К вопросу возможности создания идеальной системы о

К  ВОПРОСУ  ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
 
Некоторые     элементы идеального обучения  можно  уже найти  в обучающей   системе   Рона Хаббарда.

 Главное   в  ней  то, что     обучение рассматривается  « как очень конкретная   и разумная деятельность»,    с  весьма  точными целями и    технологией  действия.
Такое обучение имеет определённый конечный продукт  - это  умение,  и   как следствие — независимость  в её осуществлении.  Установлено, что  результат обучения создаётся отнюдь не благодаря красноречию и упорству преподавателей, а преимущественно  зависит от самих учащихся.
 Ибо  УМЕНИЕ — продукт исключительно самостоятельной работы обучаемых лиц.
Человеку мешают обучаться конкретные препятствия, практически не учитываемые многими  преподавателями, ибо обучению нужно учиться, как и любому другому ремеслу.  После этого   и учить,  и учиться    на порядок станет   проще.   
В школах же  ( да и в вузах)   почти не происходит настоящего обучения. Педагоги, за редким исключением, заняты делом, о котором просто не имеют  должного понятия
    Если обучение «пробуксовывает»,  то все другие занятия и воздействия теряют смысл, и такая обучающая структура не имеет перспективы. Это происходит из-за того  и потому, что    люди  не обучались — а просто научились  узнавать  преподносимое.
Узнавание — это, всего-навсего, знакомство. Умение же, создаётся тренировками.  ( так, например, студент может  всё понять про лыжный слалом, но это не прибавит  ему  умения пройти  полностью и быстро  горную  трассу…).
Так  Рон Хаббард сделал основополагающий вывод   
«Вы учитесь не для того, чтобы узнать, запомнить, выучить или сдать
— а для того, чтобы научиться делать что-то нужное».
Обучение — это просто освоение окружающего мира и жизни, т.е. реальное освоение реальной жизни, и наработка способностей действия, таких действий, которые необходимы  чтобы в   этой жизни  управляться и действовать.
В основе обучения — базисный мотив всего живого: чтобы улучшать свою жизнь, умей управлять своей средой.  Наша среда  - это наше тело, семья, люди, организации, денежные потоки, природа, машины, инструменты   и масса  всего другого.
Или   управляешь ты,  или управляют тобой. Экспериментально доказано: улучшение жизни — то, ради чего существует разум. Смысл жизни — в улучшении качества самой жизни. 
Все идеалы и ценности  ( такие как  любовь, красота, самосовершенствование, познание, впечатления, нравственность, альтруизм, образованность, вера, самоотречение и т.д.) - это только средства действия. 
  Улучшать нашу жизнь может только то, что мы можем использовать.  Вот это и есть реальное обучение: создание способностей что-то делать, создавать, воспроизводить.
 .   Такая система обучения — на порядок эффективнее,  существующей в настоящее время  в обучающих учреждениях страны. 
Когда человек учится делать что-то важное,  то смысл его действий  логичен. Если каждый раз получается что-то лучше, чем раньше, человек видит, что  он стал могущественнее, способнее, значимее. «Получилось!» — самое прекрасное переживание. Ощущение победы, переживание успеха — это счастье самого высокого уровня. Если оно осуществилось, то никакие другие стимулы уже больше не нужны. В противном случае   никакие надуманные стимулы ( например,  типа оценочной системы)   уже нам   не помогут.
Жизнь, при всех наших попытках сделать её условной и искусственной, безжалостно требует, чтобы наши слова не расходились с делами,  Так молчаливый профи на порядок привлекательнее, чем красноречивый неумеха. Любой мастер своего дела вызывает к себе больше уважения, независимо от  степени  образованности. Наоборот, интеллектуал, знающий всё, но не умеющий многого — весьма уродливое и жалкое явление.
Жизнь человеческая  изменяется и улучшается в результате продуктивных действий, а не высказываемых  нами  слов. Успешно управлять автомобилем, уверенно решать интегральные уравнения, блестяще читать лекции, искусно вышивать или умело анализировать данные — это необходимые умения. Умения же  состоят из навыков. Навыки создаются, в результате тренировки. 
