Олег Погудин. Музыкальная акварель
14 июня, в концертном зале у Финляндского вокзала, народный артист Олег Погудин и его оркестр выйдет к зрителям с программой «Любовь и разлука», посвященной Исааку Шварцу — в год, когда со дня рождения композитора исполнилось 95 лет.
Именно на примере творческого тандема Олег Погудин – Исаак Шварц можно понять, насколько важно совпадение творческих характеров. Композитору, создающему музыкальную суть песни, непременно нужно обрести того, в чьем исполнении его песня прозвучит во всей своей изначальности, заиграет гранями и станет больше, чем просто гармоничным созвучием — идеей, олицетворением прекрасного чувства или новой жизни.
Между Олегом Погудиным и Исааком Шварцем – по возрасту почти полвека разницы. Казалось бы, разные эпохи, иные стилистика бытования, идеология и идеалы. Но, так бывает, встречаются два художественно одаренных человека, и происходит мгновенное понимание друг друга – два творческих элемента вступают в химическую реакцию созидания. Шварц искренне считал, что именно Олегу Погудину удается исполнять его песни так, как и должно. Подобные слова от автора музыки большая редкость. А ведь в песнях Шварца важно как раз то, что живет «между нот» — сияние, сила и честность — мощная духовная опора композитора и автора текстов. Каждая песня, как том собрания сочинений человеческой жизни, в нескольких строках — сюжет, за которым целый пласт переживаний и событий, свершений, побед — то, что имеет огромную ценность хотя бы потому, что было пережито. Подобные песни нельзя отдавать в чужие руки, Исаак Шварц это понимал, потому доверил своих музыкальных детей Олегу Погудину. И не ошибся — его песни «зазвучали», раскрылись, как и было им определено автором. Богатая палитра погудинского голоса стала средством выражения той исконной глубины, которую с самого начала Шварц вкладывал в свою музыку
Олег Погудин почти сразу профессиональным чутьем угадал, как, сведя воедино слова и мотив, отыскать и поднять на поверхность едва различимые музыкальные штрихи, высветить их голосом через верную интонацию, где-то усилением достичь драматического накала, а где-то наоборот — плавно смикшировать напряженную ноту, словно загасить свечу. Ему это удалось не только благодаря вокальному таланту, но и еще и потому, что с Исааком Иосифовичем они в одной тональности, их душевное родство ощущается почти в каждой песне.
На долю Шварца выпала непростая судьба: в раннем возрасте в пору репрессий он лишился отца, потом вся семья была выслана из Ленинграда в Казахстан, в 1941-м году будущий композитор, тогда еще 18-летний юноша, ушел на фронт, сапером. В 1942-м был ранен, попал в госпиталь в Алма-Ате. В 1943-м обрел свою любовь в лице пианистки Сони Полонской, на которой женился, вскоре у них родилась дочь Галина. По окончании войны вернулся в Ленинград и при содействии Дмитрия Шостаковича поступил в Консерваторию. С этого момента начинается профессиональная история композитора Исаака Шварца.
Мастерство Шварца в том, что помимо богатого спектра переживаний в его песнях есть то, что можно назвать музыкальной акварелью — природная мягкость звуковых переходов, рассвет и закат, плавность музыкальной энергии. Еще в них ощущается ритм сердцебиения, облаченный в звуковую гармонию. Все это так явно ощущается, когда песни Шварца звучат в исполнении Олега Погудина. Эмоциональная открытость, предельная глубина чувств, когда музыка не просто звучит, но вершит сюжет, подсказывает, становится рассказчиком, утешает, дает надежду – все это в песне ложится на плечи исполнителя, когда не только голос разговаривает со зрителем, но и руки, глаза, плечи, каждый порыв сердца обретает свое движение. И совпадение материи песни с природой существования самого артиста на сцене очень важно. Без этого не будет ничего.
В концертной программе Олега Погудина «Любовь и разлука» сошлись вместе композитор Исаак Шварц, поэты — Булат Окуджава, Александр Пушкин и Геннадий Шпаликов, все вместе они — Художники, причастные к созданию песен, что звучат в концерте. И их союз – редкая в наше время удача. Не потому ли эти песни невозможно забыть, сколько бы перемен ни выпало на нашу долю, знакомые в детства «Счастливый жребий», «Эта женщина в окне», «Ваше благородие», «В нашем старом саду», «Музыкант», «Дождик осенний» и многие другие умные, красивые музыкальные акварели Исаака Шварца до сих пор греют нам душу.
Кристина Французова-Януш
Свидетельство о публикации №223040301610