К вопросу возможности создания идеальной системы о
Некоторые элементы идеального обучения можно уже найти в обучающей системе Рона Хаббарда.
Главное в ней то, что обучение рассматривается « как очень конкретная и разумная деятельность», с весьма точными целями и технологией действия.
Такое обучение имеет определённый конечный продукт - это умение, и как следствие — независимость в её осуществлении. Установлено, что результат обучения создаётся отнюдь не благодаря красноречию и упорству преподавателей, а преимущественно зависит от самих учащихся.
Ибо УМЕНИЕ — продукт исключительно самостоятельной работы обучаемых лиц.
Человеку мешают обучаться конкретные препятствия, практически не учитываемые многими преподавателями, ибо обучению нужно учиться, как и любому другому ремеслу. После этого и учить, и учиться на порядок станет проще.
В школах же ( да и в вузах) почти не происходит настоящего обучения. Педагоги, за редким исключением, заняты делом, о котором просто не имеют должного понятия
Если обучение «пробуксовывает», то все другие занятия и воздействия теряют смысл, и такая обучающая структура не имеет перспективы. Это происходит из-за того и потому, что люди не обучались — а просто научились узнавать преподносимое.
Узнавание — это, всего-навсего, знакомство. Умение же, создаётся тренировками. ( так, например, студент может всё понять про лыжный слалом, но это не прибавит ему умения пройти полностью и быстро горную трассу…).
Так Рон Хаббард сделал основополагающий вывод
«Вы учитесь не для того, чтобы узнать, запомнить, выучить или сдать
— а для того, чтобы научиться делать что-то нужное».
Обучение — это просто освоение окружающего мира и жизни, т.е. реальное освоение реальной жизни, и наработка способностей действия, таких действий, которые необходимы чтобы в этой жизни управляться и действовать.
В основе обучения — базисный мотив всего живого: чтобы улучшать свою жизнь, умей управлять своей средой. Наша среда - это наше тело, семья, люди, организации, денежные потоки, природа, машины, инструменты и масса всего другого.
Или управляешь ты, или управляют тобой. Экспериментально доказано: улучшение жизни — то, ради чего существует разум. Смысл жизни — в улучшении качества самой жизни.
Все идеалы и ценности ( такие как любовь, красота, самосовершенствование, познание, впечатления, нравственность, альтруизм, образованность, вера, самоотречение и т.д.) - это только средства действия.
Улучшать нашу жизнь может только то, что мы можем использовать. Вот это и есть реальное обучение: создание способностей что-то делать, создавать, воспроизводить.
. Такая система обучения — на порядок эффективнее, существующей в настоящее время в обучающих учреждениях страны.
Когда человек учится делать что-то важное, то смысл его действий логичен. Если каждый раз получается что-то лучше, чем раньше, человек видит, что он стал могущественнее, способнее, значимее. «Получилось!» — самое прекрасное переживание. Ощущение победы, переживание успеха — это счастье самого высокого уровня. Если оно осуществилось, то никакие другие стимулы уже больше не нужны. В противном случае никакие надуманные стимулы ( например, типа оценочной системы) уже нам не помогут.
Жизнь, при всех наших попытках сделать её условной и искусственной, безжалостно требует, чтобы наши слова не расходились с делами, Так молчаливый профи на порядок привлекательнее, чем красноречивый неумеха. Любой мастер своего дела вызывает к себе больше уважения, независимо от степени образованности. Наоборот, интеллектуал, знающий всё, но не умеющий многого — весьма уродливое и жалкое явление.
Жизнь человеческая изменяется и улучшается в результате продуктивных действий, а не высказываемых нами слов. Успешно управлять автомобилем, уверенно решать интегральные уравнения, блестяще читать лекции, искусно вышивать или умело анализировать данные — это необходимые умения. Умения же состоят из навыков. Навыки создаются, в результате тренировки.
