Полищук Степан Родионович

     Полищук Степан Родионович (мой тесть) родился 29 июля 1908 года в селе Нижние Серогозы Серогозской волости Мелитопольского уезда Таврической губернии (по состоянию на 2011 год - поселок городского типа, районный центр Херсонской области Украины - 5137 жителей) в крестьянской семье.

     Отец его Полищук Родион Филиппович, (1880 - 1939), имел крепкое зажиточное хозяйство, доставшееся ему от его отца Филиппа Васильевича Полищука.

     Сохранился интересный документ  «Приговор Нижне-Сарогозского Сельского схода постановленный апреля 1 дня 1903 года за № 81». В этом документе говорится, что на сельском сходе присутствовали 36 грамотных и 469 не грамотных домохозяев, это составило более 2\3  из всех 746 хозяйских дворов. Был произведен раздел имущества скончавшегося Филиппа Васильевича Полищука. Его вдове (второй жене Анне ) и ее сыну от первого брака Севастьяну выделили 50 и 85 рублей соответственно, Пелагеи - дочери от первого брака Филиппа так-же выделили 50 рублей, все остальное имущество оставили в совместное пользование сыновьям Филиппа от первого брака — Кузьме, Григорию и Родиону. Последних обязали выплатить деньги немедленно и  предоставить вдове и ее сыну отдельный домик на их же дворе и не выгонять их до смерти вдовы или до выхода ее замуж.

     Так и жил Родион вместе  с сестрой и братом (Анна умерла в 1907 году, Кузьма, по видимому, вскоре то же умер) одним двором.

     Была у Филиппа Васильевича еще старшая дочь Мария Филипповна Полищук (умерла в 1957 году), однако она в «Приговоре...» не упоминается, поскольку к тому времени была уже замужем за Григорием Волошко. У них было ( во всяком случае выжили) дочь Надежда Григорьевна Волошко (умерла в 1980 году) и сын Иван Григорьевич Волошко (1908 - 0995), которые дали многочисленное потомство.

     Старший брат Родиона Филипповича  - Григорий Филиппович, по-видимому, вскоре отделился, и жил самостоятельно. У него было четверо сыновей: Иван Григорьевич Полищук (умер в 1988 году), Владимир Григорьевич Полищук, Павел Григорьевич Полищук (1918 - 1987), Виктор Григорьевич Полищук (1926 - 1985), доживших до середины восьмидесятых годов 20-го века, однако конкретно о них  и их потомков практически ничего неизвестно. 

     Родион Филиппович  отличался завидным трудолюбием и интересом к работе и заметно приумножил отцовское хозяйство.

     Обладая хорошем голосом, пел в церковном хоре, помогал по хозяйственным делам местному священнику.

     Участвовал Первой мировой войне и после демобилизации в 1918 году привез в село  не какой-то ширпотреб, а несколько килограммов семенной гречки и стал ее возделывать.

     Из расположенного рядом знаменитом биосферном заповеднике Аскания-Нова, в котором в 1916 году было открыто отделение Петровской сельскохозяйственной академии по овцеводству, выписывал семена сельскохозяйственных культур, покупал племенных  овец, породистых гусей и кур. К началу коллективизации в СССР Родион Филиппович был крепким зажиточным крестьянином,в хозяйстве которого имелся большой набор сельскохозяйственного  инвентаря (плуги, сенокосилки, жатки, молотилки, несколько тягловых лошадей), наделы пшеницы, овса, гречки, виноградник, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры и прочее. Он принимал активное участие в сельскохозяйственных выставках, и как передовик производства, имел грамоту какой-то солидной выставки за урожай и скот.  Родион Филиппович очень гордился этой грамотой и несмотря на сгущающиеся над крестьянством тучи, считал, что эта грамота его охранит. Он настолько в этом был уверен, что вопреки всем отговорам, за полгода до раскулачивания, приобрел еще и небольшую мельницу. 

     Мать Степана Родионовича - Ульяна Афанасьевна (1881 - 1963), была суровой и даже жестокой женщиной но семью, особенно впоследствии, кормила.  В поле она не работала, однако хорошо  зарабатывала шитьем, не даром  отец ее был известный портной.

