Пенза спортивная

Пенза в апреле

Этот город мы обычно посещаем в мартовскую распутицу. В последний раз были здесь три года назад. Благодаря регулярным зимним стартам он стал почти родным. Вокзал – отель – манеж – бассейн под открытым небом – вокзал. Все довольно традиционно и без вычурностей. Иногда рынок, кафе, магазин. Не знаю, выбрал бы я Пензу в качестве туристического маршрута или нет. Скорее всего, нет.  За пятнадцать лет я был в неё шесть раз, и лишь спортивная составляющая сюда и привлекает.

- Мы не можем предложить вам забронированные апартаменты. По вине жильцов в них сломался унитаз. На его ремонт уйдет пять-шесть дней. Но я могу предложить похожее жилье! – за два дня до поездки позвонила дама с Авито, у которой я забронировал «проверенный вариант» и уже внес предоплату.

Ответил ей, что подумаю, и уже не удивился. Обычно в таких случаях отказываюсь, так как уже не верю в подобные присказки. Благо, что Островок выдает несколько вариантов. Чуть подороже, но на одну ночь сойдет.  Ещё месяц назад я и не думал ехать в Пензу и размышлял над апрельским отпуском в Закавказье. Лень поборола меня на всю зиму, и лишь предложение Татьяны Сергеевны вывело из затянувшегося гиподинамического ступора. Мне даже стало стыдно перед ней, и я выступил на Чемпионате Москвы. А там пришло предложение и по работе, из-за которого пришлось уволиться из больницы и отказаться от отпуска. В очередной раз убеждаюсь, что случайностей не бывает.

РЖД на обратный путь выдал скидку, как предстоящему имениннику и это уже приятно. В Пензу лучше всего ехать на поезде, так как на самолет не придуманы детские билеты . За три года детвора уже и позабыла, что мы бывали в этом городке и для них все, как в первый раз. Спешившись с колёс, они наперебой тараторят, на чём мы дальше поедем: на такси или на автобусе. Но никто не угадал, так как до рынка мы дошли пешком, а там выбрали городскую маршрутку. К сожалению, за прошедшие три года, здесь так и не решили проблему с приличным городским транспортом и по прежнему колесят видавшие виды форды и газели, которые немного разбавляются троллейбусами да прошловековыми мерседесами с указателями немецких улиц на табло. Город после зимней спячки напоминает сибирскую кошку во время линьки. Все же снег ему больше к лицу. А внезапно вылезший мусор, да пыль кубарем витает в воздухе. Но мы приехали не любоваться, а соревноваться.

Вот и манеж, расположенный в живописной местности под названием Ахуны. Это зона отдыха пензенцев. Здесь нет пыли и нет рычащих авто. Возможно, здесь довольно комфортно гулять в лесопарковой зоне. На конечной 99-й маршрутки расположен Аграрный университет и СДЮШОР с отличной спортивной базой. Что-то подкрашено, что-то давно требует освежения штукатурки, как и рушащиеся ступеньки. Все же легкая атлетика немного в загоне в отличие от соседствующего бассейна под открытым небом, который более востребован среди горожан.

На удивление персонал манежа нас встретил довольно вежливо, и получив ключи и навесные замочки от шкафчиков, мы переоделись и заняли места на трибунах. До старта еще более трех часов. Вскоре подоспел и старший нашей команды с моим нагрудным номером и приятным фирменным сувениром в виде чашки с эмблемой зимнего первенства России. Еще на входной группе заметил рекламный плакат, что пока еще смотрится  диковинкой. Вовсю ведут торговлю спортивной амуницией и периодикой. Народ на дорожках уже разминается. Вспомнился март 2020 года и начало масочного режима. Тогда казалось, что всё. Соревнованиям  в манеже пришёл конец. Тем временем народ всё прибывает и прибывает. Многих видел, многих знаю. Как будто попал с родную семью. Все же человеку необходимо некоторая привязанность к социальным группам. Еще вчера глаза были на мокром месте, когда выходил из больницы, а сегодня мир улыбается совсем другими красками.

Детвора требует еду. Кормлю их тем, что после соревнований пойдем в бассейн под открытым небом, и что скоро приедет буфет. Манеж расположен так, что до ближайшего продуктового ларька будет пару километров. Немного уменьшает голод какао из вендинговых автоматов, но ненадолго. Но вскоре привезли пиццу с пирожками с повидлом, и всё стало на свои места.

