Белорусский рубеж в Вере

"Вера" публикует заметки-репортажи Игоря Иванова  и Михаила Сизова  об их традиционной ежегодной  экспедиции, на сей раз в Беларусь. Они и ко мне заезжали, но наскоро, по дороге из Минска в Гомель, особо ни о чём не распространялись, так что теперь с интересом их читаю, когда выкладывают на сайт очередной номер газеты.

На предыдущие публикации, это уже пятая, есть ссылка в начале статьи, там про Бородино, Смоленск и начало про Витебск. Собственно белорусской фактуры пока практически нет, не знаю, как дальше будет, скорее всего так же. Когда журналисты галопом по европам перемещаются из города в город от храма к храму, то их репортажи ближе всего к историческому краеведению: для них проводят экскурсии, они записывают их тексты. Такой жанр вполне хорош в своём роде, и у меня не возникало желания написать комментарий, пока не дошла вот до этого места.

«Хочу рассказать о чуде, случившемся с нашей семьёй по милости Божией и молитвам святого исповедника Владимира Витебского. В этом году мой сын оканчивал 9 класс обычной средней школы, в марте нам объявили, что из трёх классов оставят только один профильный класс, а остальные пусть ищут место в других школах. В этот класс могли претендовать учащиеся со средним баллом 7, а у моего сына – 6,1. В соседних школах сложилась такая же ситуация: из трёх классов оставляли только один и набирали только своих учащихся. Я была не согласна с решением руководства, и с июня началась моя борьба за равные права учащихся. Я писала письма в райисполком, горисполком, облисполком, общалась с юристами, ходила на личный приём, и везде мне говорили, что мой сын не достоин обучаться в этом классе. Я дозвонилась до Министерства образования, объяснила свою проблему. Началась очередная волна звонков, переговоров – и снова тупик. 19 августа после Божественной литургии я поехала на очередной личный приём. Разговор длился около полутора часов, я вышла абсолютно измотанная. Оставался только один путь – подать в суд на отдел образования… Весь этот период с июня я молила Господа управить эту проблему по Его святой воле. Выйдя из райисполкома, я пошла в монастырь, на могилу к святому исповеднику Владимиру, и рыдала в голос, понимая, что у меня нет сил на суды, что сын в случае проигрыша на год останется без школы. Молясь, чтобы не было суда, многократно читала молитву святому, веря, что буду услышана. Зашла в храм, приложилась к иконе Казанской Божией Матери. Я не успела дойти до ворот монастыря, как позвонила бывшая классная руководительница и спросила, не хочет ли сын обучаться по профилю “химия – биология”. Я согласилась не раздумывая. Слёзы лились от благодарности Богу и страха от Его святой милости ко мне, грешной. На следующий день я причастилась и заказала молебен благодарственный. Придя домой, я нашла жизнеописание святого исповедника Владимира и была очень удивлена, узнав, что он юрист…»
https://vera-eskom.ru/2023/03/belorusskiy-rubezh-5/

Прочитала с удивлением. Не только потому, что известная могила (мощи) исповедника в Беларуси - огромная редкость, доселе знала только двоих блаженных матушек - Валентину Минскую и Манефу Гомельскую,  умерших своей смертью, а также о. Михаила Новицкого, умершего дома после побоев, чьи могилы (мощи) известны, а так расстреляны "в установленном месте" не в том смысле, что установлено - где, а что в следственных делах так пишут и поди докопайся, где это "установленное место", безвестный прикопанный ров с останками. Тут похожий случай, своей смертью умер и известна была могила. Но чудеса на могиле/мощах новомученика  дело редкое, с одной стороны, прекрасно, что записываются и публикуются, но с другой, конкретно по этому у меня есть комментарий.

Действительно, повсеместно из трёх девятых формируют один десятый, и в нашей школе так же было. При этом весь девятый класс шла профориентация, профлицеев с колледжами в Беларуси море. У сына из его 9-го класса один он из мальчиков пошёл в десятый класс, остальные поступили в колледжи с лицеями. И не то что бы принципиально против я была, но поскольку сама филолог, то считаю программу десятого класса по русской литературе для большинства единственным шансом приобщиться к русской классике, в десятом не морят ещё тестами школьников, и действительно есть время почитать у тех, кто захочет.

