22. 06. 2006;     37.№ 93 от 25. 07. 2006.
С 22.04.2006 года по 25.07.2006 г. я печатала материал об Орцхо Артагановиче в газете "Ингушетия", редактор газеты - Абу Гадаборщев, с которым у меня состоялось знакомство за неделю до этого. Первое, что я отметила в нём - это его благородство, культуру, манеры общения. Честно сказать, я была удивлена его приёмом, потому что, обивая пороги издательств, я давно не видела такого уважения от многих друзей Ахмета, а, тем более, этого человека я видела впервые.
Он сослался на многие проблемы в издательстве, но обещал оказать посильную помощь.После выхода первого номера с моей статьёй, он позвонил мне и попросил прийти в издательство "Ингушетия". Я сначала переживала, думала, что не понравилась моя статья. "Знаешь, - начал он, - ко мне поступает много звонков и просят газеты с вашей статьёй, у народа появился интерес к газете, буду увеличивать тираж. Я знаю, что тебе нелегко, я хочу увеличить тебе гонорар, а для этого возьму тебя внештатным корреспондентом. Меня устраивает сотрудничество с тобой. И я рад, что могу оказать какую-то посильную помощь семье своего любимого преподавателя, которого мы студенты, не побоюсь этого слова, все уважали и гордились, что в рядах преподавателей Ахмет Орцхоевич Мальсагов, который по грамотности не уступал ни одному профессору и имел весомый авторитет. Спасибо тебе, сестра, что продолжаешь дело этой семьи. Потомки тебе скажут спасибо. Реакция читателей является этому подтверждением".
Я сама получала много звонков с просьбой дать почитать такие-то номера, которые упустили и не могут достать.
3 мая 2007 года газета "Ингушетия" опубликовала рецензию Башира Гайтова, инженера, жителя Ингушетии "На цикл публикаций "Эпистолярное наследие "Ингушского декабриста" Орцхо Артагановича Мальсагова, опубликованных в газете "Ингушетия (№№ 50-93, 2006 г.)
"Работая на Тенгизском  месторождении нефти (1988-19930,  случайно купил в киоске книгу "Адские острова". Тогда я и узнал о тяжёлой судьбе, беспримерном мужестве её автора Созерко Мальсагова.
Теперь, через 15-17 лет я с большим интересом прочитал публикации о его младшем брате Орцхо, где приводятся сведения о его братьях: Ахмете, Созерко,Арсамаке, его отце Артагане, снохах Леби, Марьям, семье самого Орцхо и др.
Если его сына Ахмета (Пунтика) одолевал "ложный стыд" писать о своём отце, то ещё менее удобно это было снохе А., если учитывал ингушский эздел (этикет). Но справилась отлично!
Через письма "оттуда, куда Орцхо был заключён по известной 58-й статье (все его былые заслуги были забыты или извращены настолько, что всё белое стало чёрным), узнаём о беззаконии того времени, зверском содержании в лагерях, отношение к ним бериевских палачей. Даже в момент хрущёвской оттепели, в процессе пересмотра сфабрикованного "дела", вместо извинения семье удосужились вытянуть с них в те голодные годы крупную сумму денег. Наглость, бесстыдство, вымогательство органов - всё показано в натуре.
Все семейные  события изложены ясно, затрагивая параллельно и его товарищей, и родственников: Х.Орцханова, А.Газдиева, К.Чхеидзе, А.Богатырева, Р.Озиева.
Власть, основанная на безбожии и лжи, доносах и репрессии не могли дать ничего хорошего. Поэтому и получили они по заслугам: диктатор-тиран, отравленный своим другом-опричником, а того по воле Аллаха, , расстрелял Н. Хрущёв. Как говорится, собаке собачья смерть.
Какой-то злой рок витал над братьями Мальсаговыми: Ахмед расстрелян (1930), Созерко в одиночестве умер вдали от Родины (1976), Орцхо, дважды репрессированный  (1944, 1950), рано ушёл из жизни(1961).
Арсамак недолго прожил после высылки (1949) - все, не повидав друг друга не попрощавшись с близкими и родными, разбросанными на тысячу километров.