Из стартового пистолета дали старт женского захода, и я отправился на разминку. Сегодня три тысячи метров, завтра с утра – пятерка. Буквально вчера закончился Чемпионат Мира в польском Торуне и можно заочно соревноваться с возрастным одногруппниками. На прошлой неделе ВФЛА вывели из под семилетнего бана и может быть, когда-нибудь удастся и потягаться с кем-то из них. А пока лишь заочно. Но признаться честно, у меня за спиной лишь один старт на Чемпионате Москвы и трехнедельный тренировочный цикл. Так что сегодня не до звезд.

Женщины под звук медного колокола уходят на последний круг. Результат Зины Т. из Ж55 на двадцать секунд выше времени чемпионки мира и это не может не радовать. При том, что на Москве она шла еще быстрее. Потом дам дали старт мужчинам 60 и старше,  а опосля и нас построили в стартовом коридоре. У меня сегодня два соперника со схожими фамилиями, но разными именами. Один из моей группы, другой – из следующей. Если к первому я пока только присматриваюсь, то со вторым можно и потягаться.

Какой план на сегодня? Для себя вывел формулу по 58 секунд круг 200 метров. Алексей уверенно от нас удалился на первом же вираже, а я пристроился за Дмитрием, так как его темп меня вполне устраивал. Хоть  манеж и нуждается в реновации, с электроникой и судейством здесь все довольно хорошо. Чувствуется, что команда готова и натренирована на различных всероссийских стартах. Электронный хронометраж, бегущее табло, на каждом вираже и прямой по строгому арбитру, которые зорко всматриваются в нарушителей техники ходьбы. Но табло таблом, а гораздо приятно, когда тебя ведут по дистанции и сообщают об отсечках на круге. Сегодня таким волонтером стал Дмитрий А. из Архангельска.

- Пятьдесят семь шестьдесят, Слава. Пятьдесят семь семьдесят. Пятьдесят восемь двадцать…Хорошо, хорошо.

Для постороннего это ничего не значит. Но когда идешь по дистанции – это мантра. Ведь даже в ходьбе время складывается не из секунд, а из десятых. И погрешность в несколько десятых на круге уже чувствуется организмом. На шестом круге мой ведущий немного подустал и после виража я решил ему помочь. Хотя, сложно сказать, помощь для него было или удар. Ведь некоторым не нравится, когда их обгоняют. И моему невольному напарнику по дистанции это было не по нраву.

- Ах ты с…ка, бл..д. И ты так всегда меня подрезаешь…
От удивления я не знал, что и сказать. Лишь улыбнулся, но он этого не увидел. Хорошо, что детей рядом нет. Но фотограф Надя его услышала, и кажется, тоже от приоткрыла рот.
- Ты, что, также машину  водишь?
- А я и не вожу.
- Ну ты б…д, даешь! Ты что правил дорожного движения не знаешь?
- А я езжу на такси!

Наша перепалка продолжалась почти круг. Меня веселило, его злило. И то, и другое может выступать как допингом, так и разлагатором. Давненько так не беседовал.

- Пятьдесят шесть пятьдесят, Слава. Уходишь, отрываешься…
Видимо моя тактика была более верной. Дыхание за спиной пропало и мне показалось, что разрыв с лидером сократился. Но впереди еще большая часть дистанции, а усталость дает о себе знать. Внимание лишь выхватывает из пространства секунды от Дмитрия из Архангельска. Про себя думаю, вот ведь человечище. Ему еще прыгать сегодня, и самому необходим настрой, а он заботится о другом. А мой темп тем временем стал немного плыть.

- Пятьдесят девять и семнадцать. Пятьдесят девять.
Тем временем подключилась детвора и мне уже стало полегче. Вижу, что от преследователя я оторвался на половину круга, но до первого тоже половина. Вот и мой медный колокол и можно выложиться на максимум. Вроде бы судьи сегодня довольно лояльны к моей технике. Финиш, внутренние овации через страдания на лице и на заминку. Все же темп удалось удержать и выполнить намеченный план. Конечно в тройку призеров на чемпионате Мира я бы с таким результатом не попал, но для себя сделал вывод, что лень присутствует в любом возрасте и чтобы ее преодолеть необходим хороший пинок.

После ходоков объявили парад открытия чемпионата и, посмотрев его и танцы чирлиндеров, мы ушли в буфет и в бассейн. В Пензу пришла настоящая весна, и поплавать под апрельским солнышком – милое дело. Входной билет для льготников – девяносто рублей. Можно взять в прокат и нарукавники и полотенца. Персонал на удивление также добр и предупредительно вежлив, да и наши малыши отличаются послушанием. После манежа и прыжков на матах их пыл поугас и они на релаксе. По третьей чашке какао и пора в отель. Церемонию награждения перенесли уже в третий раз, но благо в секретариате понимающие люди.

