40 Айшат Магометовна Мальсагова Чахкиева

                Продолжение №1
Я более сорока лет проработала преподавателем в учебных заведениях: Грозненское педагогическое училище (лаборанткой, воспитателем, преподавателем ), Чеченский государственный университет (на кафедре "Общее языкознание"), Назрановский гуманитарно-технический колледж (методист заочного отделения, преподаватель
"Этики и психологии в профессиональной деятельности, "Русский язык и культура речи"), Ростовский институт народного хозяйства ("РИНХ"), преподавала дисциплины "Русский язык и культура речи", замдиректора по воспитательной работе)".
Нас, современников, очень интересует тема Кавказа в творчестве русских писателей, которые любили Кавказ, эту прекрасную страну, «олицетворение грандиозной красоты и силы, её горы, окрылённые снегами, долины и ущелья, полные весёлого шума быстрых певучих рек, и её красивых, гордых детей».
Нам со школьной скамьи прививали любовь к классикам русской культуры: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому. Именно эти писатели одними из первых описали Кавказ, кавказскую действительность, обычаи и традиции кавказских народов, осветили автобиографические мотивы, стремились к полной объективности, усилили интерес к изображению горского быта, продолжили борьбу с романтическими традициями, вводили кавказские лексемы. Многие их произведения задуманы на Кавказе, а их герои являлись свидетелями событий, описанных в них, тем самым усиливался колорит их произведений.
Обратимся к дневникам А.С. Пушкина. В 1822 году, когда он проезжал по Военно-Грузинской дороге, на него было совершено нападение. И только благодаря предводителю национально-освободительного движения Бейбулату Таймиеву он был освобождён и мог продолжить свой путь. После этого Александр Сергеевич прожил 15 лет и написал самые лучшие творения, которые и дали ему мировую славу.
У Толстого на Кавказе были кунаки-чеченцы Садо Миссербиев и Балта Исаев, которые в 1854 году спасли Льва Николаевича от смерти, отыграли проигранный им вексель и тем самым дали возможность писателю встать в ряды мировых писателей.
Авторы кавказского цикла произведений обладали способностью проникать в наиболее глубокие пласты жизни кавказских народов. Говоря словами В.Г. Белинского, «колорит страны и века, их обычаи, нравы высказываются в каждой черте исторического романа, хотя и не составляют его цели».
Мой свёкр Орцхо Артаганович, муж – Ахмет Орцхоевич, занимались творчеством великих русских писателей. В 1928 году Орцхо Мальсагов перевёл Предисловие повести «Хаджи-Мурат» в сборнике, опубликованном на латинской графике, посвящённом 100-летию Л.Н. Толстого, переводы кавказских произведений на ингушский язык. Ахмет Орцхоевич занимался исследованием кавказских произведений Толстого. Я продолжаю их дело. На последнем курсе университета я писала дипломную работу по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат". И мне действительно повезло. Скрупулёзное прочтение повести дало результат. Я нашла ошибку в тексте повести. Эту ошибку допустили или редакторы, или переписчики, но ни в коем случае Толстой, потому что повесть впервые была издана после его смерти. И автоматически из одного слова "ч1аьпильгаш" искусственно созданы два слова "чай" и "пильгиши". Для обыденного читателя это не играет никакой роли. Но для кавказского читателя нарушены этические нормы, закон гостеприимства. Всем знакомо кавказское гостеприимство. Никогда не было, чтобы на стол ставили чай в первую очередь. Ссылаясь на многие источники, словари получилась прекрасная работа, которая в 2022 году награждена премией им. В.Г.Белинского.
У меня целый цикл стихотворений, посвящённые А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Владимиру Высоцкому и почти всем ингушским писателям и поэтам.