Заболев в тюрьме, куда его кинули за защиту отца, перенеся все мучения по его освобождению, умер, мало прожив, холостым , сын Казбулат.(1960)
Дала гешта долда царег1 , Дала къахьетам болба.
Были у нас достойные, незабываемые, высокочтимые в народе муллы, шейхи, устазы  з религиозных деятелей, но, думаю, что эта когорта стоит так высоко. Орцхо, как и его братья, оставил после себя достойные дела и добрую память о себе, вырастил хорошее потомство.
Все описанные в публикациях события мне близки, почти аналогичное произошло и с нашей семьёй. Нас в 1944 году выслали с с.Экажево. Отец после работы судьёй в Пригородном районе, год работал секретарём Назрановского района. Поселили в с. Нагорное Келлеровского Кокчетавской области. Его чуть ни посадили за защиту мальчика-немца, которого избивал председатель колхоза. Через 2-3 месяца переехали в райцентр, хатем в Кокчетав. С нами находился и Ибрагим Гайтов с с. Кантышево, пока через полгода ни нашлась его семья под Петропавловском.
В 1955-1958 году я учился в Карагандинском горном техникуме, затем работал в Кокчетаве, а в 1959 году мы вернулись на Кавказ.
Как известно, умные, образованные, деловые ингуши власти в то время не были нужны. Из кокчетавских ингушей-Интеллигентов того времени я помню многих. Это: Зака Аушев, Ибрагим и Саварбек Арсамаковы, Султан Арчаков, Заурбек, Алаудин и Багаудин Бековы, Ази Богатырев, Гази-Магомед Ведзижев, Ахмет Газдиев, Хамид Гайтов, Юнус Гадаборщев, Хамзат Гастемиров, Ахмед Дудургов, Ахмет Дахкильгов, Тархан и Усман Кулбужевы, Хаж-Умар Льянов, Орцхо  Исраил Мальсаговы, Магомед и Алаудин Озиевы, Алаудин Мислауров, Аюп Тариев, Висан-Гирей Тумгоев, Висан-Гирей Цицкиев, Алаудин Хаматханов и многие др.Пусть простят меня те,кого забыл упомянуть.
Многие были наши родственниками, бывали у нас, обслуживать и слушать их беседы было для меня огромным удовольствием и счастьем.
Пожелание авторам: опубликовать свой труд в журналах, альманахах Ингушетии, Чечни и ЮФО, издать отдельной книгой, дополнив воспоминаниями о нём родственников и всех знавших его. Это было бы очень кстати к 100-летию со дня рождения Орцхо Артагановича Мальсагова.
Отдельное спасибо газете "Ингушетия" за публикацию "Эпистолярное наследие.
Башир Гайтов, инженер, житель г.Назрань".
Пожелание Башира Гайтова (Дала гешта долда цог1, вийрзза меттиг даькъала хайла). Через 13 лет мне удалось начать печатать тексты в книжном издательстве "Четыре" Санкт-Петербурга.
В декабре Владимир Путин издал Указ о праздновании 100-летия Ингушетии. Может в этом году удастся издать отдельной книгой.
 
38. А.М. Мальсагова. Он гордился своими предками. //«Ингушетия». 27 января 2011.
39. А.М. Мальсагов, О.А. Мальсагов. Знаток ингушского фольклора.// Газ. «Керда ха» /«Новое время» от 8.04.2011 г. на ингушском языке.
40. А.М. Мальсагов, О.А.Мальсагов. Учёный, фольклорист, критик Ахмет Орцхоевич Мальсагов..// Газ. «Керда ха»/ «Новое время» от 14.10.2011.
41. В 2014 году была награждена Дипломом Номинант Национальной Литературной премии "Поэт года" 2013. В 52 Альманахе Поэт года 2013 опубликовано 28 стих.
42. Поэт Года 2014 года. Книга 68, 2015. - С.210-275.Опубликовано 64 стиха.
В 2015 году была награждена Дипломом Номинант Национальной Литературной премии "Поэт года 2014».
21 марта 2015 года была приглашена в большой конференц-зал Правительства Москвы на торжественную церемонию вручения национальной литературной премии "Поэт Года 2014".