Навык, умение — цель обучения. Знания же в обучении — не самоцель, а только средство улучшить умение. Они помогают понять: зачем, каким образом это работает, и почему именно так, а не иначе.
Знания — это, как бы, осознанные умения. Вся прочая информация может быть очень интересной и важной — но к обучению отношения не имеет. Время, нужное для наработки навыка, у каждого - своё. В разумной системе обучения оно определяется не как «час» или «два занятий», а как «до конечного результата».
Конечный результат — это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия. Заодно с полным его пониманием. Проще сказать – это способность применять знания на практике. Демонстрация такого результата — единственная оценка, единственный экзамен, а также и одновременно — допуск к дальнейшей сфере деятельности.
До тех пор пока «получилось!» — есть интерес, и школа ( вуз) оправдывает надежды.
Но, уже в среднем звене — ситуация существенно изменяется! Ибо учебники становятся «скопищем» совершено непонятных слов, знаков и символов, а педагоги впадают в иллюзию, что понять материал — это уметь зачитать определение, термины, показатели, критерии и пр.
Так, изучение иностранного языка превращается в зубрёжку правил, от которой грамотности не прибавляется, зато появляется головная боль.
Смертную тоску бессмысленных тонкостей морфологии, синтаксиса и пунктуации иногда разряжают сочинения, изложения, и др. рода написания.
Занятия по техническим дисциплинам на каждом часе преподносит новые темы и требует новых навыков, но совершено не оставляет для них времени для обдумывания, осмысления и решения, и ограничивается только беглым знакомством.
Махнув рукой на непреодолимый Монблан непонятых слов и незакреплённых действий, большинство обучаемых переходят в режим «отторжения» — либо списывают, либо привыкают схватывать только форму решения примеров или задач
Вот только этот «пустопорожний» навык действий отрабатывается по полной программе, и закрепляется у человека на всю жизнь.
Познавательные дисциплины — практически не содержат обучения, а на деле они означают просто - ознакомление.
Насаждение чужого мнения (гл. образом мнения автора учебника) — это прямое подавление личности, и обучаемые уже сами быстро принимают навязанные правила — самоустраняются от изучения учебных дисциплин и становятся «говорящими манекенами».
Обучение — это наработка способностей. Деятельность, делание. Отточка инструментов ума и тела. Оно — конкретно, точно и бескомпромиссно. Его удовольствие -чувство победы, самоутверждения.
Приобщение же — отдых от обучения. Впечатления, узнавание. Прекрасное, радостное и совершенно необходимое занятие. Цель приобщения — восприятие, знакомство, расширение кругозора. Здесь нет обязательных навыков и тренировок, нет конкретности. Здесь важна свобода — свобода мнения и оценки, свобода восприятия, свобода соавторства. Если нет удовольствия — то нет и приобщения!
Если приобщаешь — будь интересен, заразителен и лоялен. Если обучаешь — будь точен и бескомпромиссен в отработке навыков. А если ни то, ни другое — почему этим надо заниматься именно в обучающем учреждении?..
Фактически, в большинстве стран, происходит жёсткая дискриминация детства, да и юности. Слабые, при этом, ломаются и падают в апатию (послушание), сильные же - садятся на шею или бунтуют, и только редкие «везунчики», получившие достойное обучение, и становятся мастерами ДЕЛА.
Сейчас наши подопечные, если и добиваются чего-то в отдельных случаях, то скорее не благодаря, а чаще всего, вопреки, нашему нынешнему образованию и воспитанию.
Поэтому из «школы страха, принуждения, понуканий..» наши образовательные заведения должны превратиться в «школы радости, любви, удовольствия, почитания…», где основным методом обучения становиться умение самостоятельного добывания знаний, способность самому делать открытия, начиная с простых и «банальных», до стоящих на границе современных знаний.
А целью - результат « уметь делать все то, что пригодится в реальной жизни»…
Свидетельство о публикации №223040301390