Олег Погудин. Возвращение в Серебряный век сказки

Концерт Олега Погудина «Звезда любви. Вариации Серебряный век», прошедший на сцене БКЗ «Октябрьский» 31 декабря 2018 года, стал поклоном артиста Серебряному веку, родному городу, ушедшему от нас в этом году мсье Шарлю Азнавуру и, конечно, зрителям. Никто из ныне живущих лирических певцов не мог бы сделать это с такой красотой и изяществом, как Олег Евгеньевич.

В уютном пространстве петербургского БКЗ «Октябрьский» состоялся почти домашний вечер, подобный тому, что многие из нас переживали в детстве, когда ждали прихода сказки. И она пришла, и облегчила нашу боль — к сожалению, беспощадные реалии внесли суровые коррективы – именно в этот день, ранним утром, в Магнитогорске произошел террористический акт, концерт начался с минуты молчания в память о погибших.

Вопреки горю все-таки свершилась сказка, созданная живописью на песке, проникновенными шедеврами классической музыки, лиричными строками знакомых нам романсов. Но более всего она свершилась по воле главного героя, в чьих устах слова былого наполнялись жизнью дня сегодняшнего, а его сильные, идущие от самого сердца стихотворные строки, в которых слились воедино земля и небо, победы и потери, благодарность и тоска, — исцеляли. Так мощно и лично Олег Погудин еще никогда не читал стихи, даже не читал, а жил ими, — как будто он сам был героем и поэтом Серебряного века.

Его своеобразным «альтер-эго» или, лучше сказать, внутренним голосом стал артист театра и кино Владимир Кошевой, который вышел на сцену в роли Чтеца. В его исполнении почти весь вечер звучали произведения Николая Гумилева. Но особенно запоминающимся элементом спектакля оказался песчано-музыкальный этюд «Щелкунчик». Сразу после «La Boheme» в исполнении Олега Погудина на сцену вышел Владимир Кошевой со стихотворением Осипа Мандельштама «Куда как страшно нам с тобой…» (сам поэт в домашнем кругу именовал этот стих «Щелкунчик»). Время написания 1930-й год — период творческого перелома, преодоления страхов и осознания своего «крестного пути». Его конфликт с властью обострился настолько, что было понятно — добром все не кончится, но Осип Эмильевич принял решение встать в полный рост, как поэт и гражданин. В этом коротком, хлестком стихе весь его поэтический бунт.

За «плачем буревестника» Осипа Мандельштама последовал «Танец феи Драже» (партия фортепиано — Олег Вайнштейн из балета Чайковского «Щелкунчик») и непосредственно сам песчано-литературный музыкальный этюд, состоявший из трех компонентов: литературной основы (финальный фрагмент сказки Э.Т.А Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» — текст читал актер Владимир Кошевой), музыкального сопровождения («Адажио» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исполнении пианиста Олега Вайнштейна и Музыкального ансамбля Олега Погудина) и визуального решения — песочной анимации «Театра иллюстраций». Все три составляющих гармонично совпали. Властный голос чтеца отнюдь не диссонировал с мягкими переливами «Адажио», а на светящемся экране крупинка за крупинкой появлялись лица главных героев — так почти мгновенно возникла сказочная атмосфера.

Этюд «Щелкунчик» запомнился благодаря необычному художественному воплощению – вся история была создана в режиме онлайн с помощью песка художницами-мастерицами из «Театра иллюстраций (Марина и Ева Соснины). Картинки рождались прямо на глазах зрителей, нарисованные на специальном стекле, они тут же проецировались на большой экран, сменяя друг друга почти непрерывно, порождая ощущение «ускользающей жизни». В первом отделении концерта в глубине сцены, на том же экране, иллюстрациями происходящего были песочные фотографии Петербурга. Они словно говорили нам: одно неосторожное движение, и весь этот город, этот гармоничный вечер, дающий надежду на лучшее, растворится в дымке минувшего. Особое спасибо Олегу Евгеньевичу за этот чудесный песчано-литературный этюд по сказке Гофмана, именно он придал всему спектаклю необыкновенно теплую, нежную ауру, атмосферу счастливого детства, когда «страшно и волшебно», когда хочется многое узнать и познать, став непосредственным участником мистических событий.

А еще стало отчетливо видно, как близки друг другу сказка и наша жизнь, литературные герои и реальные люди. Очарование рождественской истории Гофмана так легко соединилось с эпохой Серебряного века, в которой жили и творили редкие, талантливые, мужественные люди, так много потерявшие, и так много подарившие нам, их потомкам. В этом изящном, любовном очаровании жил и пульсировал весь Серебряный век — утраченное «прекрасное далекое», разбередившее нас призрачной мечтой о возможности счастья, но разрушенное беспощадностью реалий.

Подобные сказки помогают набраться мужества для новых битв за прекрасное, ведь кроме причуд и метафор, необычных персонажей, военных баталий и волшебных превращений в них есть самое важное — сердечная отвага героев, их решимость бороться, идти до конца. Это волнующее, напряженное состояние, когда осознание собственной правоты придает сил, когда невозможное становится реальностью вопреки всем преградам. Так жил светлый, талантливый Гофман, так существуют герои его произведений, так вершит историю современного музыкального искусства Олег Погудин, собирая под свое крыло талантливых представителей русской современной культуры.

Спасибо за этот добрый, красивый вечер 31 декабря 2018 года Олегу Погудину, его Музыкальному ансамблю — Алексею Баеву, Елене Молотиловой, Ирине Козыревой, Михаилу Радюкевичу, Андрею Иванову, Роману Тентлеру, Юрию Молотилову, пианисту
Олегу Вайнштейну, артисту Владимиру Кошевому, солистке Мариинского театра Оксане Шиловой, артистке театра музыкальной комедии Манане Гогитидзе, «Театру иллюстраций» и его художникам по песку Марине и Еве Сосниным.

Новогодним поздравлением зрителям стали теплые слова самого Олега Евгеньевича: «… В тех словах и мелодиях, которыми мы с вами начинаем этот новый год, столько надежд и любви, что абсолютно невозможно не поверить в лучшее. Уверенность в том, что мы живем для счастья, красоты, чистоты, правды и любви, это уверенность совершенно незыблемая. Собственно так и должно быть в наших сердцах, хотя жизнь текущая, нынешние обстоятельства сопротивляются этому очень часто и очень серьезно, но все-таки каждый из нас прекрасен, а все вместе мы, если любим друг друга, прекрасны бесконечно….».

Кристина Французова-Януш


Рецензии