Навык, умение — цель обучения. Знания же  в обучении — не самоцель, а только средство улучшить умение. Они помогают понять: зачем, каким образом это работает, и почему именно так, а не иначе.
Знания — это, как бы, осознанные умения. Вся прочая информация может быть очень интересной и важной — но к обучению отношения не имеет. Время, нужное для наработки навыка, у каждого -  своё. В разумной системе обучения оно определяется не как «час» или «два занятий», а как «до конечного результата».
Конечный результат — это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия. Заодно с полным его пониманием. Проще сказать – это  способность применять  знания  на практике. Демонстрация такого результата — единственная оценка, единственный экзамен, а также и одновременно — допуск к дальнейшей сфере деятельности. 
До тех пор пока  «получилось!» — есть интерес, и школа ( вуз)  оправдывает надежды. 
Но, уже в среднем звене — ситуация существенно изменяется! Ибо учебники становятся «скопищем» совершено непонятных слов, знаков и символов, а педагоги впадают в иллюзию, что понять материал — это уметь  зачитать определение, термины, показатели, критерии и пр. 
Так, изучение иностранного языка   превращается в зубрёжку правил, от которой грамотности не прибавляется, зато появляется головная боль.   
Смертную тоску бессмысленных тонкостей морфологии, синтаксиса и пунктуации иногда разряжают сочинения, изложения, и др. рода написания.   
Занятия по техническим дисциплинам  на каждом часе   преподносит новые темы и требует новых навыков, но совершено не оставляет для них времени для обдумывания, осмысления и  решения, и ограничивается только беглым знакомством. 
Махнув рукой на непреодолимый Монблан непонятых слов и незакреплённых действий, большинство обучаемых  переходят в режим «отторжения» — либо списывают, либо привыкают схватывать только форму решения примеров или задач
Вот только этот  «пустопорожний» навык действий отрабатывается по полной программе, и закрепляется  у человека на всю жизнь.
Познавательные дисциплины    — практически не содержат обучения, а    на деле  они   означают просто   - ознакомление. 
Насаждение чужого мнения (гл. образом мнения автора учебника) — это прямое подавление  личности, и обучаемые  уже сами   быстро принимают навязанные правила — самоустраняются от изучения  учебных дисциплин и становятся «говорящими манекенами».   
Обучение — это  наработка способностей. Деятельность, делание. Отточка инструментов ума и тела. Оно — конкретно, точно и бескомпромиссно. Его удовольствие  -чувство победы, самоутверждения.
Приобщение же  — отдых от обучения. Впечатления, узнавание. Прекрасное, радостное и совершенно необходимое занятие. Цель приобщения — восприятие, знакомство, расширение кругозора. Здесь нет обязательных навыков и тренировок, нет конкретности. Здесь важна свобода — свобода мнения и оценки, свобода восприятия, свобода соавторства. Если нет удовольствия —  то  нет и приобщения! 
  Если приобщаешь — будь интересен, заразителен и лоялен. Если обучаешь — будь точен и бескомпромиссен в отработке навыков. А если ни то, ни другое —   почему этим надо заниматься именно в обучающем учреждении?..   
Фактически, в большинстве стран, происходит жёсткая дискриминация детства, да  и юности.  Слабые, при этом, ломаются и падают в апатию (послушание), сильные же - садятся на шею или бунтуют, и только редкие «везунчики»,   получившие достойное обучение, и становятся мастерами ДЕЛА.
Сейчас наши подопечные, если и добиваются   чего-то в отдельных случаях,  то скорее не благодаря, а чаще  всего,     вопреки,  нашему нынешнему  образованию и воспитанию.
Поэтому   из    «школы   страха, принуждения,   понуканий..»  наши  образовательные заведения должны превратиться  в «школы  радости, любви, удовольствия, почитания…», где основным  методом обучения становиться  умение самостоятельного  добывания знаний, способность самому делать открытия, начиная с простых  и «банальных», до   стоящих на  границе  современных знаний.
 А   целью    -  результат     « уметь  делать   все  то, что пригодится в  реальной жизни»… 



 


Рецензии