Все стихи в основном я пишу по фото. На сегодняшний день 3622 стихотворения. Тематика стихов различная. Это и гражданская лирика, это и военная тематика, это тематика о Кавказе, о Великой Отечественной войне, о выселении, это и любовная лирика, о матерях, детях, пейзажная лирика, стихи о животных, религиозная лирика, раздел нартские сказания, моя семья, о школе.
Получаю много тёплых слов в свой адрес от бывших студентов: "Здравствуйте, Айшат Магометовна! Меня переполняет радость и чувство благодарности Вам!
Я иду этим путём всю свою жизнь, и, как получилось, не отклонился от курса.
Однажды я рассказал в общих чертах одному психологу о происходившем со мной, что я вижу разные вещи, события места, как мы (наяву). Он у меня спросил: "Как это я использую? Наступила немая сцена. "Никак, я с этим живу".
Много разного хочется вам рассказать, но не буду туманить вам мозги. Но, важное.
Вы мне очень помогли, так как я было усомнился в себе, вы заставили меня поверить в себя! Вы вернули мне прежнее занятие, что я должен доверять себе, как бы абсурдно это ни было".
Получаю письма от простых почитателей моих стихов. "С днём поэзии, Айшат! Желаю чаще быть вдохновенной и творить прекрасное, писать душевные строки и делать наш мир красивей! Читая твои стихи становится не так грустно, и повседневная рутина рассеивается, как дым! Твои стихи заставляют  задумываться о том, что прекрасное находится в мелочах, которые мы порой не замечаем в повседневной суете! Но выбрав минутку времени на прочтение написанных тобой строк, мы понимаем, что ты своим творением хочешь передать всю ценность, всю  красоту и важность жизни!  И преподносишь это так красиво и тонко, ибо банальных слов в нашей жизни и так хватает! Окунаясь в твои шедевры, мы многое понимаем, ты многое до нас доносишь через поэзию! Продолжай нас радовать своим талантом! Творческого окрыления, Айшат ! Спасибо, что ты есть! А в песне "Казахстан" Очень душевные строки, тоска, ностальгия по родительскому дому, по милым своим старикам". (Фаина Эсиева)
Получила письмо от Международной лит.премии: "Здравствуйте, Айшат!
Заметили, что вы любите писать - у вас хорошо получается! Ваше творчество определённо стоит внимания".
У меня много стихов про кавказский танец "Лезгинка". Я по национальности ингушка, поэтому меня интересуют больше ингушские элементы танца, ингушской колорит. По ингушскому этикету невесты не танцуют на своей свадьбе. Только у ингушей на Кавказе зять не видится с тёщей. У ингушей нет анекдотов про тёщу, они обычно бытуют там, где зять часто встречается с тёщей или живут совместно. У ингушей тёщи не живут с зятьями. Если у женщины нет сыновей, то покупают ей рядом жильё.
Мужчины по улице не ходят в шортах или в майке, и гостя не встречают в таком виде.
У меня много стихов о своей семье, посвятила детям, внукам, близким и родным.
Моя семья - богатство,
Могу я громко заявить.
Ведь это сказочное царство,
Есть с кем мне хлеб и соль делить.
Дети не вправе жаловаться на вещи, которые родители не смогли дать им. Возможно, они дали всё, что у них было. Каждый ребенок в неоплатном долгу перед ними. Каждая семья не падает с неба, не достается даром, не складывается сама собой. Она требует огромных усилий, доверия, внимания и любви. С молоком матери они впитывают всё то самое лучшее, что есть в народе.
"Зайдя сегодня на страничку, прочитала чудные слова от человека с большим сердцем: "Я с добрым чувством в день вошла!" Спасибо за красоту волшебных слов...За искренность, которую вы даёте нам! (Жанна).
"За что нас детства лишили? Да и не только детства. Единственное, что нас не могли лишить, это веры, веры во Всевышнего, веры в добро, веры в то, что справедливость рано или поздно восторжествует, веры, что, несмотря ни на что, всё будет хорошо. Спасибо за эти стихи". (Аида).