     В их семье родилось пять детей: двое старших - Николай Родионович Полищук (1901 — 1920),  Агафья Родионовна Полищук (1904 - 1913), умерли еще в юности, Мария Родионовна Полищук   (1905 - 1991) и Степан Родионович Полищук (1908 - 1993) дожили до старости, младший Алексей Родионович Полищук (1913 - 1942) погиб в Великую Отечественную войну.

     Гражданская война на Украине была продолжительной, жестокой и кровавой.  Вот краткий перечень смены власти в селе Нижние Серогозы:
Январь 1918 года - установилась Советская власть;
Апрель 1918 года - село оккупировали немецко-австрийские войска;
Ноябрь 1918 года - восстановлена  Советская власть;
Декабрь 1918 года - село захватили белогвардейцы;
Март 1919 года - восстановлена  Советская власть;
Май 1919 года - в село ворвались григорьевцы (банды атамана Григорьева);
Июль 1919 года - село захватили деникинцы  (войска белой армии под командованием Деникина);
Январь 1920 года - восстановлена  Советская власть;
Май 1920 года - село захватили войска барона Врангеля, при этом село несколько раз переходило из рук в руки;
Август 1920 года - восстановлена  Советская власть;
Август 1920 года — село захватили войска генерала Кутепова (один из соратников барона Врангеля);
Октябрь 1920 года - восстановлена  Советская власть.

     Каждая смена власти сопровождалась грабежами, насилованием и убийством коренного населения.

     Так, когда в селе стояли махновцы (армия батьки Махно, тогда еще союзника большевиков) вдрызг пьяные казаки открыли огонь по стаду коров, приняв их за противника и перебили почти все стадо).

     Когда село захватили григорьевцы, они стали проводить насильственную мобилизацию населения в свою банду. Взяли и Родиона Филипповича вместе с конем и уздечкой. Родион Филиппович коня с уздечкой согласился отдать, но сам категорически отказался вступать в банду. Тогда его поставили к стенке сарая и собрались расстрелять; эту картину увидела Ульяна Афанасьевна, и, бросившись к старшему, умоляла отпустить Родиона Филипповича, поскольку от него все равно никакого толку для них не будет, а вот от солидной баклажки хорошего самогона будет.  Так  бутыль первача и находчивость жены спасли жизнь Родиона Филипповича. Самое примечательное было потом, когда месяца через 3 реквизированная лошадь сама пришла обратно домой.

     В мае 1919 года, после ожесточенных боев, когда село несколько раз переходило из рук в руки, десятилетний Степан вместе со своим старшим братом Николаем собирали горы патронов, а Николай еще принес и спрятал винтовку.

     В 1929 году в Нижние Серогозы явился вооруженный отряд, несмотря на крики, мольбы и грамоту Родиона Филипповича, всех, кто в чем был, посадили на подводы и повезли неизвестно куда. Единственная у них надеждой, которая смогла бы успокоить душу, было то обстоятельство, что за несколько дней до этой экзекуции Ульяна Афанасьевна закопала в огороде полное ведро полтинников. Возможно, они и до сих пор там лежат.

     Когда раскулаченных вывезли из села, где-то по дороге несчастные попрыгали с подвод и бросились бежать, кто куда. Конвоиры их не преследовали, хотя, и постреляли вверх для порядка.

     Так и разбежались:  Родион Филиппович вместе с женой осел в Симферополе, работал в научно-исследовательском институте конюхом, Ульяна Афанасьевна  -  дояркой. В этом нет ничего удивительного, поскольку в те времена многие предприятия имели свое подсобное хозяйство.

     Старшая сестра Степана Родионовича с семьей подались в Ташкент и обосновались в Ак-Кургане (районный центр Ташкентской области).

     Младший брат — Алексей тоже оказался в  Симферополе, работал на птицефабрике, поскольку окончил сельскохозяйственный техникум.
Куда бежал сам Степан Родионович, будет описано ниже.

     Нижние Серагозы были большим селом. Его инфраструктура обслуживала 11 населенных пунктов. В  1914 году в селе действовала больница, 4 земские однокомплектные и 3 церковно приходские школы. В них обучалось 298 учеников и работали 7 учителей.

