Четыре очерка о Вере. Очерк первый

                «Дети малые, неразумные, ближе к Богу,
                чем разумные взрослые».
                Фраза из проповеди иерея Свято-
                Иннокентьевского храма.

Да-да, уважаемый читатель, речь не о девушке с красивым именем. Так, или иначе, повествование в четырех зарисовках пойдет о Вере во Всевышнего. Почему Вера с большой буквы? Да потому что если она есть, то она истинная.

Инда в лето от рождества Христова 1858, на бреге реки Большой** заложили служивые люди град стольный. Обживаться начали, семьями обзаводиться, множиться, да и строиться. И задумали миром, что без храма никак нельзя люду православному и возвели на ручье***, в Большую реку впадающем, на склоне горы Военной**** сначала церковку бревенную, а уж потом и храм большой каменной о пяти главах, с шатровой восьмигранной колоколенкой, да с шестью крестами. И как водится, были при храме том и причт***** и лечебница, и школа церковно-приходская и погост жителей первых. Ходили в храм на службы и дворянство и воинство, и простой люд, в горе и в радости, и в праздники и в скоромные дни. И рос град, и прихожан становилось все больше и больше, и место сие на горе намолено стало. Все бы хорошо, но пришло безвременье, времена лихие, злые да кровопролитные. А затем пришла и власть новая, да сильная, но Бога не ведающая. Сгинули иерей с диаконом во времени, и разорили богоборцы храм, кресты сняли, маковки снесли, разрушился погост и причт, и хаос стал и запустение.

События того теплого, сентябрьского дня 1972 года ярки и свежи в памяти, как будто это было вчера. Лет мне шесть и вместе с тридцатью такими же малышами, теперь первоклашками, идем мы с учительницей нашей первой и двумя пионервожатыми из школы на познавательную экскурсию в планетарий, благо совсем недалеко. За ручки держимся, мальчик-девочка, идем по двое, колонной, спереди и сзади флажки. Через дороги переходим, так водители загодя останавливаются, улыбаются.
 Жил я тоже рядом, иногда гуляли с бабушкой, с дедушкой по стадиону, проходили недалеко от старинного дома красного кирпича, что на пригорке. Дед говорил, что здание долго пустое стояло, без окон, без дверей, потом как-то конюшня была, мастерские, потом склады. А потом, очевидно кто-то «наверху», а можно предположить, что на самом Верху решил, что в здании можно разместить планетарий. Планетарии в СССР во всех мало-мальски крупных городах были, со всех окраин возили школяров на экскурсии и занятия по астрономии (учили в школе когда-то науку эту), нам же это было, как сейчас говорят - в шаговой доступности.
И вот заводят нас во внутрь через большие двери-ворота в дом этот и рассаживают в кресла посередь зала между колоннами, потолок высоко-высоко. Окна узенькие, но длинные, стены и купол белые-белые, оштукатуренные. Сразу запомнился контраст, что как заходишь с жаркой, светлой улицы, а в зале полумрак и неожиданная прохлада.
И начинается священнодействие, по-другому сказать не могу. Гаснет свет, окна постепенно закрываются светонепроницаемыми горизонтальными жалюзи, мы поневоле замолкаем и как бы замираем, оказываясь в абсолютной тишине и кромешной тьме, где не видно даже собственной вытянутой руки. Неожиданно, прямо над головами начинает светиться большой шар, сначала слабым свечением, потом все ярче и ярче…
Затем под рассказ сотрудницы планетария о нашей Солнечной системе, на разном расстоянии от первого шара начинают проявляться свечением шары поменьше, разноцветные, рядом с некоторыми появляются шарики совсем маленькие, один или несколько, а один из шаров вообще озаряется светящимся кольцом…
Мы, открыв рты, завороженно, практически не мигая, смотрим вверх и узнаем про Солнце, про планеты и их спутники, про нашу матушку Землю, про то, что наша система – мельчайшая часть, крупица необъятной Вселенной, про созвездия, про пояса астероидов, про Млечный путь и многое, многое другое…
И снова поражаемся, даже вздрагиваем, когда над нами все это непостижимым образом приходит в движение, начинает вращаться, кружиться, удалятся и приближаться в пространстве.
Потом все снова гаснет, и мы опять погружаемся в темноту. И снова начинает светиться над нами, но теперь это огромное звездное ночное небо, но близко-близко. Рассказ продолжается, мы снова видим планеты, подсвечиваются созвездие за созвездием, мы видим пролетающие кометы, астероиды и искусственные спутники.
Затем, когда гаснут звезды, купол превращается в экран, и мы видим как летят в космос Белка и Стрелка, а потом и первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Мы видим, как запускаются искусственные спутники, как Луноход, который показался нам очень большим, просто огромным, колесит по Луне, передавая картинку на Землю…
 Это сейчас технологии шагнули вперед и детвора, толком еще не умея читать, писать и мыслить, сидит в телефонах, и удивить их можно только какой ни будь сто пятнадцатой версией айфона… Розовенького. А тогда, тогда ни по телевизору, ни даже в кинозале, мы не могли так увидеть, так почувствовать на себе эти пространства, это таинство нашего мира. Эти сорок пять минут пролетели очень быстро, как будто мы сами участвовали в волшебстве, в загадочном сне, или в красивой красочной сказке.
Стоит ли говорить, что когда действо закончилось и мы вышли на улочку, долго наша учительница и вожатые не могли нас собрать, мы были под впечатлением от увиденного. Фантазировали, рассказывали друг другу наперебой что-то, представляли, что когда вырастем, будем летать на другие планеты так же легко, как ездить на автобусе и можно будет там жить. Мы все пытались представить себе, что же там дальше в пространстве? И еще дальше? Если стена, какой толщины и что за стеной? Когда и как это создано? Существовало всегда? А еще раньше, до всегда? И сколько будет существовать? А после?