"Наверное, нет ничего страшнее на свете, чем творение рук человеческих. Самое страшное порождение - это война в борьбе за власть,за призрачное желание     владеть большим. Погибли миллионы людей. Истории известно много войн, длившихся десятками лет, но ни одна не была такой кровопролитной и жестокой, как геноцид. Тот, кому удалось выжить в этот страшный день 23 февраля 1944 года, уже никогда его не забудет. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание. Через год в живых не осталось и 300 тысяч, остальные приняли мучительную смерть.
Война закончилась, но раны остались навсегда. Единственное, что давало людям силы - это вера в то, что всё изменится, и они вернутся на Родину. Ответить на вопрос: "За что?" старик не сможет, на этот вопрос ещё никто не дал ответа.
 Очень сильное произведение, бьёт прямо в сердце. Спасибо, Айшат Магометовна. (Алия Хусейнова). 
"Сердечно благодарю, дорогая Айшат, за чудесное стихотворение, написанное от всей души. Ведь иначе такие стихи не слагаются. Не ожидала, но очень было приятно получить от вас такой подарок! Благодарю за добрые пожелания. Ещё раз, спасибо, дорогая Айшат! ....Дорогая, Айшат! Спасибо за твоё доброе сердце, которым ты так щедро делишься со своими друзьями!
Какого труда стоит написать даже одно стихотворение и подобрать к нему картину, а у тебя их ак много и все они - о мечте, сделать наш мир светлее, а людям - милосерднее".(Алла Дудаева. Фейсбук: 21.06.2013 17:50)
Светлана Василевская (21.06.2013): "Спасибо, Айшат, за дружбу! У вас замечательные стихи! Душевные и правильные!"
Ната Ната (13.09.2013 г.): "Мне очень нравятся ваши стихи, всегда с большим удовольствием их читаю. А сегодня прочитала про вашу жизнь, про семью, про детей, про сына. Вы удивительно сильная женщина, и я благодарна Всевышнему, что, хоть и в интернете, но всё же познакомилась с вами и всегда буду гордиться этой дружбой! Спасибо вам!"
"БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Этими несколькими строками я пришёл показать вам своё огромное удовлетворение прекрасными стихами. Я благодарен за то, что дала мне гораздо больше, чем ваша поддержка, профессионализм и знания. Чтобы добиться успеха в публикации своих стихов, ваше видение, талант и опыт позволили реализовать эти феноменальные стихи!
Знайте, что эти несколько слов - лишь малая часть моей благодарности и похвал. Для меня было такой честью иметь характер, как преданный и талантливый, требовательный и упорный рядом. Так, завершённые стихи намного превосходят мои ожидания и надежды, и я в значительной степени обязан вашей ценной помощи, вы использовали все свои бесподобные навыки и преданность своей скромности и целостности. Успех - это несомненно ваш успех. Понимай сегодня, что я так тебе должен.
Позвольте мне ещё раз выразить искреннюю благодарность!
Прими, сестра, выражение моего искреннего приветствия! (Yazid Universel) Скажите всем кавказцам, что я вас очень люблю!
Действительно, это здорово! Я желаю всем счастья!
Спасибо большое, моя сестра! Ты всегда замечательная, всегда щедрая.
Аллах защитит тебя, и хранит тебя!
Да, сестра, любовь к Кавказу не прекращается. Скажите всем кавказцам, что я вас очень люблю!"
"Нам нравятся твои стихи, Айшат!В них столько любви к своему народу и республике. Радуй нас своим творчеством!"(Анжела Матиева)
"Айшат, баркал огромный от всех Мальсаговых с Альти=юрта. Пиши побольше, у нас очень многие любят стихи. Ещё раз, спасибо за твой труд, который невозможно оценить (Хаматхан Мальсагов).