     Степан Родионович окончил 4 класса земской однокомплектной  школы, затем окончил гимназию в  Мелитополе в 1927 году, причем в последнем выпускном классе проучился 2 года, и не потому что плохо учился, а из-за солидарности со своим другом, который учился в этой гимназии на год младше.

     В 1927 году поступил на 1 курс Днепропетровского горного института (сохранился один лист из зачетки за второй курс 1929 года на украинском языке).

     В 1929 году его вызвали в деканат и предложили отказаться от своих родителей как раскулаченных врагов народа. Степан Родионович отказался и ему сразу же вернули документы, указав на дверь. В те годы это было всеобщей практикой . Если человек отказывался от своих репрессированных родителей,  ему позволяли пользоваться всеми благами общества, в противном случае он превращался в изгоя. Его старшая сестра Мария (1905-1991) и ее муж Василий Минаевич Полежаев (1904-1967), который происходил из еще более зажиточной семьи, чем Полищуки, по видимому, поступили наоборот, что позволило им в будущем достичь солидного положения в обществе. После войны одно время Василий Минаевич был ректором Днепропетровского Государственного Университета.

     Надо было как-то жить, и Степан Родионович устроился работать на шахту в Донбассе, был отмечен за трудолюбие и смекалку и много зарабатывал, но и там какой-то паразит из Нижних Серогоз, увидев его, громко заявил:  «А что тут делают  всякие раскулаченные». Естественно,  Степан Родионович, не дожидаясь последствий, тут же уволился. Так и мотался он по Украине,  перебиваясь случайными заработками.

     Сохранилось несколько документов - справок с различных мест работы Степана Родионовича и его две трудовые книжки. Надо отметить, что ряд фактов в трудовой биографии  Степана Родионовича, взятых из разных источников, существенно противоречат друг другу.

     Запись в трудовой книжке: 06.29 - 09.30  Электрик зарядчик аккумуляторов на шахте «Юный Коммунар» города  Енакиево.
Справка № 26: 25.10.30 - 05.01.31 Слесарь не строительстве совхоза «Червонный Велетень».
Запись в трудовой книжке: 14.02.31 - 10.09.32  ?  Слесарь Макеевской строительной конторы 8-го треста при Металлургическом заводе им. Кирова.
Справка № 216: 05.01.32 - 17.11.32  Плотник на складе в Мало-Михайловке (Днепропетровская область Украины) конторы «Укрптахопродукт».
Справка № 128:   28.11.32 - 22.04.33  Забойщик Симферопольского каменно-пильного завода.

     Оставаться дальше на Украине было опасно и Степан Родионович принял решение перебраться куда-нибудь подальше.

     В начале 1933 году он, практически без денег и документов, приехал в Ташкент.  Он решил помолодеть, изменил свой год рождения на 1912 и так и проходил по всем последующим документам. Поскольку его образование, хотя и незаконченное, было связано с геологией,  он собрался в Алмалык, где начался разрабатывать большой рудник.  Денег у него  было мало, поэтому он пошел в Алмалык пешком. В Алмалыке оказалось, что он опоздал, все рабочие уже набраны и  работы больше нет.

     Когда он шел по дороге, провидение над ним сжалилось и он нашел кулек с деньгами, вроде бы рублей 14. Обрадовавшись такому подарку, он зашел по дороге в чайхану, поскольку давно уже не ел. Переночевав там же, утром он познакомился с мужиком, который набирал команду рабочих для сбора булыжника и гальки. Они предназначались для   отделки  мостовых города Ташкента. Обещал хорошо заплатить. Степан Родионович сказал, что ему хорошо не надо а надо согласно наряда. Мужик согласился. Степан Родионович работал так, как никто другой, в результате после закрытия наряда получилась солидная сумма денег.  Мужик удивился, но все же оказался честным и все деньги заплатил.

     Справка № 587:   07.05.33 - 19.08.33   Воротовщик Алмалыкского медеплавильного завода.
Справка № 5:  29.08.33 - 15.03.34  Забойщик шахты № 1 рудоуправления Кизыл-Кия (Баткенская область Киргизии) треста «Средазуголь».
Справка № 136: 23.05.34 - 06.08.34  Забойщик Сары-Горской Г.Р.П. (геолого-разведочной партии) треста «Таджикзолото».

