Соска Скорпиона, психологический разбор
Днем работает каскадером на съемочной площадке и механиком в автосервисе. А по ночам становится водителем для преступников, возит грабителей, искусно укрывая их от бдительного ока закона. Так он постоянно оттачивает свое мастерство ювелирного управления машиной на скорости. Мастерски нажимая на педали, драйвер с ничуть не меньшим профессионализмом может раздробить череп сразу же после романтического поцелуя.
С одной стороны, он суровый, немногословный, загадочно улыбается. А с другой, хочется задать вопрос: «Бро! С тобой все в порядке?»
Ответы на простейшие вопросы он дает через несколько секунд, взгляд в пустоту, странная однотипная улыбка, а позже и нелогичные поступки с гарантировано дрянными последствиями. Это вызывают много вопросов у психотерапевтов.
Так какова подлинная мотивация драйвера? Кто он такой, что им движет, почему он участвует в преступных делах?
Может денег не хватает или острых ощущений?
Но пока нам не до этого. Мы тронуты помощью, оказанной загадочным героем женщине-соседке, когда ее авто сломалось у супермаркета. С маленьким сыном, да еще с пакетами продуктов трудно добраться домой. Драйвер рядом, и он помогает.
Позже нас умиляет сцена, где драйвер катает эту прекрасную соседку с ребенком вдоль вечернего канала, пока ее муж отбывает тюремный срок.
И окончательно душа переполняется чувствами, когда драйвер несет уснувшего мальчика на своем плече. В фильме мы видим это глазами улыбающейся соседки, идущей следом. Это похоже на заботу отца о ребенке. Однако в тот момент драйвер несет на руках не соседского мальчика. Он несёт себя. И вот почему.
Мы не знаем о прошлом драйвера ничего. Не знаем его прошлой жизни. Где его дом, семья, родные? Он постоянно один. Он пришёл из ниоткуда, из пустоты. Ничего нет в прошлом. Нет семьи, нет друзей, нет историй. Этот красавчик тотально одинок.
Вот и любовная линия с соседкой так и не раскрыта. Время они проводят в основном втроем: драйвер, соседка и ее сын. То главный герой сидит с мальчиком и смотрит телевизор, то он играет с ним в приставку. А женщина просто рядом.
Но скоро из тюрьмы возвращается отец мальчика - муж соседки. И драйвер не знает сначала, как ему быть. Есть ли ему там место. Если бы его накрывали романтические чувства и была бы потребность в страстных любовных отношениях, наверное, его поведение выглядело бы иначе. Например, отбить любимую у брутального мексиканца. Или съехать с арендованной квартирки.
Однако вместо этого он начинает спасать.
Психологически желание «спасать» другого строиться на проекции. Проекции самого себя на спасаемого. И на самом деле глубинно нам всегда хочется спасти самого себя, однако психика проецирует это на других.
И вот уже драйвер как супергерой идет на стрелку с бандитами и договаривается о сделке, которая освободит соседа от всех обязательств перед криминальным миром. Но он спасает не соседа, у него нет потребности вернуть мужа жене. Женщина-то не особо счастлива с супругом, как видно по фильму. Здесь другое.
Если говорить психологическими терминами, то харизматичный герой Гослинга постоянно демонстрирует человека с так называемой оральной фиксацией. Этот термин введен Зигмундом Фрейдом и означает задержку, застопоривание, остановку ("фиксацию") на конкретном этапе развития из-за проблем с оральной стимуляции в детстве - например нехватку грудного вскармливания в младенчестве. И возникает зацикленность на том, чтобы позже стимулировать разными способами свою ротовую полость. Например, жевачками, леденцами,сигаретами или… зубочистками. Зубочистки в фильме фигурируют постоянно. Даже мальчику он предлагает погонять во рту зубочистку.
Известно, что «оральный» тип характера уделяет мало внимания своему праву на существование и меньше переживает за проблему своего личного выживания. Вспомним о склонности к риску драйвера.
Все внимание такой личности переадресовывается человеку, к которому он привязался, и проблемы этого человека становятся самыми важными.
И если грозит смерть объекту привязанности, то тут он идет на все, т.к. согласно теории объектных отношений страх утраты объекта привязанности становится самым сильным. Здесь-то и находит выход вся вытесненная и подавляемая годами агрессия, которая кажется зрителям чрезмерной. Зачем с таким извращенным садизмом убивать другого, когда достаточно одного выстрела из пистолета, до которого рукой можно дотянуться.
Дело в том, что испытав в раннем детстве потерю человека, который заботился о малыше, у оральной личности не были удовлетворены потребности в заботе, защите, ласке. И чтобы быть в состоянии дальше продолжать жить, она должна подавить в себе чувство злости из-за покинутости и неудовлетворенности, пережитое когда-то, скрыть и вытеснить свое глубокое отчаяние перед лицом реальности и запрятать свой страх оказаться вновь физически или эмоционально брошенным.
Драйвер как ребенок привязался к соседке, спроецировал на ее сына свою незакрытую потребность в тепле и вступился за отца ребенка, потому что не хотел, чтоб страдали те, к кому привязался. Но пострадал сам. За пару счастливых возможностей погреться в случайно оказавшиеся по соседству семьи, он заплатил жизнями нескольких людей.
Душевная травма, закрыть которую он пытался всю жизнь, привела к выбору стратегии, которая уничтожила всё последнее, что было в его жизни…
Как яд он выплеснул гнев, ненависть, злость на жизнь, на судьбу, на окружающих, на криминал – на всё и всех сразу. И вот теперь уничтожил все.
Одинокий скорпион, скрывающийся на пустынных дорогах. Пришел из ниоткуда, ушел в никуда.
Свидетельство о публикации №223040200497