- Распишитесь, получите, поздравляем! – под аплодисменты судей.
Медаль и диплом весьма симпатичные и моя тройка делит, кто первым будет ее носить. В итоге уступили младшему.

Вечерняя пензенская окраина еще менее симпатична чем Пенза при свете дня. Несущиеся фуры, жидкое освещение, лужи вперемешку с обломанными тротуарами и строительным мусором. Благо, что в отеле обошлось все без чрезвычайных происшествий и нас спокойно заселили в апартаменты. Симпатичного кафе мы так и не встретили в радиусе трех километров и ограничились походом в «Пятерочку».

Пенза. День второй.

Традиционно с ходьбы начинается и второй день соревнований. Сегодня два захода. Женщины и мужчины 75+ и потом младшие мужчины. Ноги после вчерашнего так и не восстановились, но думаю, что всем сегодня тяжело. И если большинство накануне поругивали виражи здешнего манежа, то сегодня и я ощутил на себе всю их прелесть, так как воскресная ходьба мне напомнила разновидность челночного бега, где ускорялся лишь на прямых участках манежа.

Стартовал с третьего ряда, так как организаторы решили тех, кто помоложе поставить в зад. И после виража я был десятым, потратив пять-шесть секунд на топтание перед теми, кто постарше. Сегодня у меня не было ведущего по кругам, и я пытался делать отсечки по электронному табло. Для себя решил, что шестьдесят две секунды будет оптимальным темпов для преодоления двадцати пяти кругов. И если поначалу я еще следил за этим, то после первого километра мое внимание стало страдать и на подсчет скорости его уже не хватало. Лишь километровые отсечки хоть немного, но контролировались.

Первый номер по вчерашней тактике ушел вперед, а вот третий не стал цепляться за мою спину, и мне пришлось соревноваться лишь с секундомером и борьбой над усталостью. Здесь есть несколько способов. Можно переключиться на просмотр окружения. Благо, что в прыжковых секторах разгорелись нешуточные баталии. Можно раскладывать математические пасьянсы на тему «сколько осталось и как продержаться». Делить дистанцию на куски, сравнивать их с чем-то. Можно ставить цель и догонять тех, кого обходишь на круг-два-три, чтобы сэкономить силы на виражах, так как обгон на второй-третьей дорожке добавляет лишние метры и выбивает из техники. Вчера, чуть не поскользнулся на выходе с виража, когда переходил с третьей дорожки на первую. Так в размышлениях дождался ударов медного колокола. Сначала для лидера, а потом и для себя. Финишный спурт на пятьдесят две секунды и дело сделано. Задачу по времени выполнил. Можно замяться и позавтракать. Все же утром сделал выбора в пользу лишнего часа сна.

Детвора требует повторения бассейна, но мы непреклонны и стоим на своём, что бассейн будет в Москве по приезду. Все же вчера они дрожали под небом голубым и плескались с охотой лишь в переходном тамбуре бассейна.

Тем временем у ходоков начался сабантуй. У дамы из Чувашии юбилей в три четверти века и она разливает национальный самогон в металлические стопки. Пожелал ей и дальше продолжить бороться за здоровье на дистанции. Все же чаще всего ее ровесников я встречаю на больничных койках с диагнозами на пол страницы. Сегодня довольно оперативно объявили о церемонии награждении, и мне удалось побывать еще и на пьедестале. Праздник для нас закончился. Осталось пара-тройка часов на прогулку по Пензе. По совету пензенского друга отправились на пензенский Арбат в саратовское сетевое кафе-кондитерская «Яблонька». Штрудель, ромовая баба, десерт красный бархат и все довольны. Все же здесь и вкусно при довольно приятном интерьере с винтажными стульями и столами. Пензенский термометр показывает на солнце +20 и от демисезонных курток хочется освободиться. Для нас это самый теплый день в этом году и ощущение, что мы на курорте. Вспомнили о центральном рынке и отправились туда за продуктами. Заметил, что за прошедшие с последнего посещения десять лет, он похорошел. И мы полакомились домашней ряженкой с хрустящей корочкой, а детворе накупили сладостей и пензенских огурчиков. Кафе на дорожку и вот уже вечерний поезд уносит нас в столицу.


Рецензии