     Сары-Горская ГРП находилась в Нуреке, Таджикистан, где впоследствии была построена знаменитая Нурекская ГЭС. В те времена там с одного берега на другой можно было перейти  по очень длинному бревну, при этом вниз желательно было не смотреть, поскольку глубина ущелья очень большая и было страшновато.

     Степан Родионович был в ГРП на хорошем счету, ему доверяли настолько, что однажды отправили одного в Душанбе (областной город в Киргизии) получить в банке заработанную плату на всю партию. Расстояние до Душанбе чуть более 70 км, сейчас на автомобиле занимает около 1 час 20 мин времени. В то время на это уходил целый день. Машин было мало, ходили они редко, бывали промежутки в 3 - 4 часа, когда на встретишь ни одной машины. Перемещались, в основном, пешком, повезет - на арбе, запряженной, как правило, ишаком или реже - лошадью. Степану Родионовичу не повезло с логистикой, и обратно до ГРП он добрался поздно ночью. Все уже спали и были уверены, что он смылся вместе с деньгами за границу. Афганистан был рядом и контрабандисты часто предлагали желающим переправить из туда. Предлагали и  Степану Родионовичу. Взвесив все за и против, он отказался.

     Хорошо долго не бывает, ГРП расформировали,  Степана Родионовича уволили. К тому же он заболел малярией, с лечением было плохо и он решил поехать к родителям в Симферополь. Взял билет на поезд через Красноводск (Туркменбаши, Туркмения), благо денег у него теперь было много. Был август месяц, время созревания арбузов и дынь. В  поезде  2 мужикам подозрительного типа, увидев у него много денег, попросили их в долг. Они хотели купить дыни а затем продать их на конечной станции с наваром.  Степан Родионович был очень больной, прикинул, что если не даст, сами все равно отнимут, лучше добровольно, и  согласился. Мужики, выполнив задуманное, на удивление,  вернули все деньги  Степану Родионовичу.

     В Симферополе у родителей, хотя мы помним, что отец работал конюхом а мать - дояркой, но все таки это был научно-исследовательский  институт; Степана Родионовича быстро вылечили, и он снова вернулся в Ташкент.

     Справка № 5202:  07.09.34 — 10.11.34  Бетонщик «Текстильстройкомбината».
Строил Фрунзенский (Яккасарайский) торговый центр в городе Ташкенте на пересечении бывших улиц Шота Руставели (Усмана Насыра) и Богдана Хмельницкого (Бобура). Уволен по случаю призыва в ряды РККА.

     С ноября 1934 по ноябрь 1936 служил в Троицке - поселок городского типа (п.г.т.) между Ташкентом и Чирчиком (районный центр Ташкентской области) в артиллерийском полку; первый год курсантом, затем помощником командира взвода. Есть 2 фотографии, одна — 1935 года (рядовой), другая — 1936 года - 3 треугольника в петлице — младший комвзвода, согласно Воинским званиям и знакам различия РККА в 1935-1940 годах. Уволен в запас в должности командира взвода в звании  младший лейтенант (сохранился военный билет офицера запаса).

     Здесь следует сказать, что в 1935 году в Узбекистан перебрались  Родион Филиппович и Ульяна Афанасьевна. Он осели в Янгиюле  (районный центр Ташкентской области) и купили там комнату на балхане (помещение над проходом, проездом по двор) по адресу — улица Кагановича, 36. На такой шаг их подвинули две причины. Во-первых, старший сын Степан служил в Троицке, во-вторых, младший сын Алексей сидел в Урта-Ауле (п. г. т. Зангиатинского района Ташкентской области). На птицефабрике, где, как мы помним, работал Алексей, сдохли все куры. Этот факт определили как диверсию, кроме того сын раскулаченного, в общем дали 5 лет и отправили отбывать наказание в Среднюю Азию.

     Родители и перебрались поближе к сыновьям, чтобы поддержать их.

