Моторшилова и Хайдеггер - к проекту Витгенштейн

«...Существо деятельности в осуществле­нии. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, producere — произвести. Поэтому осуществи­мо, собственно, только то, что есть. Но что прежде всего "есть", так это бытие... Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — обитатели этого жилища. Их сфера — обеспечение открытости бытия, насколько они дают ей слово в речи, тем самым сохраняя ее в языке» (с) Хайдеггер. Итак, у позднего Хайдеггера языку, а не мысли и действию, "проговариванию" через язык вверяется экзистенциальная функция "хранить бытие", приобщаться к его открытости. (с) Моторшилова https://studfile.net/preview/9763750/page:12/

Добавлю. Не только "мыслители и поэты" — "обитатели этого жилища", но все люди. Каждый раз, когда они делают личное открытие в своем индивидуальном субъективном мире, приобретают частицу нового опыта, понимания "их сфера — обеспечение открытости бытия". Они, "давая слово в речи" этой переоткрытой ими заново частице бытия, "тем самым сохраняют ее в языке", обеспечивая открытость-проявленность бытия и непрерывность существования неуловимого потока под названием "речь, язык". То же самое происходит и когда их слово открывает другому человеку — ребенку, прохожему, другу — новую грань бытия, служит случайным или преднамеренным триггером, запускающим процесс нового понимания. А что же мыслители и поэты? То же самое, но только гораздо большей мощности. Ба-бах! и пол-планеты... узнало. Так, значит, они — то же самое, только количественно чуть больше? Нет, не то же самое. Они еще и создают новые модели, понятия, впервые проявляют в действительности скрытые ранее фрагменты бытия, впервые открывают новые поля бытия, являются столпами и несущими конструкциями "открытости бытия". ...От журналистов и прочих, получивших в нынешнюю эпоху возможность масштабно засорять информационное пространство, поэты и мыслители отличаются тем, что они искренне желают добра человечеству (иначе они не поэты и не мыслители). Или, другими словами, через них говорит Бог. ...Ну, ясное дело, через простых людей он тоже говорит, но тут остановимся, ибо как говорил Аристотель, посмеиваясь: "копая, останавливайся вовремя". ...Или, говоря на другом языке, "проводить границы рассмотрения процесса, явления можно бесконечно, поэтому в какой-то момент прояви сознательность и остановись". Legem brevem esse oportet.


Александр Клейн
01-02.04.2023


Проект Витгенштейн. Глава 12 Мышление или действие?
http://proza.ru/2023/03/04/1464

Диалектическое заявление Аристотеля
http://proza.ru/2022/04/12/812

Хайдеггер, гуманизм и будущая философия
http://proza.ru/2023/04/02/31

Хайдеггер о проблеме гуманизма. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК. Книга четвертая: Философия XX в. Под редакцией Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. Учебник для студентов высших учебных заведений, 2000
https://studfile.net/preview/9763750/page:12/


Рецензии