                Урок атеизма в школе, учительница приводит
                класс на вершину холма и говорит детям:
                «Дети, кричите в небо - Бога нет!» Вдруг
                замечает, что маленький Изя один стоит и
                молчит. Она его спрашивает: "Изя, почему
                ты молчишь?"
                А он ей и отвечает: «Марьванна, если там
                никого нет, то зачем кричать? А если там
                кто-то есть, то зачем портить отношения?»
                Из Одесского юмора.

Сейчас-то до конца не осознать бесконечность времени и Вселенной, а тогда тем паче, но по прошествии многих лет я, раз за разом вспоминая наши детские ощущения, убеждаюсь в мысли, что никакая наука в принципе не противоречит наличию неких высших сил, которых мы познать никогда не в состоянии, ибо человек - не венец природы, не творец ее, а всего лишь один из полноправных ее участников, но не более.
Многие могут сказать, особенно вооружившись знаниями неприкладной психологии, мол детство, что с него взять, мир восторженных и не очень открытий, познания себя и окружающего, все это по мере взросления закладывается в основу личности, предопределяет мысли, помыслы и поступки, формирует характер. И так, и не так. Именно эта сторона бытия стоит не то что бы вне, скорее в нас и над нами, над всем, к месту вспомнилось соответствующее определение Иммануила Канта.

                Урок домоводства у девочек в шестом
                классе. Учительница говорит: «Девочки, у
                нас сегодня очень сложная тема:
                выворачивание канта наизнанку».
                Розочка тянет руку и спрашивает:
                «Марьванна, это что же получается -
                звездное небо внутри нас и нравственный
                закон над головой?»
                Из Одесского юмора.

Подытоживая мысль свою хочу сказать, что если ты, уважаемый читатель, не сразу пришел в жизни своей к осознанию и пониманию вопросов Веры, то если ты человек мыслящий, тогда по жизни, то там, то здесь, будут возникать ситуации, приходить испытания, а с ними и Мысли. И сколь яростно бы не отстаивали свои позиции атеисты, агностики и игностики, в глубине души у них будут вопросы, на которые у них ответов не будет и все, что они смогут сделать, это либо загонять эти вопросы вглубь, либо изменить себя, и да придет Вера, и да придет другая жизнь, полная настоящего смысла.
Продолжение следует.

* Храм Святителя Иннокентия Иркутского – фото автора, с 1964 по 1992 год был обустроен под планетарий;
**Амур (амар, дамур) - Большая река (тунгусо-маньчжурские яз.гр.);
*** Чердымовка – речка, большой ручей, впадающий в р. Амур, в настоящее время протекает под землей, в бетонных трубах, вдоль Амурского бульвара;
**** Военная гора – ныне ул. Серышева;
***** Причт – здесь: домик при храме, где располагаются священнослужители и церковнослужители.


Рецензии