Спрашивала у друга сына, который ушёл в колледж, как там у них обстоят дела. Школьную и соответственно по русской литературе за 10-11-й классы за год они прошли программу, "Войну и мир", экранизацию Бондарчука, посмотрели на занятиях, других просмотров не запомнил. Это лучше, чем я предполагала, но тем не менее больший шанс на прочтение у школьников, другое дело, как они его реализуют. Мне своему пришлось вслух читать, пока хватало глотки.

Не знаю, что за тупики, многочасовые переговоры и рыдания были у витебской мамы, но по правилам принимают в профильные группы 10-классников со средним баллом не ниже 6, 7 должно быть только по предметам профиля! И 6, и 7 в 5-балльную систему переводятся как 4, и по мне 10-балльная только лишняя головная боль, точнее, придумана нарочно под аттестацию, удобнее в 100-балльную шкалу переводить при сравнении аттестатов и зачислении. Чтобы открыть профиль, то есть ввести дополнительные бюджетные часы по двум предметам, нужна группа из пяти человек, и в одном десятом классе может быть несколько профилей, не только "химия-биология", который упоминает эта мама, но и другие. Мой в "русский язык +математика" написал заявление, хотя лучше всего нам было бы "русский язык + история или обществоведение", но такой группы из пяти человек не набралось, пришлось приспосабливаться к тому, что есть.

Если никакого подходящего профиля не подобрал себе школьник или по баллам не попал, то в десятый его возьмут, но по субботам он не на факультативы будет ходить, как "профильники", а отрабатывать трудовую практику ( или профриентацию, точное название забыла, поскольку не наш случай). Такого, чтобы и в лицей/колледж с аттестатом за 9 классов ребёнок не поступил и в 10-й не попал, просто не может быть, потому что не может быть никогда. Так что скорее всего эта витебская мама то ли изначально не вникла, то ли просто так описала свой случай, что запутала понимающую местные реалии меня. Со средним баллом 6.1 взять в 10-й должны были в любом случае, другое дело, что могли быть проблемы с профилем/профориентацией (либо не было 7 по двум подходящим предметам, либо не набиралась по ним группа из 5 человек в этой школе).

Хотя удивляться нечему. Как правило, родители путаются во всех этих тонкостях, и поскольку реальные юристы и администрации учебных заведений отнюдь не торопятся безплатные разъяснительные консультации проводить - напряжение присутствует и нагнетается, по себе помню его и в конце девятого класса, и тем паче сейчас в 11-м ощущаю. Можно попытаться разобраться во всех нюансах самостоятельно, гугл в помощь, а можно и так, как описано. Здорово, что есть святые юристы миряне новомученики-исповедники, я уже двух теперь знаю, второй - Юрий Новицкий, казнённый по делу митрополита Вениамина Петроградского.

Запись чудес на гробнице ранее предшествовала канонизации почитаемого усопшего всегда, но с новомучениками по-другому получилось. Дальше в тексте есть ещё рассказ экскурсовода по Троицкому Маркову монастырю иеродиакона Александра Кривицкого о его впечатлениях от общения со школьниками, который не буду комментировать, всё так и есть, ни учителям, ни родителям очень часто нет дела до состояния души ребёнка. И в силу затюканности, и потому, что сами дезориентированы. Знают твёрдо только одно: чтобы жить, нужно работать, получить востребованную на рынке труда специальность. А детской душе нужно больше, чтобы кто-то о смысле жизни как таковом рассказал. Далеко не каждый ребёнок сумеет сам из книг русских классиков напитать свою душу. В юности хочется с ровесниками быть на одной волне, особенно когда взрослые напрочь отстранились. Чтобы стать белой вороной и вопреки окружению настроиться на вечные ценности - нужны пример и/или характер, чем меньше примеров, тем сильнее характер.

Жду продолжения.


Рецензии