Сценарий-экранизация Последний лист

1. КОМНАТА ДЖОНСИ. ДЕНЬ 1.

Девушка лежит на кровати под одеялом, шея обмотана пуховым платком, она не отрывает взгляд от окна. Начинает сильно кашлять.


2. КОРИДОР

Сью стоит напротив двери комнаты Джонси. Дверь открывается, выходит доктор, закрывает дверь. Сью взволнованно и вопрошающее смотрит на доктора. Слышен кашель из комнаты Джонси.

ДОКТОР
(глубоко и с сожалением вздыхает)
У неё один шанс... ну, скажем, против десяти. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?

СЬЮ
(чуть подумав)
Ей... ей хотелось написать красками Неаполитанский залив.

ДОКТОР
Красками? Чепуха! Нет ли у неё на душе чего-нибудь такого, о чем действительно стоило бы думать, — например, мужчины?

СЬЮ
(резко)
Мужчины? Неужели мужчина стоит... Да нет, доктор, ничего подобного нет.

ДОКТОР
Ну, тогда она просто ослабла. Я сделаю все, что буду в силах сделать как представитель науки.
(направляется от комнаты Джоси, кладёт руку на плечо Сью)
Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у неё будет один шанс из пяти.

Доктор уходит. Сью смотрит ему вслед и начинает плакать. Достаёт из кармана носовой платок и промакивает им глаза.


3. КОМНАТА ДЖОНСИ.

Открывается дверь, Сью входит в комнату Джонси с чертёжной доской, насвистывая рэгтайм.

Джонси лежит, повернувшись лицом к окну, едва заметная под одеялами. Сью перестаёт насвистывать, думая, что Джонси уснула. Сью пристраивает доску и начинает рисовать тушью иллюстрацию к журнальному рассказу. (рисунок -  фигура ковбоя с моноклем)

Сью слышит тихий шёпот, повторяющийся несколько раз. Она торопливо подходит к кровати. Глаза Джонси широко открыты.

ДЖОНСИ
Двенадцать...
(немного погодя)
 одиннадцать, десять, девять... восемь, семь.

Сью недоумённо смотрит в окно.

СЬЮ
(обеспокоенно)
Что там такое, милая?

ДЖОНСИ
Шесть... Теперь они облетают быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и ещё один полетел. Теперь осталось только пять.

СЬЮ
Чего пять?

ДЖОНСИ
(печально)
Листьев. На плюще. Когда упадёт последний лист, я умру.
Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?

СЬЮ
(как с ребёнком)
Первый раз слышу такую глупость! Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь... позволь, как же это он сказал?.. что у тебя десять шансов против одного.Попробуй съесть немножко бульона и дай твоей Сьюди закончить рисунок, чтобы она могла сбыть его редактору и купить конфет для своей больной девочки и свиных котлет для себя.

ДЖОНСИ
(обречённо)
Тебе не нужно больше покупать конфет... Вот и ещё один полетел. Нет, бульона я не хочу. Значит, остаётся всего четыре. Я хочу видеть, как упадёт последний лист. Тогда умру и я.

СЬЮ
(садится к ней на кровать)
Джонси, милая, обещаешь ты мне не открывать глаз и не глядеть в окно, пока я не закончу? Я должна сдать эти иллюстрации завтра. Мне нужен свет, а то бы я опустила штору.

ДЖОНСИ
(холодно)
Разве ты не можешь рисовать в другой комнате?

СЬЮ
Мне бы хотелось посидеть с тобой. А кроме того, я не желаю, чтобы ты глядела на эти дурацкие листья.





ДЖОНСИ
(закрывая глаза)
Мне хочется видеть, как упадёт последний лист. Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит.

СЬЮ
Постарайся уснуть. Мне надо позвать Бермана, я хочу писать с него золотоискателя-отшельника. Я самое большее на минутку. Смотри же, не шевелись, пока я не приду.

Сью выходит из комнаты Джонси.


4. КОМНАТА БЕРМАНА.

Сью бежит по опушке леса. На склоне холма стоит Берман. Сью поднимается по склону.

СЬЮ
Мистер Берман, я к вам по делу. Видите ли, меня очень беспокоит состояние моей подруги, Джонси.  Она говорит, что когда упадёт последний лист плюща за её окном, она...
(со слезами в голосе)
 Она умрёт.

БЕРМАН
(раздражённо)
Что?! Возможна ли такая глупость — умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Нет, не желаю позировать для вашего идиота-отшельника. Как вы ей позволяете забивать себе голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси!

СЬЮ
Она очень больна и слаба и от лихорадки ей приходят в голову разные фантазии. Очень хорошо, мистер Берман, — если вы не хотите мне позировать, то и не надо. А я все-таки думаю, что вы противный старый болтунишка.

БЕРМАН
Кто сказал, что я не хочу позировать? Идём. Я иду с вами. Полчаса я говорю, что хочу позировать. Боже мой! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси. Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да!

Вместе идут.


5. КОМНАТА ДЖОНСИ. ДЕНЬ 2.

Сью сидит на кровати Джонси. Джонси просыпается.

ДЖОНСИ
(шёпотом)
Подними её, я хочу посмотреть.

Сью поднимает штору. Виден последний лист. Джонси удивлена.

ДЖОНСИ
Это последний. Я думала, что он непременно упадёт ночью. Я слышала ветер. Он упадёт сегодня, тогда умру и я.

СЬЮ
(махнув на неё рукой)
Да Бог с тобой!
(гневно, но ласково)
Подумай хоть обо мне, если не хочешь думать о себе! Что будет со мной?

ДЖОНСИ
Я была скверной девчонкой, Сьюди. Смерти грешно желать. Ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока с портвейном... Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты рисуешь.

Сью подаёт ей зеркало, обкладывает Джонси подушками. Приносит материалы и рисует. Проходит час. Сью распрямляется на месте и потягивается.




ДЖОНСИ
Сьюди, я надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив.



6. КОРИДОР - ПОЗЖЕ.

Сью стоит напротив двери комнаты Джонси. Дверь открывается, выходит доктор, закрывает дверь. Сью взволнованно и вопрошающее смотрит на доктора.

ДОКТОР
Шансы равные.
(пожимает дрожащую руку Сью)
При хорошем уходе вы одержите победу. А теперь я должен навестить ещё одного больного, внизу. Его фамилия Берман. Кажется, он художник. Тоже воспаление лёгких. Он уже старик и очень слаб, а форма болезни тяжёлая. Надежды нет никакой.


7. КОМНАТА СЬЮ. НОЧЬ 2.

Сью сидит и работает, рисует, ночью.


8. КОМНАТА ДЖОНСИ. ДЕНЬ 3.

Доктор сидит у постели Джонси. Сью стоит рядом. Доктор измеряет пульс больной.

ДОКТОР
(радостно)
Она вне опасности. Вы победили. Теперь питание и уход — и больше ничего не нужно.

Доктор встаёт и уходит. Джонси, довольная, берёт с тумбочки вязание. Сью садится к ней на кровать.

СЬЮ
Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка. Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня.
Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все ещё горел, лестницу, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками.
(на лист)
Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.


Рецензии