"Посвящение Мусе Мартазанову. "Дала дукха йох йойла хьо, Айшат! (Да продлит Аллах твою жизнь! Ираз халда хьа! ("Будь счастлива!") Замечательное стихотворение, спасибо вам за ваш труд, за пожелания и поздравления!" (Муса)
"Браво, Айшат!!! Нет слов, одни эмоции! Откуда приходят на ум такие слова! Талантище, Айшат!" (Лейла Амерханова).
Стихи о маме: "Айшат, спасибо вам за стихи. Без слёз не прочесть! У кого есть сыновья, поймут! Дай Аллах, мудрости вашим сыновьям!" (Зина)
"До слёз тронуло. Спасибо вам за отношение к матери. С теплом Людмила Насонова)
"Трогательная история! Конечно, родителей надо любить и уважать. И всегда в семье идти на компромиссы. Поучительные стихи, всего вам самого наилучшего! Любви, добра, счастья и благополучия!" (Янтарная Роза)
"Очень трогательное стихотворение,  сразу захотелось маме цветы купить. Спасибо, Айшат!" (Астахов Дмитрий)
"Айшат, не зарывай талант, мне очень и очень приятно читать твои стихи, и почему ты их не издаёшь в книге или просто посылай их в газеты "Сердало" и "Ингушетия".(Мурат Коригов), это замечательно! Успеха и в женской судьбе,  в литературе
Успехи и в женской судьбе, а в литературе это так сложно и вызывает бурю чувств                               
"Дорогая Айшат Магометовна!Поздравляю вас с вашими достижениями. Успеха и в женской судьбе, и в характере Это замечательно!
"Да, вообще, только в общении с тобой я черпаю эмоции, которые мне так необходимы. Как будто ты на самом деле моя вторая половинка. Ты мне на самом деле сестра: надёжная и честная!"; "Умничка, я горжусь тобой. Спасибо, что ты появилась в моей жизни. Как классно, что 5 лет назад я начала с тобой общаться. Даже уже забыла, по какому поводу.
Эт так классно. Я горжусь твоими внуками. Всё идёт из семьи. Ты - стержень, без преувеличения!" (Ольга. Киров).
Труд поэта и писателя - это изнурительный труд. В данное время его называют бездарным трудом. Мне как-то задали, я бы сказала каверзный вопрос: "Если ваш труд не оплачивается, какой резон сочинять?", да ещё платить свои деньги за публикации?
Я сначала молчала, не зная, что ответить, была в замешательстве, потом ответила: "Если платили бы, меня бы не подпустили, желающих было бы предостаточно! Надеюсь, что это пригодится подрастающему поколению. И после такой умственной работы, получаю ваши отзывы (а ваших отзывов у меня предостаточно, вглядываешься, устремляя взор в даль , так и хочется сказать: "И всё-таки свет в конце туннеля!"
Недавно получила письмо от Марьям Льяновой с эпиграфом словами А.Ахматовой:
                Я научила женщин говорить.
                /А.Ахматова/.
Наверно, сами эвмениды
Нм поэтесс имели виды,
Чтоб их устами говоря,
Слова не тратили мы зря.

Чтобы стихом нелицемерным
И делом, честностью примерным,
Служить поэзии святой
В союзе с доброй Красотой.

Мечтами окрылять бескрылых,
Надежды в души поселять.
И только светлые порывы
Лелеять в них и прославлять!
         2010 год.
Айшат! Благодарю за высокую оценку моего творчества, но сама отношусь к нему слишком серьёзно, чтобы тешить авторское самолюбие, а о тщеславии сказано давно - точно и умно, что она - "яркая заплата на ветхом рубище певцы" (Пушкин).
28 мая 2022 года в Центральном доме литераторов в Москве состоялась торжественная церемония вручения литературной премии "Наследие". Премия вручалась сразу за 2 сезона: за 2020 и 2021 годы, поскольку из-за пандемии, из-за санкций в эти годы церемония вручения не проводилась.
