Истоки теории превосходства. Ф. М. Достоевский

О теории превосходства. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. М.Шульгин,2023

Теория власти Ницше, на наш взгляд, частично базировалась на публикациях Ф.М. Достоевского. Роман "Преступление и наказание" является ее прообразом.


от автора

Роман "Преступление и наказание" я не смог осилить сразу. К нему я вернулся через много лет, обладая немалым багажом доцента
В помощь освоения романа его материал важно структурировать на тематические разделы

I. Иллюзия обретения власти

«Никогда уж не переменятся люди, сколько не жди не станут умнее. И не переделать их. Это их закон. Тот, кто крепок и силен умом и духом тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а тот, кто более всех сумеет посметь, тот и властелин. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь». - Этот мрачный катехизис стал для Раскольникова верой и законом.

II. Зарождение теории превосходства

1. У просвещенного западными идеями Раскольникова, возникла теория, что «люди разделяются на материал и на особенных людей, которые сами диктуют законы для этого материала».
2. Примером зарождения мысли Раскольникова об своей исключительности  – послужил Наполеон. Дескать его, «для достижения целей, единичное зло не останавливало».
3. Раскольников вообразил себя Наполеоном, думал, что сможет также легко перешагнуть через убийство, но его воля и совесть оказались слабы.

III. Алгоритм совершения единичного преступления

1. У человека возникает иллюзия обретения власти
«Я себя допрашивал, имею ли право власть над другим иметь? Тварь ли я дрожащая или право имею? Пошел бы на «такое» убийство Наполеон?

2. Социальное положение - бедность и ощущение безысходности
«Первая причина злодеяния: нет трех тысяч для карьеры, раздражение от голода, от тесной квартиры, от осознания своего социального положения, бедственного положения сестры и матери» (по Свидригайлову).

3. Гордость и тщеславие

Вторая причина – «это гордость и тщеславие, что, пожалуй, еще важнее».

4. Самолюбие, исключительность, безрассудство
«Я захотел убить без казуистики, убить для себя. И не для того, чтобы матери помочь или стать благотворителем».

5. Несправедливость
Несправедливо, что деньги достались убогой, жадной старухе, а мне молодому - деньги надобны для развития.

6. Вседозволенность
«Я захотел осмелиться и убил – вот вся причина».

IV. Разочарование в своей исключительности и гениальности

«Черт меня попутал, не имел я такого права убить, я такая же вошь, как и другие.  –  Оказалось, что я обычный человек. - Посмеялся черт надо мной... От Бога отошел, дьяволу предался».
  «Теорию то он задумал, а перешагнуть не смог. Стало быть подумал, что человек он не гениальный. А для молодого человека с самолюбием это стало унизительным» (словами Свидригайлова).

V. Оправдание преступлений

Мысли:
1. «Вот если благородный человек почту ограбил, то конечно же думал, что порядочное дело совершил».
2. «Да, он ограбил, но не посмел добром воспользоваться. Обычный вор знает, что он подлец и не гнушается пользоваться добычей».
3. «Единичное злодейство позволительно если оно в результате приведет к добру. Единичное зло с одной стороны, а с другой - сто добрых дел».

ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ПЛАНА

1. О русском характере

«Русские люди широкие, как земля и чрезвычайно склонные к фантастическому и беспорядочному. Но беда быть широким без особой гениальности. У нас в образованном обществе особенно священных преданий нет. Разве кто-нибудь себе их по книгам составит, аль из летописей что-нибудь выведет. Да ведь это все только ученые колпаки, а светскому - даже неприлично».
«Деловитость приобретается трудно, а мы почти двести лет как от всякого дела отучены. Идеи то бродят и желания добра есть, хоть и детские, и честность даже найдется несмотря на то, что здесь видимо невидимо мошенников» (Разумихин - трудолюбивый, полных идей литератор).
Её «можно было совсем убить обстоятельствами, но подчинить и убить нравственно ее волю было нельзя» (Катерина Ивановна).

2. Экономический подход к жизни

«Возлюби прежде всего себя, ибо все на свете на своем личном интересе основано».
«Устраивая себя в жизни, я тем самым приобретаю как бы и всем благо, благодаря общему преуспеванию».
«Частная благотворительность не только не искореняет зло, но даже питает его».

3. Философские высказывания Ф.М. Достоевского

а) Никогда уж не переменятся люди, сколько не жди не станут умнее;
б) русские люди широкие, как земля и чрезвычайно склонные к фантастическому и беспорядочному;
в) у русских самые лучшие манеры у тех, кто битыми бывали;
г) бесполезность - жена целомудрия и стыдливости;
д) в образованном обществе особенно священных преданий нет;
е) позор и низость со святыми чувствами нередко совмещаются;

4. Социально-психологические аспекты
высказанные в романе Преступление и наказание

а) «Некоторые «люди удачно округляют известные фразы с чужого голоса»;
б) «рога мужчин» - есть проявление женского протеста»;
в) надобно «развивать женщину, чтобы вызвать в ней протест и пользоваться прекрасной натурой пока она развивается»;
г) «человек вообще очень даже любит быть оскорбленным и особенно женщины»;
е) «гордость бедных при сложившемся общественном порядке и обрядах доходит до крайности». Многие из них тратят последнее, только чтобы их не осудили соседи;
д) «частная благотворительность не только не искореняет зло, но даже питает его».

Итог: изучение романа Ф.М. Достоевского требует усвоения учениками причин совершения преступления и то, как даже единичное злодеяние может погубить душу

О себе: психолог в школах Иркутска: №6, 19, 55, 77 (1995-2011);
доцент иркутского политеха (1999-2013).


Рецензии