Самая результативная атака субмарины

15 сентября 1942 года. Тихий океан. Сражение за Гуадалканал в самом разгаре. На самом острове американские морские пехотинцы остро нуждаются в подкреплениях и доставке предметов снабжения. Все необходимое находится на борту конвоя, следующего из Эспириту-Санто. 6 транспортов везут 4000 морских пехотинцев, а также автомобили, боеприпасы, продовольствие, авиационное топливо и инженерное оборудования для расширения аэродрома Хендерсон на Гуадалканале. Учитывая важность конвоя его прикрывали главные силы американского флота в этом районе - авианосцы "Уосп" и "Хорнет" в сопровождении новейшего линкора "Северная Каролина", 7 крейсеров и 13 эсминцев. И так уж сложилось, что курс соединения вывел его на позицию японской подводной лодки I-19, которая смогла дать самый результативный торпедный залп в истории войны на море.

Подводная лодка типа В1. Водоизмещение надводное/подводное 2584/3654 тонн. Размеры 108,7 х 9,3 х 5,1 метра. Вооружение: 1 - 140-мм орудие, 2 - 25-мм зенитных автомата, 6 носовых ТА 533-мм (17 торпед), 1 гидросамолет. Скорость хода: 23/8 узла. Экипаж насчитывал 94 человека.

I-19 принадлежала к подводным лодкам типа В1, созданной, как и многие другие японские субмарины, для действий на бесконечных просторах Тихого океана. Другой герой нашей истории - авианосец "Уосп" - был жертвой довоенных соглашений по ограничению морских вооружений, согласно которым суммарное водоизмещение авианосцев флота США не должно было превышать 135000 тонн. Таким образом "Уосп", который строился последним, не мог превысить лимит в 14700 тонн. В итоге ради максимального размера авиагруппы, инженеры пожертвовали бронированием и противоторпедной защитой - последняя просто отсутствовала.

Авианосец "Уосп". Водоизмещение 14700 тонн. Размеры 226 х 30,5 х 7,1 метра. Вооружение: 8 - 127-мм орудий, 5 счетверенных зенитных автомата (1 на 40-мм, 4 на 28-мм) 32 20-мм зенитных автомата. Авиагруппа: до 84 самолетов. Скорость хода: 30,5 узлов. Экипаж 2167 человек

Утром 15 сентября оба авианосца находились в 250 милях южнее Гуадалкнала. Корабли шли курсом на северо-запад двумя группами на расстоянии прямой видимости: 17-е оперативное соединение во главе с "Хорнетом" и "Северной Каролиной" и 13-е ОС во главе с "Уоспом". В 12:50 с I-19 обнаружили корабли противника. Лодка находилась к юго-западу от эскадры, и к большой досаде капитана 3-го ранга Кинаси Такакадзу, не имела никаких шансов выйти в атаку. Японцам помог случай: в 14:20 "Уосп" развернулся на юго-запад, под ветер, чтобы провести смену воздушного патруля. Теперь цель сама шла японцам в руки. В 14:44 взлетно-посадочные операции были закончены, и авианосец начал разворот вправо, чтобы лечь на прежний курс, но было уже поздно: с расстояния в 900 метров Кинаси дает 6-торпедный залп. Заметив опасность, на "Уоспе" кладут руль на правый борт, пытаясь встретить залп носом, но не успевают, и в 14:45 три торпеды попали в правый борт авианосца: две - в носовую часть, одна - ближе к середине корпуса.

На заставка: Пожар на борту авианосца "Уосп"

"Уосп" оказался обречен сразу: попадания торпед пришлись в район топливных цистерн и хранилищ боезапаса. От страшного взрыва самолеты на палубе подбросило так, что при падении на палубу они сломали стойки шасси. В ангаре самолеты также сорвало с креплений и кинуло друг на друга. Хуже того, в момент попадания там как раз шла заправка топливом, и трубопроводы с бензином превратились в огнеметы. От высокой температуры стали рваться снаряды зенитных орудий. Часть пушек была сорвана взрывом, а одна из них упала на капитанский мостик, чуть не убив командира корабля. Водопроводные магистрали системы пожаротушения оказались разорваны.

Между тем беды американской эскадры не закончились. Три торпеды, не попавшие в "Уосп", преспокойно дошли до 17-го оперативного соединения, натворив дел и там. В 14:52 попадание в носовую часть получил линкор "Северная Каролина", а спустя ещё две минуты попадание получил эсминец "О’Брайен". Да, это японские торпеды - дальнобойный, быстроходные, смертоносные. Линкор на два месяца угодил в ремонт, оставив американский Тихоокеанский флот без единственного на тот момент быстроходного линейного корабля. Что касается эсминца, то несмотря на разрушенную носовую часть "О’Брайен" удержался на плаву и сохранил ход. На следующий день он прибыл в Вануату, где был проведен первичный ремонт. 10 октября эсминец взял курс на Сан-Франциско, чтобы пройти уже капитальный ремонт, но до цели корабль так и не дошел. Повреждения силового набора корпуса оказались смертельными, и утром 19 октября "О’Брайен" затонул. К счастью переход осуществлялся в составе группы, и экипаж удалось спасти.

Но вернемся к "Уоспу". Спустя несколько минут после попадания авианосец уже имел крен в 15 градусов на правый борт. Рядом с бортом горело вытекающее из пробоин горючее. Машины корабля не пострадали, и командир авианосца капитан 1 ранга Форрест Шерман приказал снизить скорость до 10 узлов и повернуть влево, чтобы ветром огонь сносило с правого борта. Не помогло. В 15 часов огонь добрался баков с авиатопливом в носовой части ангара. Раздался сильный взрыв, спустя 9 минут - ещё два. В 15:20 Шерман отдает приказ оставить корабль. Эвакуация прошла организованно - раненых спасали в первую очередь, а командир, как и полагается, оставил корабль последним. Эсминец "Лэндстаун" получил приказ добить авианосец торпедами и оставаться рядом, пока корабль не скроется под водой. Несмотря на попадание ещё трех торпед авианосец тонул аж до 9 вечера. Из 2140 членов экипажа погибло 194, ещё 366 моряков получили ранения. Что касается I-19, то ей удалось уйти от преследования. Командир лодки знал, что утопил вражеский авианосец, но не подозревал, что смог добиться гораздо большего.

Сентябрь 1942 года был звездным часом для японских подводников, ведь за пару недель до потопления "Уоспа" I-26 отправила в ремонт авианосец "Саратога". А учитывая то, что "Энтерпрайз" также стоял в ремонте после боя у восточных Соломоновых островов, то у американцев на весь Тихий океан остался лишь один "Хорнет". При этом надо отметить, что потенциал японского подводного флота не был использован в полной мере. Японское командование упорно посылало свои лодки охотиться за военными кораблями, игнорируя коммуникации союзников. Всего за время войны на Тихом океане подводные лодки Страны Восходящего солнца утопили 184 транспорта, что совсем не смотрится в сравнении с 2840 потопленными у немцев, 1079 у американцев и 493 у англичан.


Рецензии