Получила Диплом лауреата в номинации "Выбор издательства", статуэтку и Сертификат в размере 10 тыс. рублей.
43.Сборник Поэт Года 2015. Книга 53. М., 2016.- С.150-227. Опубликовано 69 стихов.
44.Сборник "Детская литература" 2015. Книга 7. М., 2016.132-193. Опубликовано 65 стихов.
44. 27.09.2015. НАСЛЕДИЕ. Литературная премия 2015 года. Книга 12. - С.162- 211. ДИПЛОМ Номинант Литературной премии "НАСЛЕДИЕ" 2015. Опубликовано 31 стихотворение.
45. НАСЛЕДИЕ. Литературная премия 2015 года. №51454-АС в 25 том «Наследие 2015»: издан 15.09.2015. Книга 25.- С.270 -288. ДИПЛОМА. Номинант Литературной премии "НАСЛЕДИЕ" 2015. Опубликовано 14 стихотворений.
46. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА. №51451-АС в 8 том «Георгиевская лента»: издан 31.08.2015. Книга 8. - С.212 - 256. Опубликовано 36 стихотворений.
47. К 121-летию Сергея Есенина вышел сборник "Русь моя 2016".№62061-АС в 18 том «Русь моя 2016»: издан 20.09.2016. Номинант Литературной премии имени Сергея Есенина. Москва, 2016. Книга 18.- С. 227 - 239. В этот сборник вошли 15 стихов.
48. 11.11.2017 год. Наследие. Номинант Литературной премии 2017 года. Москва, Т.11. № 87012-АС в 11 том «Наследие 2017». Опубликовано 17 стих.- С.415 -436.
49.Материалы на портале Субкультура:
50. Восточная лексика в повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат".//Русский колокол. - Т.4.-2017. - С.330 - 347.
Я принимала участие в конкурсе «М.Ю. Лермонтов». На конкурс представлена поэма «М.Ю. Лермонтов» и другие стихотворения.
В альманах «Российский колокол» № 4 «Восточная лексика в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». М., 2017. - С. 330-347.
51. Альманах "Российский колокол". Спецвыпуск им.М.Ю.Лермонтова. Вып.2, 2018. - С.112 - 137. Номинант премии М.Ю. Лермонтова. В сборник вошли поэма "М.Ю.Лермонтов" и 5 стихотворений.
52. Russian Bell/ Rossiiski Kolokol (English edition)/ International Union Writers/ №3, 2018.- С.116-121. /на английском языке/.
53. Рукописный сборник. Автограф У1. М., Интернациональный Союз писателей, 2019. /Русский колокол/ на русском языке.В сборник вошли 5 стихотворений. - С.104-109.
26 января 2020 года - награждение медалью Чехова-160 на церемонии вручения в конференц-зале Правительства Москвы.
54.Награждена медалью "Анна Ахматова 130 лет".
55.ИСП выпустил сборник "Современник". Москва, № 9, 2020.- С.119 - 170. В нём опубликовано 42 моих стихотворения.
56.Награждена медалью М.Лермонтова.
57.Награждение медалью Ахматовой: медаль вручается на церемонии.
58.Награждена в августе медалью "Георгиевская лента 250 лет".
59.В сборнике "Антология русской поэзии 2019". Книга 30. М., Изд-во Российского союза писателей, 2020. - С. 131-144. Опубликовано 9 стихотворений. из них - 3 стихотворения посвящены памяти Анне Ахматовой, а 4 - памяти Марине Цветаевой. Получила Свидетельство о том, что мои произведения включены в Антологию русской поэзии за 2019.
В 2019 году Автором-составителем Якубом Патиевым вышла книга 100 писателей Ингушетии,где есть мои биографические данные. - С.283-284.
60.В сборнике "Наследие". Книга 1."Изд-во РСП", М., 2020.- С.39-49. 7 стих.
Награждение медалью А.Фета.
Награждение Георгиевской медалью.
Награждение медалью И.Бунина.
