Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 7

Глава пятая. От Ржева до Курской Дуги. Продолжение.

23 февраля в районе Жиздры был сбит и погиб оберфельдфебель Карл Штадек из 2 отряда, имевший 29 побед на счету. Обстоятельства его гибели следующие. Утром в район Запрудное на прикрытие ушла четверка 523-го иап, ведущим был Еличев Александр Фёдорович. В районе цели были встречены два фв-190. Они решительно шли в лобовую атаку. Советские пилоты вызов приняли - пара Мишенков Антонов встретила врага в лоб. После атаки один из фв-190 ушёл в крутое пике, а второй завязал бой на виражах, стараясь при этом затянуть советские самолёты повыше, где фв-190 имел перевес. Эта фаза боя закончилась тем, что советские самолеты попали в зону обстрела ЗА и вернулись в район прикрытия. Интересно, что ни Мишенков Николай Иванович, ни Антонов Илья Иванович побед по итогам боя не заявили, думая, что фв-190 пытался просто спастись, уйдя в глубокое пике, тогда как на самом деле он был сбит. На самом деле им удалось выиграть бой на лобовой атаке у грозного аса, хотя фв-190 на лобовой и был страшным противником.

6 марта в районе Фатеж был сбит оберфельдфебель Георг Зайдель из 9 отряда, ас с 47 победами. Он вылетел на задание в составе пары, но не вернулись оба. Его ведомый позже вернулся и доложил, что Зайдель был сбит в воздушном бою, а сам он из-за недостатка топлива совершил посадку на брюхо вне аэродрома. По советским данным, Зайдель встретился с парой "Яков" 283-й иад, рискнул вступить в бой "пара на пару", но бой этот окончился для него плачевно. Во многом эта потеря похожа на потерю Штадека. Сходство ещё и в том, что советские пилоты никаких заявок не оформили (очевидно, падения вражеского самолёта не видели), и мы не смогли пока определить, с кем конкретно Зайдель вёл свой последний бой.

18 марта погиб фельдфебель Куно Бальц из штабного штаффеля, имевший 12 побед на счету, в районе Спас-Деменска. По советским данным, он был сбит во время боя пары фв-190 с тройкой "Яков" 20-го иап. Снова немецкие асы наступали на одни и те же грабли: рисковали вступать в бои на виражах. Вот и на сей раз они бились сначала на лобовых, а потом перешли к схватке на виражах, стараясь при этом затянуть на высоту советских пилотов. Кончилось всё тем, что лётчик Гавриков Пётр Поликарпович, совершив ловкий маневр, зашёл в хвост одному из фв-190 и сбил его. Это была первая победа молодого пилота. Хотя это однозначно была личная победа, почему-то позже её записали как парную с командиром звена Вараксиным Петром Ивановичем. Этот Вараксин, кстати, позже совершил перелет на сторону немцев и вступил в РОА. Судьба предателя оказалась печальной: он отправился на тренировочный вылет и из него не вернулся 28 декабря 44 года.

21 апреля южнее Кром погиб командир 1 отряда оберлейтенант Ханс Боос, имевший 41 победу на счету. И снова бой был очень похожий на те, в которых погибли Зайдель, Штадек и Бальц. Четверка фв-190 обнаружила По-2, который шёл в сопровождении двух "Яков". Это были самолёты 395-го сап, приписанного к 70-й армии. Сводные авиаполки, как и армейская авиация, к тому времени были уже анахронизмом. На вооружении полка были по-2 и несколько "Яков", задача которых заключалась исключительно в сопровождении "кукурузников". Естественно, вылеты они совершали, только когда в небе активности врага не наблюдалось.

Конечно же, немцы думали, что бой закончится лёгкой победой, однако пара "Яков" оказала достойное сопротивление, и в завязавшемся бою на виражах Боос был сбит и погиб. Отличился Сметанин Николай Иванович, причём, что любопытно, это был первый воздушный бой данного пилота. Однако теоретический опыт у него был большой, он с 38 года был в авиации и исполнял обязанности штурмана полка. А мы в который раз видим, что немецких асов валили далеко не самые известные и результативные пилоты, да ещё и в ситуации, где требовалось искусство пилотажа.