Премия находится под личным покровительством Главы Российского Императорского дома её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны, которая ранее всегда присутствовала на вручение премии прежние годы.
Однако, в этом году в связи с ограничением полётов организовать визит Великой княгини в Россию не представилось возможным, поэтому на церемонии присутствовал её сын, Великий князь Георгий Михайлович со своей супругой-Светлейшей княгиней Викторией Романовной.
Перед началом мероприятия в фойе состоялось чтение стихов, я тоже выступила и прочитала стих про Грозный.Это уже вошло в традицию РСП, прослушали каждого поэта с большим вниманием, а нас было более 36 поэтов. Сбылись слова А.С.Пушкина, что "история принадлежит поэту". Поэтам сегодня принадлежала история.
Мне полагалась Звезда "Наследие" 3-й степени, но так как я вошла в финал, то Звезда  "Наследие 3-й степени" была заменена на Звезду "Наследие 2-й степени".
Председатель Российского союза писателей Дмитрий Кравчук вручил финалистам, и мне в том числе, Дипломы, а Звезды "Наследия" вручал сам князь Георгий Михайлович. Мне он вручил 2 Звезды "Наследие" за 2020 и за 2021 годы. Еще состоялась аудиенция с ним. Это было круто!
После вручения наград выступила Марина Леонидовна Князева, старший научный сотрудник МГУ. Она объявила результаты поэтических чтений, где упомянула и обо мне: "Дорогая, Айшат Магометовна!
Поздравляю вас с вашими достижениями, это замечательно! Успехи и в женской судьбе, и в литературе, это так сложно и вызывает бурю чувств и глубокое уважение!
Спасибо вам за всё, что вы делаете, за ваше горящее сердце!
Мне очень приятно и тронуло то, что вы упомянули меня в своём интервью. Я его прочитала с большим вниманием и интересом, оно во мне отозвалось.
На чтениях меня тронули ваши стихи и весь ваш яркий и благородный образ".
Я приняла участие  в глобальном проекте "Творчество и потенциал", явившийся первым выпуском художественно-аналитического альманаха "Литературного клуба".
21.06.2022 года я получила письмо от редактора Ольги Павловой: "Добрый день, уважаемая Айшат Магометовна!
Поздравляю вас с победой!
"Творчество и потенциал" - первый выпуск художественно-аналитического альманаха "Литературного клуба".
Пришла пора раскрыть имена победителей....Премия Виссариона Григорьевича Белинского вручается Айшат Мальсаговой".
Я стала Лауреатом премии им. В.Г.Белинского!
В.Г.Белинский - это глыба, литературный критик, признанный №1, как Пушкин признан великим гением, который глаголом жёг сердца людей. Это вторая награда после Звезды "Наследие", которую я получила за статью "Восточная лексика в повести Льва Николаевича Толстого "Хаджи-Мурат". Я нашла ошибку в повести "Хаджи-Мурат". Это ошибка не самого Толстого, ведь впервые повесть была опубликована через 6 лет после смерти писателя. А это ошибки переписчица, жена Софья Берс, или редактор издательства, которые не знали кавказские языки. Из одного слова "ч1аьпильгаш" искусственно сделали два слова "чай" и "пильгиши".
Бытует мнение, что писатели, поэты спинным мозгом  чувствуют вибрацию. И интуиция срабатывает лучше. Друзей у меня много, но избранных не так уж много. Анна Хизировна, моя первая университетская подруга отмечает "...твоим ключевым качеством является доброта. Ты не боишься брать ответственность и играешь важную роль в жизни многих людей. Ты часто попадаешь в тяжелейшие ситуации, но ты сильный человек, который может вынести любую ношу на своих плечах. Окружающие ценят твой вклад в их жизнь и любят тебя за то, какой ты человек!"
Я всегда вижу красоту в людях и во всём.