Награждение Звездой «Наследие» 2020. Финалистка. Вручение премии «Наследие» состоялось 28 мая 2022 года на торжественной церемонии с участием сына Великой Княгини Марии Владимировны, Георгия Михайловича, вручены премии за 2020 и 2021 год. Вручены 2 звезды "Наследие"  за 1920 и 1921 года.
Сборник "Наследие" 2021. Книга 11. - М.: Изд-во РСП, 2021. - С.61-70. 6 стих.
Антология русской поэзии.2021. Книга 23.- М.: Изд.РСП, 2022.- С.163-177.7 стих.
Сборник "Человек слова". Санкт-Петербург, изд-во "Четыре", 2021 год. Номинант премии года "Человек слова". Статуэтка. В сборник вошли 11 стихов.-С.362-286.
В январе 2022 года принята в Международную академию наук и искусства.
14 марта 2022 года выдан Сертификат Серии АН № 010 080 об избрании членом-корреспондентом Международной академии наук и искусства (МАНИ). Выбрана в рекомендательную комиссию.
Сборник "Самому себе не лгите". Посвящён 200-летию Ф.М.Достоевского. Т.4. Санкт-Петербург, изд-во "Четыре", 2022. -С.404-419. В сборник вошли 9 стихов.
Номинант конкурса "Писатели нашего времени". Статуэтка и медаль Ф.М.Достоевского от 12.05.2022 года.
27.11.2022 года Общероссийской общественно-государственной организацией "Союз женщин России" Ингушским региональным отделением награждена Почётной Грамотой за плодотворную работу, высокий профессионализм, активную гражданскую позицию и участие в реализации государственной политики по защите интересов женщин, семьи и детей.Председатель М.К.Ужахова.
Альманах современной литературы. Творчество и потенциал. Вып.1.Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.74-79; 282-306. Лауреат премии им. В.Г.Белинского. Медаль им. В.Г.Белинского.
Альманах современной литературы. Творчество и потенциал. Вып.2.Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.68-74;246-268. Медаль им. Корнея Чуковского. Пушкин навсегда. Сборник, посвящённый 223-летию А.С.Пушкина. Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.218-237.
Проект Серебряная нить. Мы все немного у жизни в гостях. Сборник, посвящённый творчеству Анны Ахматовой. Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.102-126.
Проект Серебряная нить. Мгновений след. Сборник, посвящённый творчеству Марины Цветаевой. Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С. 172-190.
Проект Серебряная нить. Пока безумствует мечта. Сборник, посвящённый творчеству Александра Блока. Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.95-101.
Весёлый апельсин. Детский сборник Раскраска № 3. Кн.изд. "Четыре" Санкт-Петербург, 2022.- С.18-28.
Сборник "Вокруг света". М.2022.
Сборник Песни Года 2022. Книга 2. М., 2023 г. - С. 303-322. 18 стихов.
В 2022 году наша молодая Республика Ингушетия отметила своё 30-летие.
За вклад в русскую и ингушскую литературу я была отмечена юбилейной медалью "30 лет образования Республики Ингушетия".
С каждым годом всё яснее становится необходимость беречь то уникальное, что всегда было присуще нашей ингушской литературе: глубина, душевность, умение говорить с читателем без надменности, без подобострастия, без фамильярности, мгновенно откликаться и быть сопричастным к чаяниям людей, вести диалог как с другом, помощником.
К.Д.Ушинский отмечал: "Если вы удачно выберете свой труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас!".
Я действительно счастливый человек! У меня много братьев и сестёр, много детей, много внуков, а также много подруг и друзей!
Я получаю очень много рецензий, сообщений не только от друзей, а на сайте Стихи.ру. Вот одно, от которого становится тепло на душе: "Дорогая Айшат! Обычно я не читаю длинные резюме на страницах авторов, но ваше притянуло мня какой-то магической силой, и я с интересом прочитал всю вашу потрясающую биографию. Вы большой души человек, добрая, прекрасная женщина, дочь и мать! И творчество ваше замечательное!
Желаю вам неиссякаемого вдохновения, много радости и заботы, и внимания детей и внуков. Вы этого заслуживаете! С уважением Фёдор.(Вам это понравится).
