Олег Погудин. Золотое сечение романса

12 июля в Концертном зале Академической Капеллы Санкт-Петербурга прошел концерт Олега Погудина «Городской романс». Не один десяток лет он исполняет эту программу как в городах по всей России, так и за рубежом. Но «Городской романс», спетый им на родной земле (как он сам говорит «дома»), каждый раз становится явлением исключительным, словно Петербург наделяет его своей благородной грустью, которая есть и в облике самого артиста. Олегу Погудину в «Городском романсе» особенно зримо удается создать музыкальный образ любви. Кроме этого, каждый из спетых им романсов — а было их в нынешнем концерте 23 – предстает не поэтическим вымыслом, но реальной выстраданной историей. Собранные все воедино под тематической обложкой программы, вместе они составили музыкально-поэтический альманах.

Первое отделение концерта состояло в основном из романсов, в которых герой находится в состоянии любовного переживания, чувство владеет им здесь и сейчас. Пожалуй, лишь «Троечка», «Утро туманное» и «Эй, друг гитара» выбиваются из общей тональности отделения, и по жанру являются песнями «воспоминанием», где доминирует мотив сожаления о несбывшемся или утраченном. Все остальные — «Ночь светла», «На заре ты ее не буди…», «Ночные цветы», «Не пробуждай воспоминаний», «Калитка», «Звезды на небе», «Не уходи» – похожи на акварельные эмоциональные пейзажи, где через образы природы выражаются состояния влюбленного сердца. Погудин со свойственным ему профессиональным чутьем находит соответствующую этим романсам исполнительскую форму, определяет точную степень выразительности чувств — в манере его исполнения нет приторной сентиментальности и нарочитости, нет того, что делает романсы часто некой условностью, к которой зритель относится со снисходительным недоверием. У Погудина все не «понарошку», каждое произведение, которое он принимает в свой репертуар, становятся частью его самого, элементами его творческой личности, в каждом из них драматургическая основа тесно сопряжена с художественно-выразительными чертами романса. Не вымысел вершит историю, но история подлинная создает легенду о людях того времени.

Во втором отделении было больше драматизма и трагических оттенков — Погудин начал его с романса «Сияла ночь…» на стихи Афанасия Фета. И сразу перед нами в яви предстала живописная картина — летний вечер, гостиная богатого дома, раскрытое окно, в котором видна полная спелая луна, за роялем молодая женщина через песню рассказывает о том, что делает ее счастливой и несчастной одновременно. Среди гостей, присутствующих на вечере — поэт, для которого каждое слово, каждая музыкальная строка полны особого смысла, потому что это все касается его самого. Афанасий Фет написал стихотворение «Сияла ночь», находясь на волне нежного чувства к Татьяне Андреевне Берс. Именно она и пела в тот вечер. Дело происходило в Ясной Поляне, аккомпанировал ей сам Лев Николаевич Толстой, который позже «списал» с нее Наташу Ростову в романе «Война и мир». После этого вечера Фет подошел к ней и сказал: «Когда вы поете, слова летят на крыльях». Именно это ощущение передал в своем исполнении Олег Евгеньевич, — вся художественная полнота этого сюжета, глубина природных красок, переклички с переживаниями участников истории, грация и сила чувств — получили воплощение в романсе и были донесены им до зрителей.

Романс «Сияла ночь» становится отправной точкой серьезного путешествия, к которому Погудин приглашает всех пришедших на концерт. Во-первых, это путешествие во время, когда изумительно красивый, плавный, изящный, живой русский язык воплощал в себе богатство души наших предков, живших в XIX веке (почти все прозвучавшие во втором отделении романсы написаны на стихи поэтов именно этого времени, это же замечание справедливо и в отношении песен первого отделения). Во-вторых, это путешествие, на которое решается всякий по-настоящему полюбивший человек, зная, что это не просто преходящие переживания, но судьбоносное явление, и даже если сюжетно все не разрешится счастливо для всех, печать пережитого оставит след на всю оставшуюся жизнь. Притягательность городского романса еще и в том, что он не отлакирован, не отредактирован художественной реальностью, — в его ритмичной структуре и стилистической манере заключена очень живая, непосредственная природа человека. Он не обладает «витринностью» и совсем не похож на красивый фантик от конфетки.

Все последующие композиции второго отделения — «Мой костер в тумане светит…», «Мне не жаль», «Кончилось счастье», «Вам 19 лет», «Как хочется хоть раз», «Изумруд», «Хризантемы», «»Время изменится», «Гори, гори, моя звезда», «Романс №5», «Две гитары», «Среди миров» — это лаконичные, очень концентрированные образы мощного, подлинного чувства, но по большей части трагические, минорные. Становится понятно, что счастье невозможно без страдания, что стремление к объекту любви не всегда увенчивается воссоединением с ним, но порождает в душе героя то искреннее, чистое, высокое волнение, результатом которого часто становятся произведения искусства наивысшей пробы. И что еще важно. Когда слушаешь романсы в исполнении Олега Погудина, поражает осознание, что за легкими, напевными, изящно-утонченными музыкальными признаниями лирических героев всегда скрываются изломанные судьбы самих авторов, чаще всего, трагические, иногда со смертельным исходом. И кажется, что в красоте романсов для этих людей заключалось последнее спасение. Сегодня их музыкально-поэтические творения это следы, пройдя по которым в историческую ретроспекцию, мы обнаружим редких людей — душевно грациозных, честных, сильных, любящих, вступивших в схватку с обстоятельствами времени и судьбы.

Вечером 12 июля на сцене Капеллы, Олег Погудин рассказывал о них, их судьбы отразились в манере его исполнения, не потому ли в его личном отношении к песенному материалу была почти священная бережность, с которой относятся к чему-то неизмеримо дорогому. Каждый исполненный им романс был свидетельством их непростых судеб, а потому наполнялся красками, дыханием времени и атмосферой высоких чувств. Пластика артиста, движения, жесты, взгляды, голосовые модуляции — все было вовлечено в процесс архитектурно-музыкальный, процесс рождения новой реальности, где жизнь состоит из любви в каждом своем мгновении, где перед зрителями зримо и гармонично предстает золотое сечение романса.

Кристина Французова-Януш


Рецензии