Из одного металла льют...

 Многие первоцелинники, совершившие трудовой подвиг на полях Зауралья и Северного Казахстана, были ещё не постаревшими ветеранами недавно отгремевшей страшной войны. И десятка лет не прошло после падения Берлина, а бывшие бойцы уже ехали на восток – поднимать целину. Было в этих людях нечто такое, что порой неподвластно пониманию следующих поколений – неуёмное стремление сделать для родины всё, что в их силах.
  Автору, благодаря судьбе, немало довелось встречаться с людьми такого склада, одним из которых был Александр Васильевич Новиков, механик гаража совхоза «Пресногорьковский». Из разговоров с Александром Васильевичем сложился рассказ о непростой жизни ветерана.
  Родился он на хуторе Верхняя Черноречка Зианчуринского района Оренбургской (тогда Чкаловской) области 1 сентября 1926 года. Закончил четыре класса и пошёл работать в колхоз. На фронт ушёл семнадцатилетним, в октябре 1943 года. Воевал в 298-м стрелковом полку 100-й Гвардейской стрелковой дивизии. Освобождал Югославию, Венгрию, Чехословакию.
  Дядя Саша был немногословен, но иногда сдавался под напором молодых парней, которым ремонтировал технику и мы, раскрыв рты, слушали его рассказы.
  Младший сержант Новиков был снайпером, многое знал об этой воинской специальности. Особенно ему запомнился случай, происшедший неподалеку от Праги. «Повадился немецкий снайпер стрелять по лазарету с противоположного берега. Пойдут медсестрички стирать бельё и бинты на реку – он в них стреляет из каменных зданий. Вызвал меня комбат и приказал снять снайпера. Долго лежал я в развалинах, высматривал в оптику дома на противоположном берегу и вдруг на крыше одного из них приподнялась черепица и блеснула на солнце яркая вспышка – я выстрелил почти сразу. Вечером комбат разрешил мне пойти на другую сторону реки в группе разведчиков. Убитый мной снайпер лежал на спине, пуля попала прямо в голову. Мне достался трофей – цейсовская оптика с карабина, которую я приладил на свою мосинскую трехлинейку».
 Во время взятия Вены 12 апреля 1945 года после форсирования Дунайского канала стрелок пятой роты гвардии младший сержант Новиков первым в группе бойцов ворвался в разрушенный дом с отчаянно сопротивлявшимися эсэсовцами и уничтожил троих из них, одного пленил. С медалью «За отвагу» на груди съездил на побывку в родной казачий хутор, вернулся служить срочную до 1950 года.
  После демобилизации проживал во Львове, там и услышал о целине. Первоцелинник вспоминал: «25 февраля 1955 года с двумя товарищами подали заявления в райком комсомола. На работе нас задерживать не стали и уже через три дня с комсомольскими путевками и подъемными в кармане ехали в поезде. В Кустанай прибыли через восемь суток – нас уже было пять семей. В облсельхозуправлении на карте выбрали Пресногорьковский район. Нам было сказано ехать через Челябинск и Курган до станции Лебяжье, а там нас встретят трактор с будкой или машина.
  Ехали долго, в Лебяжке зашли на вокзал узнать, нет ли кого из Пресногорьковского района. Через несколько часов пришла за нами «летучка». Не доезжая до Половинного километров пятнадцать, есть село Яровое. Здесь застала страшная пурга, мы вернулись в село и пробыли там двое суток, пока не почистили дорогу. 14 марта прибыли в Пресногорьковскую МТС.
  Директор принял нас радушно, расспрашивал о дороге, о специальностях, но сказал, что с жильем совсем худо. Поселились в одной комнате восемь человек в большом многоквартирном доме. Жили до июня на квартире у бабушки, потом попали в комнату в том же большом доме. Работа началась так: директор МТС вывел нас на территорию и показал на огромную кучу снега. Под ней оказались машины. Очистили их от снега и под открытым небом начали ремонтировать, Гаража не было, была лишь одна маленькая землянушка. Два месяца делал свою машину, до самых тёплых дней. Первая поездка состоялась, когда дорога уже подсохла. Ездил в Лебяжье за горючим, по дороге несколько раз ломался, но все дефекты исправлял сам. Когда узнал хорошо дорогу -  доезжал от Пресногорьковки за три часа.
Как - то сломался у Починовки. Притянули трактором домой. Только начал ремонт, пришёл механик и говорит, чтобы собирался на станцию Тобол за новой машиной. Пригнали новую технику, стало легче. На бензовозе в старой валюте получал 250 рублей и туфли в виде премии за 270 рублей. Работал позже и механиком, и на пожарной машине. Наградили меня медалью «За освоение целинных земель». С 1958 по 1973 год под руководством Макаровой Зинаиды Георгиевны активно участвовал в художественной самодеятельности. Я хорошо играл на баяне. Давали концерты на полевых станах по всему району».
 В совхозе «Пресногорьковский» А.В.Новиков проработал да 1986 года. Ушёл на пенсию, но всегда помогал молодёжи своими советами по ремонту техники.
  Скончался Александр Васильевич Новиков в 2002 году в Пресногорьковке.
 


Рецензии