Мои стихи написаны на разные темы, но самое большое количество стихов посвящены теме Матери, женщине, которые являлись хранительницами домашнего очага, занимались воспитанием детей, проявляя уважению к родственникам мужа, безропотно переносили все тяготы.
Родители - это самое дорогое в жизни человека. Родители уходят из жизни, а боль остаётся от того, что не всегда уделяли достойного внимания и заботу.
Одна из самых трогательных тем -Родина. Наверное, нет ничего страшнее на свете человеческое творение человеческих рук. "Самое страшное порождение- это война в борьбе за власть, за призрачное желание владеть большим, погибли миллионы людей. Истории известно много войн, длившихся десятками лет, но ни одна ни была такой кровопролитной и жестокой, как геноцид.
Тот, кому удалось выжить в этот страшный день 23 февраля 1944 года, уже никогда не забудут.
Голод, холод, тиф обрекли чеченцев и ингушей на вымирание....Война закончилась, но раны остались навсегда. Единственное, что давало людям, это вера в то, что всё изменится, и они вернутся на Родину..."(Алия Хусейнова от 01.05.2013 г.).
Самые большие критики - это мои сыновья: "В стихах есть всё: накал страстей, мелодика, грусть, непрошедшая любовь, прошлое и будущее".
Я рада, что мне выпала честь представлять нашу маленькую, но гордую, свободолюбивую Ингушетию, представителями которой являлись Осканов Сулумбек (Дала гешта долда цог1), Руслан Аушев, Мурат Зязиков, Михаил Гуцериев, поэты и писателя, художники, матери и отцы, воспитавшие прекрасных и достойных сынов и дочерей для нашего Отечества! Мои стихи - маленький штрих в копилку, где я в стихах воспеваю наш край, нашу Родину!
Я прожила большую жизнь, насыщенную множествами эпизодов. Моё сердце полно любви, но оно и полно печали. В стихах я выплёскиваю все свои эмоции, благодаря стихам мне удалось сохранить добрый нрав, несмотря на всю ту боль, которую мне пришлось пережить, всю зависимость от складывающихся обстоятельств, стараюсь не отступать, прикладывая максимум усилий и учусь на своих ошибках.
Мудрость не приходит к нам с рождением или с возрастом. Мудрость в моём понимании - это нажитый в сложных ситуациях опыт, и только тогда приходит понимание жизни. Необходимо сохранить свой сильный характер и у меня нет времени на невежество и жестокость.
Ведь мир - это прекрасное место и ко всему нужно относиться с уважением и любовью. Читатель проживает тысячу жизней, прежде, чем умирает. И эту возможность им даём мы: поэты и писатели.
Самая большая драгоценность на земле для меня - это люди, которые меня любят. Их нельзя купить, их нельзя ничем заменить, их не так уж много у каждого из нас.
Пусть ваш дом будет тёплым, родные - здоровыми, сердца - счастливыми, а мысли - пытливыми! И пусть у  вас будет тысячи причин для счастья и ни одной для грусти!

Июль отсчитывает мне года,
Неся с собою теплоту и ласку.
А её капризах зелени цвета,
Которые сливают всю окраску.

И разноцветная окраска лета,
Дарует миллионы искр.
Планета стала златоцвета,
В сюрпризах солнца виден риск.

Камалудин Хайрудинов: "Айшат, мой поклон Вам!
Вы невероятно сильная женщина! Мои извинения, я долго не мог писать, потерял все слова, мысли, потрясён! Знаю, время не лечит! Только меняет мысли, придаёт им другую окраску. Да..., не могу...
Айшат, вам душевного спокойствия желаю! Пусть детей, внуков ваших никогда не покидает ощущения радости, счастья!
Айшат! Вы - богатый человек! 33 внука!

С уважением Айшат Мальсагова - 1-ая жительница города Магаса РИ,
член союза писателей Республики Ингушетия,
член Интернационального союза писателей,
член-корреспондент Международной академии наук и искусства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Рецензии