"Айшат - человек с невероятно широкой и чистой душой. Героиня из тех тихих и застенчивых Женщин, что достойно живут, свободно дышат и непрерывно творят Добро! И я не только о замечательном творчестве Мальсаговой.
 Я знаю об этом человеке чуть больше, чем об авторе произведений.
Мои искренние пожелания в самых радужных и тёплых тонах! Помни, что у тебя есть брат! С уважением Лан Горский!"
"Мама чень смелая и волевая женщина. Она улыбается даже тогда, когда ей бывает грустно. Ей удаётся сохранить добрый нрав, несмотря на всю ту боль, которую пришлось пережить вне зависимости от складывающихся обстоятельств, никогда не отступает, прикладывает максимум усилий и умеет подшутить над собой за свои недочёты, что делает ёё невероятно сильным человеком. Ценитель прекрасного, почитатель культуры и эстетики. И этот стих я посвящаю ей:

Есть женщины на свете этом,
Которую люблю я сильно.
Поддержит дельным всех советом,
Прекрасна, как цветок, и стильна!

Свекровь мне мамою зовётся,
Без чванства,зависти, корысти, лжи!
На помощь миру отзовётся,
К Творцу в молитвах:"Деток сохрани!"

Талантлива, умна, красива,
Слывёт "Поэтом Года" номинант.
В поступках мужество и сила,
В стихах выплёскивает свой талант!
 Искренняя и верная душа, у неё нет времени на невежество или жестокость, и она всегда будет бороться с несправедливостью. "Мир, - любит подчеркнуть, - это прекрасное место, и ко всему нужно относиться с уважением и любовью.(сноха Милана 16 апреля 2014 г.).
"Дорогая Айшат! У тебя большое сердце и сильный характер, и эти две особенности делают из тебя фантастическую подругу, и, в целом, замечательного человека. Побольше бы нам таких людей, как ты!"
У меня стихи об Ингушетии, о Казахстане, о Грозном. Понятие Родина не останавливается на одной Ингушетии, а вмещает себя Казахстан, Таджикистан, Чечено-Ингушетию, Магас! Нравится город Санкт-Петербург и ленинградцы!
"Служил в Казахстане, это моя молодость.Вспоминаю Казахстан с любовью...Всегда и везде были люди, которые во всех обстоятельствах оставались людьми! Хорошее, доброе стихотворение о хороших людях. С уважением Василий Корнилов".
Есть несколько стихов, посвящённые участникам Дикой Дивизии, в которой активное участие принимали три брата: Ахмед, кавалер 4-х Георгиевских крестов, Созерко и Орцхо - сыновья Артагана Мальсагова. Если мы забудем прошлое, у нас не будет будущего. Поэтому я считаю, что наша молодёжь должна знать историю своего народа, все перенесённые тяготы и радости. У меня больше трех с половиной стихов, и в них вся история моего народа, а я - частица этого народа! "Твои стихи, Айшат,пронизаны гордостью и любовью к Ингушетии!"(Ася Шаипова).
"Спасибо вам за прекрасные стихи. Мы гордимся, что среди нашего народа есть такой талантливый, умный, образованный человек! Дала аьттув боккхалба хьа! )
"Спасибо большое сестре за щедрость, правда, ты чудесная!  Спасибо большое, моя сестра, всегда т выглядишь потрясающе. Всегда твои слова и стихи - топ!
Действительно, ты лучшее здоровье без сомнений, у тебя навыки в литературе, отличный уровень в поэзии! Хорошего продолжения в области литературы!   Ты всё ещё лучшее! В твоих словах я нахожу счастье, с удовольствием делюсь твоими стихами! Аллах защитит тебя! Большое спасибо!(
"Замечательные стихи  о доблести и воинской славе наших джигитов в составе Дикой Дивизии. Спасибо,вам Айшат, за возвеличивание памяти об истории Ингушского кавалерийского полка под командованием одного из отважных сынов Кавказа Мерчули!
(Мурад Тепсуркаев)



Продолжение следует.

С уважением Айшат Мальсагова.







 


Рецензии