Рецензия на фильм Благословите женщину

Благословите женщину. Не всех женщин в целом, а только одну – Верочку, у которой в жизни есть только одно право – любить.

Отношения главной героини и Александра Ивановича на экране излишне романтизированы. Как будто так быть и должно. «Я люблю Александра Ивановича». А она для него – просто Верочка. Ласкового обращения «Сашунька» герой и вовсе стыдится. Каждый раз, ожидая новую реплику этого немногословного мужчины, заранее готовишься, что она будет ещё хуже предыдущей. Сценарист словно расставил его фразы по нарастающей: вначале – не такие уж и страшные претензии к ведению домашнего хозяйства, затем Александр заставляет жену избавиться от ребёнка, запрещает ласкать собственного сына и отправляет его же в интернат несмотря на слёзы любимой женщины. Но откровенно домашним тираном создатели фильма его не делают. Он честный человек, отказывается писать доносы, преданно служит, достойно проходит войну, как бы его ни обвинял генерал. «А я не как все» - с этой фразой зритель должен окончательно уверовать в исключительность персонажа. А его сухое «люблю», сказанное на больничной койке, и вовсе должно заставить зрительниц разрыдаться от «высоких отношений». Я не против показа патриархальной модели семьи, тем более, учитывая временной контекст. Но то, что это пытаются представить как любовь принца и русалочки, ЕГО и ЕЁ, вызывает у меня вопросы. Из-за названия фильма складываются определённые ожидания: хочется увидеть на экране историю женщины, семейную сагу, а не сказку. Архетипический сюжет – герой попадает в новый для него мир, проходит испытания и получает награду, возвращаясь домой – смотрится в контексте этой картины достаточно примитивно, и исторические события от этого не спасают.

Контраст – один из основных визуальных приёмов, использованных в фильме. В противопоставлении даются застолье с военными и их жёнами в лагере в степи, где все смеются и веселятся. Здесь камера выхватывает отдельные портреты. А ужин солдат, среди которых сквозит напряжение (они подозревают друг друга в шпионаже и обсуждают репрессии), снят практически целиком на общем плане. Времена года авторы также используют для создания контраста – дома у Веры и в Москве, где показано что-то наподобие свадебного путешествия, всегда солнце и лето. Во всех местах службы Александра – зима и холод. Фильм снят для телевидения, и этим можно объяснить его деление на две части. Поэтому же выбран полноэкранный формат. Кадры с помощью цветокоррекции, которая иногда превращает цветное изображение в практически чёрно-белое (а точнее – зелёно-коричневое), стилизованы под плёночные советские фильмы. Для этой же стилизации в эпизод с началом войны вмонтирована хроника.

Заметно, что к 2003 году цензура полностью исчезла – камера открыто любуется женским телом. Но в картине многое не говорится, а показывается – беременность через поглаживание живота, ужасы войны через седину и смерть от неизвестной болезни. Благодаря художнику-постановщику в пространство кадра входят простые и прямолинейные визуальные метафоры: плакат с надписью «счастливые люди рождаются под советской звездой» появляется в тот момент, когда героиня плачет из-за потерянного ребёнка.

Отсчёт годов как помогает зрителю, включившему телевизор на середине фильма, так и служит средством создания напряжения. От фраз «войны не будет» и «Брест через три часа», произнесённых в июне 1941, щемит сердце. Титр «1941» появляется отдельным кадром, сопровождённым тревожным аккордом – в лучших традициях Бондарчука и его 1812.

Музыка в фильме пронзительна и будто пытается возвысить происходящее на экране, превратить мелодраму в драму. Но изображение и актёрская игра всё же слишком с ней контрастируют, и достигнуть нужного эффекта не получается.

Когда режиссёр хочет подчеркнуть своё величие, он приглашает на эпизодические роли известных актёров. В фильме блистает Инна Чурикова в роли народной артистки. Я бы с удовольствием посмотрела картину о жизни Маргариты Михайловны. У этой женщины как будто прав намного больше, потому и благословлять её не следует.


Рецензии
В 2003 году, а тем более ранее, никакой цензуры не было. Посмотрите перестроечные фильмы, Роковая ошибка, Дураки умирают по пятницам. Вот уж где Содом!
Сашенька вызывает отвращение, не терплю Балуева. Особенно когда узнала, что он снимался в фильме Посторонний.
А этой голосисечной хорошо удалась роль старушки. Говорухин оборзел на старости лет.
Мощно показал ужас от смерти матери, свернутое на кровати одеяло. Страшнее трупа!

Арина Полядова   18.07.2024 09:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.