6 мая впервые за год был сбит ас не в локальном бою, а при отражении массированого налёта советских штурмовиков на аэродром. Сбит был оберфельдфебель Курт Танцер из 12 отряда и получил тяжелое ранение, причём успел сбить до этого четыре штурмовика. Был сбит и его напарник Вильгельм Милднер. Поскольку 16-я ВА заявила 19 побед над истребителями в ходе налёта, установить, кто же сбил Танцера, очень сложно. Ас имел на счету 35 побед. Он надолго выбыл.

7 мая в районе Спас-Деменска был подбит и ранен командир 9 отряда оберлейтенант Максимилиан Майерль, причём формулировка интересная: огнем мза во время боя с тремя МиГами. Ас имел 42 победы на счету. После боя он совершил посадку на брюхо. Это был опять очень похожий бой на рассмотренные нами выше, против звена 18-го гв иап, который сопровождал штурмовики. Заявок на победы пилоты полка не оформили, так как падения атакованного фв-190 не видели. Майерль вёл бой в составе пары.

1 июня был сбит вечером в районе Мценска оберфельдфебель Хайнц Лебер из 2 отряда, имевший 54 победы на счету. Как указано, он проводил обучающий вылет для молодого пилота и попал под очередь МЗА, так как шёл на малой высоте. Ас погиб, таким образом, максимально нелепо. Поскольку мы не находим вечером в указанном районе никаких воздушных боев, примем немецкую версию событий за правду. 5 июня зенитным же огнём был сбит унтер Франц Клуг из штабного штаффеля, 14 побед на счету, попал в плен. 19 июня был подбит в бою фельдфебель Мартин Шамбергер из 11 отряда, совершил вынужденную посадку за линией фронта и пропал без вести. Это произошло севернее Смоленска. Ас имел 14 побед на счету. В паре с другим пилотом Шамбергер в тот день отправился на охоту и встретил одиночный Пе-2 из 11-го орап. Немцы предвкушали лёгкую добычу. Они последовательно атаковали самолет, были убиты штурман и стрелок, самолёт был подожжен. При попытке посадить его погиб и лётчик. Однако одной из очередей стрелок успел подбить Шамбергера, тот совершил вынужденную посадку и попал в плен. Лётчика звали Пушкарев Василий Иванович, Штурмана - Лысенко Иван Ефимович, стрелка - Ковалев Василий Сидорович.

Последней потерей аса в данный период стала потеря 21 июня унтер-офицера  Герхарда Шварца из 2 отряда, имевшего 17 побед на счету. Эта потеря произошла, по мнению немцев, от огня ЗА.

Анализируя потери "межсезонья", мы видим, что почти все они одержаны в стычках, где, по большому счету, потерь асы такого уровня нести вроде бы не должны. Давайте ещё раз пройдёмся по этим боям. Бееренброк сбит, когда преследовал одиночный самолёт Алексеева, вдобавок уже подбитый. Бартен сбит в бою, где разрозненные "Яки" пытались догнать ю-88, а бф-109 атаковали их с полным комфортом. Крафт сбит в стычке в условиях густого тумана с четверкой лётчиков, не имеющих никакого опыта, вдобавок немцы атаковали первыми. Буш и Нордманн сбиты в бою против четверки советских истребителей. В стычке "пара на пару" погибли Штадек, Бальц и Зайдель, Боос атаковал в составе четверки пару "Яков", пилоты которых вдобавок не имели никакого боевого опыта. Шамбергер был сбит, атакуя одиночный Пе-2 с напарником. Добавим сюда ещё довольно нелепые потери Тройдинга и Лебера.

При этом, когда эскадра вела действительно серьёзные бои против крупных формаций советских самолётов, она оказывалась на высоте. Пожалуй, потеря Танцера - единственная потеря аса, понесенная в ходе подобного боя.

Объясняется всё это легко. Советские пилоты были очень сильны индивидуально, а попав в сложное положение, показывали всё свое искусство. Сильны они были и в составе пар. А вот при работе большими формациями проблемы были и с организацией, и с построением. Чем немцы и пользовались. Но в боях, где требовалось не умение работать звеньями, а личное мастерство, немцы зачастую проигрывали. В этом, кстати, была некоторая слабость JG51. Так, JG52 практически не несла подобных необязательных потерь. Меньше их несла и JG54, но по другой причине. Асы JG52 попросту избегали боев на виражах, а асы JG54 были отличными пилотажниками.

Впереди была Курская Дуга, которая должна была стать для эскадры главным испытанием в её истории.


Рецензии