Иоанн Златоуст с цитатами и комментариями
Иоанн Златоуст
"Против иудеев":
Забавный своей дремучей простотой мужик, этот Ванька - и сейчас мужики примерно такие же и так же рассуждают! Ну, не сейчас, а во все времена, пока сохранялись естественная жизнь и деревня... И ведь по сути он прав (как и всегда - или почти всегда - мужики правы) А евреи, выходит, уже тогда пытались всё повернуть на свою сторону, всех подмять и переиначить...
И Златоустом его тоже по-деревенски назвали - кстати, пишет гораздо яснее ожидаемого. И даже читать интересно.
"Толкование на Евангелие от Иоанна" - переводчик другой? Мужика меньше видно, слишком гладко... Но в целом опять внятно написано, с примерами и рассудительностью - хотя наверняка всё перетолковывает на обычный религиозный лад (похоже, уже тогда он был обычным - в 4 веке!)
Почитал биографию: бедняге в конце жизни вместо славы досталось от византийской императрицы и церковного начальства... - явно вовсе не ценили его!
"Может ли быть что жалче нас, когда мы всюду бегаем и стараемся все захватить, чтобы запереть у себя в дому и изъять из общего употребления?"
"Ваши одежды или снедаются молью, или составляют тяжесть для сундуков и лишнюю заботу для владетелей; а Кто даровал и это и все прочее, Тот скитается нагим."
"Не отчаивайся из-за грехов: в грехе прежде всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат после падения."
"Таково свойство несчастий: они обыкновенно усиливают дружбу; это видно из того, что они легко могут прекращать и вражду." - сразу видно, что и тогда жили такие же люди, с такой же психологией; и все мы испытываем одно и то же...
"И корабль, неподверженный буре, плывет благополучно: так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани. Поэтому-то женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Оттого именно и Иаков был "кротким", что жил дома и был свободен от внешних тревог."
"Если игрок на цитре, танцор, или другой кто из принадлежащих к театру позовет город, все бегут с поспешностью, благодарят его за приглашение и тратят целую половину дня, внимая ему одному. А когда Бог беседует с нами чрез пророков и апостолов, мы зеваем, чешемся, скучаем" - уже тогда всё было скучно и мертво?! А ведь впереди было целые полторы тысячи лет религиозности - как она столько протянула с зевотой?!
Много у него отличных цитат... - ещё больше он мне после них понравился. Удивлён, что звучит современно - религиозная фразеология всегда и навеки та же... - и что тогда жили не хуже, чем сейчас и такие же люди... - тратили на концерты по полдня...
П.С.: Он единственный из них действительно христианин, этот Ванька Златоуст?! Кстати, он плохо кончил, не ужился с императорами... (Нет, ещё был Васька велик! - Василий Великий - и Гришка Богослов...)
П.С.2:
„Будем заботиться не о том, чтобы достигнуть могущества, почестей и власти, но о том, чтобы отличиться добродетелью и любомудрием. Ибо власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь душу самую мужественную, чтобы пользоваться властью как следует.“ - а добродетель и любомудрие (т.е. мудрость) для того, чтобы пользоваться властью, не нужны?! Имейте троицу богов в себе, троицу их главных достоинств и справитесь со всем, в том числе, и с властью ("мужественность" - это, наверное, больше о физической силе и выносливости). Но всё равно он верно говорит: имейте сначала нужные достоинства и силы, а уж потом говорите о власти - не забывая, что мирская власть неугодна богу, как и мирское богатство...
„Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.“ - да, лучше не зажиматься, не бояться, быть честным, откровенным. И душевную или духовную бедность не скрывай. Понять, что - дурак, это первый шаг к мудрости...
„Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое и юность. Поэтому если вначале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях. Напротив, потом привычка обратится для них в закон.“ - всё так, только разные бывают "пределы" и нельзя забывать, что мы вообще-то к беспредельному стремимся...
„Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять мир с сообщницей нашего житейского поприща, тогда и все прочее будет у нас спокойно и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны печься более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских.“ - в предыдущем разе был виден его консерватизм, а этот - извините, мещанство (пусть и без рабов и особых деньжищ). Мол, переплыть бы жизнь спокойно, да и ладно. Безопасности, опять же, хорошие засовы помогают... И с жёнушкой будет мир, если спокойно под каблук отправишься...
„Нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей. Не столько блистателен царь, одетый в багряницу, сколько молящийся, украшающийся беседой с Богом.“ - да не беседы это, а монологи, причем всё время и у всех одни те же. Бог уже давно сбежал, чтобы не слышать этот тупой однообразный гомон! И где написано, что нет ничего сильнее молитвы? Зачем вечно плодится отсебятина? И молитва это не богатство, а мольба нищего; совсем не для украшения она - а из неё умудрились-таки сделать украшение... Песни красивые в собрании попели? - теперь так же красиво помолимся...
„Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неистощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти.“ - в нищете, конечно, остаётся только молиться и надеяться. И молитва, конечно, основание для получения! Помолился, излил душу и легче стало... - но не надо всех этих прочих славословий... Кудрявая молитва - это ещё не молитва! Молитва со славословиями и вовсе только ритуал! Один из ритуалов поклонения, а любое поклонение - это ветхий завет, а не новый! Новый заменяет поклонение служением и дружбой....
„Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.“ - лучше синица в руках, чем журавль в небе? Т.е. с одной стороны лучше быть бедным в мире - но к божественным богатствам нужно стремиться...
„Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств.“ - отцы сами не тщательно воспитаны, их самих бы нужно наказать...
„Богатство имеет только наружность светлую, а внутри исполнено мрака, а бедность — напротив. Если бы открылась перед тобой совесть каждого, то в душе бедного ты увидел бы великое спокойствие и безопасность, а в душе богатого — смятение, смущение, волнение.“ - да, лучше бедность, чем ложное богатство, но лучше истинное богатство, чем бедность. Бедняки не всегда спокойны и безопасны, а кроме того, часто они внутренне так же скудны и скучны, как и внешне - живут по принципу "наше дело маленькое", 'всяк сверчок знай свой шесток" и прочее...
„Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны.“ - да, но Иисус вел себя иначе! Ни даров, ни отпора... Вместо даров уклонение, вместо войны мученическая смерть...
„Если ты говоришь и правду, но с гневом, то все погубил, будешь ли ты обличать, или вразумлять, или делать что-нибудь другое… Если душа хочет сказать или принять что-нибудь любомудрое, то наперед должна быть в тихой пристани. Не замечаешь ли, как мы, когда хотим рассуждать о чем-нибудь нужном, избираем места, удаленные от шума, где спокойствие и тишина, чтобы нам не развлекаться?“ - его истинная любовь - тишина и спокойствие. Опять: Иисус гневался. Ведь от избытка чувств говорят уста. Если же ты спокоен, то и безучастен - до равнодушия только шаг. Хотя, конечно, спокойствие помогает объективности... Написано: да не зайдет солнце во гневе вашем - т.е. мы будем гневаться, но надо стараться, чтобы и во гневе оставалась любовь (и она будет успокаивать)
„Злоречивый наперед посрамляет себя самого, а потом уже того, о ком говорит худо, или даже не может сделать с ним и этого, но сам заслуживает название человека дурного и ненавистного, а того делает еще более любимым. Ибо если тот, о ком он говорил худо, не воздает ему тем же, но хвалит и превозносит его, то воздает похвалу не ему, а себе самому.“ - опять: Иисуса можно назвать злоречивым по отношению к фарисеям! Он совсем немало ругался. И Павел отнюдь не только гладил по головке... До настоящей мудрости во всем добраться не так-то просто...
„Как поношение ближних обращается наперед на самих поносителей, так и добро, сделанное ближним, доставляет наперед радость самим делающим. Делающий добро и зло непременно сам первый испытывает то и другое: как вода, истекающая из источника, горькая и вкусная, и наполняет сосуды приходящих, и не уменьшает производящего ее источника, так точно зло и добро, от кого происходит, того и радует или губит.“ - это точно, хотя обмануться можно во всем: сделаешь вроде бы доброе, испытаешь умиление, а потом окажется, допустим, что не в коня корм или ничего доброго из твоего "добра" не вышло. "Хотел как лучше, а вышло как всегда "...
В общем, уже ясно его направление - он мыслил в духе 11 народных апостолов, но послабее, поэтому больше стремился к монашеской тишине и покою...
В биографии его мало чего-то особенного - он был монахом и большим церковным начальником. Пострадал от дворцовых интриг. Сначала неудачно вступился за вора, а потом за еретика... Хорошо читал проповеди, за что и был прозван Златоустом...
Свидетельство о публикации №223040200443