Мысли на заметку. 29 июня 2014 года

       Первый тёплый день. [...] Вечером смотрели футбол.
       _________________

       Так интересно бывает вспоминать, когда в памяти вдруг всплывает то, что ты теперь уже способен понять, а когда вспоминаемое происходило, понять его ты был ещё не в состоянии. Таким образом, приобретённую мудрость ты возвращаешь в прошлое, в своё прошлое.

       _________________

       Читаю Канта «Критику чистого разума». Самый интересный вопрос: соотношение того, о чём мысли, с самой мыслью об этом. Какое значение в жизни занимает осмысленность?
 
       Мышление как форма жизни. Каково отношение мышления к сознанию? к телесной жизни? к личности?

       Что реальнее — мир или модель мира в нашей голове? Как можно определить более реальное или менее реальное? Как мышление может само принять критерий, по которому оценивается реальность самого мышления?
 
       Может ли разум быть самому себе судьёй? И если не может, то что может им быть?

       Удивительно, что я отделяю себя от мышления и от разума, тем самым. Я могу мыслить, я могу не мыслить, но тем не менее я остаюсь самим собой. А думаю об этом я с помощью разума. Что реальнее: «что-то» или мысль об этом «что-то»? Удивительно, что я отделяю себя от разума посредством разума. Мысль нужна только разуму, как клетка нужна только телу. А что же такое «Я»? «Я», которое может помыслить то, что это мыслит не оно, а мыслит разум!?!
       _________________

       Осмысленная деятельность — это высшая степень свободы, доступная нам. Только вот в чём эта деятельность заключается? Разум ищет смыслы. И длит их дальше телесного, личностного, разумного. И последнего смысла, где можно бы было остановиться, не находит. Значит, нужен критерий, с помощью которого можно бы было оценивать процесс жизненный и направлять силы в нужном направлении. Толстой утверждает, что этим критерием является любовь.


Рецензии