     Освободился Алексей в 1936 году,  работал на консервном заводе в Янгиюле лаборантом. Наверное, где-то в это время он женился, жена Ольга, есть фотография, родили двух детей, но они умерли во младенчестве. В 1937 году поступил заочно на юридический факультет Ташкентского  Государственного университета, когда разобрались, кто он такой, пришлось бросить учебу, в 1938 году поступил в  Саратовский сельскохозяйственный институт (заочно), в 1941 году мобилизовали, сначала попал в Иран,  потом командир минометного взвода лейтенант Полещук А. Р.  воевал на Воронежском фронте в составе 1140 стрелкового полка, там и пропал без вести в начале января 1943 года. Приказом Главного управления кадров НК Обороны СССР от 31 марта 1945 года исключен из списочного состава КА. (ЦАМО, ф. 33, о. 11458, д. 633).

     А Степан Родионович демобилизовался из РККА в ноябре 1936 года, и  устроился на Маслозавод № 4 в Янгиюле техником-чертежником в технический отдел.

     На фронт Степана Родионовича не взяли.  В 1939 году он попал в аварию и серьезно повредил два пальца левой руки. Так всю войну он и проработал на Маслозаводе в должности конструктора (1938), инженера-конструктора (1939), сменного инженера (1942), энергетика (1943), инженер-энергетика (1946).

     В  1945 году Степан Родионович женился на Колпаковой Прасковье Яковлевне (20.03 1902 — 14.06.2020), которая одно время работала у него в техотделе.  В 1947 году у них родился сын Алексей, в 1950 - дочь Ольга.

     Поскольку у Степана Родионовича не было ни каких документов об образовании ему пришлось заново сдать экстерном экзамены, и получать школьный аттестат. Затем в 1948 году он поступил  на первый курс Всесоюзного заочного энергетического института на электромеханический факультет (сохранился его студенческий билет). Проучившись там два с половиной года он  бросил  учебу, так и не получив высшего образования (сохранилась его зачетная книжка). Несмотря на это, Степан Родионович успешно продвигался по служебной лестнице.   
 
     Запись в трудовой книжке: 01.03.51 - Начальник электроцеха. (есть Выписка из приказа с подписью и печатью. 06.10.50. Полищук С.Р., начальника электроцеха, назначить временно на должность Главного инженера Маслозавода № 4).
Запись в трудовой книжке: 30.12.60 - Зам главного энергетика.
Запись в трудовой книжке: 02.03.70 - Зам главного инженера.
Запись в трудовой книжке: 22.01.71 - 05.07.71 - Главный механик завода «Металлопластмасс».
Запись в трудовой книжке: 12.07.71 - Зам главного инженера «Масложиркомбината».
Запись в трудовой книжке: 27.01.78 - Уволен в связи в выходом на пенсию по возрасту.

     Как было уже замечено выше, в документах Степана Родионовича много не стыковок и противоречий. Самый главный вопрос  - написание фамилии. В одних документах фамилия пишется через «и» - Полищук (1934, 1934, 1948, 1948, 1949, 1950, 1957 годы), в других — через «е»  - Полещук ( 1932, 1934, 1934, 1957 годы). В свидетельстве о смерти матери Ульяны Афанасьевны — через «и», в трудовой книжке: в русском варианте — через «е», в узбекском — через «и». Даже в «Приговоре» от 1903 года дед Филипп записан через «и», а бабка Анна — через «е». Но в последнее время «и» победило и все родственники числятся как «Полищуки».

     Степан Родионович много занимался самообразованием, был начитанным, технически-грамотным; все, что касалось электротехники и механики, он знал досконально.

     Даже после выхода на пенсию его еще много лет приглашали на разработку различных технических проектов, или в качестве эксперта таких проектов. Он был очень эрудированным  человеком, можно сказать, он был ходячей энциклопедией. Он выписывал много всяких журналов, например журнал «Международная экономика и международные отношения» ему приходил один на весь Янгиюль. Он хорошо знал украинскую литературу, любил ее цитировать, особенно Остапа Вишню. С ним очень интересно было общаться, к сожалению, такие моменты случались все реже и реже, поскольку Степан Родионович последнюю половину своей жизни все сильнее и сильнее дружил с алкоголем, чем доставлял немало горя и огорчения своим близким.

     Умер Степан Родионович  8 марта 1993 года и похоронен на городском кладбище за каналом Джун-арык города Янгиюля.
                (январь 2021)


Рецензии