Ходики. Охота на слова

Хорошо помню послевоенные годы, тогда в каждом доме были часы-ходики. У некоторых богатых соседей, да и у родственников, в передних висели или стояли на полу старинные часы с боем, а где-нибудь на кухонной стене – ходики.

У нас ходики висели между надворным окном и кроватью. Они замедлили ход, и моя мать прицепила к гире головку от сапожного молотка. Какое-то время они шли лучше, а потом снова замедлили ход. Однажды, когда дома никого не было, я снял их со стены, положил на стол вместе с цепью и гирькою с молотком и обнаружил внутри много пыли и паутины. Я убрал их с помощью тряпки и отвёртки, а потом взял машинное масло от швейной машинки и смазал все части. Когда я повесил ходики на место, они пошли и без подвешенного к гирьке молотка.

Слово ХОДИКИ образовано от глагола ходить, и меня очень удивило, что в словаре Владимира Ивановича Даля этого слова – ХОДИКИ -  нет в  гнездах слов  ХОДИТЬ  и ЧАС.

Хочу сразу выделить и другое удивление.
Разговоров об энергетике будущего много, а такой метод, какой используется  в часовом механизме с цепями и гирями, не развивается, не применяется, даже речь о нём не идёт, а ведь тут экологическая чистота и никаких отходов.

В главе 9 «Два солдата» поэмы Александра Твардовского  «Василий Тёркин» читаем:
А старуха:
— Слаб глазами.
Стар годами мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят…

Снял часы, глядит: машина,
Точно мельница, в пыли.
Паутинами пружины
Пауки обволокли.

Их повесил в хате новой
Дед-солдат давным-давно:
На стене простой сосновой
Так и светится пятно.

Осмотрев часы детально, —
Все ж часы, а не пила, —
Мастер тихо и печально
Посвистел:
— Плохи дела…

Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь  куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь, — пошли!

Крутит стрелку, ставит пятый,
Час — другой, вперед — назад.
— Вот что значит мы, солдаты.—
Прослезился дед-солдат.

После победы Революции в октябре 1917 года часовой промысел не остался без присмотра, отправившись в ведение Агентства часов, которым управляла ВСНХ. В 1920 году оно реорганизовано в Главное управление точной механики (Главточмех), далее переименованное в Гострест Точмех. Невзирая на послевоенную разруху, мастерские в подмосковном Шарапове продолжали работать, пока не попали под надзор государственных органов.

Ходики — вещь хорошая, и мы их производим в большом количестве, но колхозника и рабочего уже не удовлетворяют,» - писал Лазарь  Каганович в статье  «Электрочасы и проблемы  часофикации».

В селе Шарапово появляется «Государственная фабрика стенных часов», призванная организовать всех местных  кустарей в единый трудовой коллектив. На циферблатах и лицевых панелях ходиков появляются революционные сюжеты и советская символика. Впрочем, часовые артели села Шарапово не могли конкурировать с советским производством.

Создание Второго Московского часового завода обеспечило перетекание хороших мастеров в Москву. Оставшиеся артели уже ни по объёму, ни по качеству не могли превзойти  массовое производство.

Часовой механизм постепенно усложнялся, гиревые ходики уступили место часам с подзаводом, ход которых обеспечивала пружина. Тем не менее с 1930 по 1937 годы Гострест Точмех завод «Авиаприбор», артель «Точные часы», Второй Московский часовой завод и несколько других предприятий произвели больше 23 000 000 часов-ходиков. Появлялись часовые заводы, производящие ходики,  и в других городах, например, в Орле.

Показательна история создания Сердобского завода (Пензенская область). В ноябре 1943 года Приказ Народного комиссара минометного вооружения СССР № 404 об организации в городе Сердобск  производства, которое могло бы обеспечить массовый выпуск как будильников (до 400 тысяч штук в год), так и настенных часов на базе того же механизма (до 100 тысяч штук в год). Базу новому предприятия обеспечивало оборудование, вывезенное из Второго Московского и Чистопольского часовых заводов.

Первыми часами Сердобского завода как раз и стали гиревые ходики. В начале 1950-х годов ассортимент расширяют за счёт усложнения механизма, начат был  выпуск часов с боем,  часов с кукушкой. А потом  освоили выпуск невероятно популярной серии с  нарисованной на панели кошкой,  по глазам-прорезям бегали в такт часам чёрные зрачки. Такие ходики у нас тоже были.

А вообще в оформлении циферблата обратились к  традиционным  для того времени мотивам, тут и сцены колхозной жизни, и «шишкинские» медведи (фрагмент полотна «Утро в сосновом лесу», которое написал И.И. Шишкин),  и сюжеты русских народных сказок, и  басен Крылова.

Гиревые ходики выпускали по стандартам производства приборов для измерения времени ГОСТ 720–41 и ГОСТ 720–50. Датой окончания действия последнего было 1 января 1979 года.

А вот сюжету по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок» повезло больше других. Его использовали ещё дореволюционные мастера часовых дел, а в 1950-е годы выпускался конструктор, владелец которого в процессе сборки осваивал и смазку механизма, и его регулировку. Именно  этот тип часов называли азбукой для начинающего часовщика.

Ходики имели бешеную популярность. Они были во всех домах на нашей улице, у всех родственников. Практически каждый  мог их починить.

Часы, в механизме которых используется маятниковый регулятор, так и зовут «маятниковые». Простейший тип маятниковых часов – это и есть ходики с гиревым двигателем.

Ход часов обеспечивается тяжестью гири, подвешенной на цепь. Механизм устроен так, что одно из звеньев цепи всегда находится на металлической звёздочке, находящейся за срединным колесом. Цепь не соскакивает, так как закреплена парой боковых шайб, а также трёхлепестковой пружиной, играющей роль запирающей собачки. Часовщики этот узел ласково называли «блочок».

А теперь обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля.

ГИРЯ ж. крупный разновес, обычно чугунный, от пудов и до долей фунта; мелкая гиря, гирька.
Поворотлив, что гиря (что медведь, колода).
|| В машинах, часах: груз, приводящий колеса в движение, и вообще всякий груз, тяжесть для противовеса.
|| *Тягота неуместная, помеха. Этот человек гиря, только мешает. || Кур. стрижка под гребенку, остриженный человек, голова; || вовсе плешивый, безволосый, гологоловый.
|| Гиря, гыря, малорос. употреб. по соседству, лицо, рожа, рыло, пыка.
Гирный, к гире, тяжести относящ. Гирное тканье, браное, камчатное, с машинного, гирного стана, с гирями.
Гирявый южн. стриженый, или вовсе плешивый, безволосый: || паршивый. Толковый словарь живого великорусского языка


В глобальной сети нашёл описание действия механизма.

При опускании гири цепь прокручивает звёздочку по часовой стрелке, при этом вращается весь блочок. Так как срединное колесо имеет прорези (окна), лепестки пружины, попадая в них, заставляют вращаться и само колесо. Соответственно круговое движение в том же направлении совершает и ось с минутной стрелкой. Механизм устроен так, что эта ось делает один оборот в час. Движение передаётся трибу минутной стрелки, а через него на вексельное колесо и его триб. Это обеспечивает поворот часового колеса, число оборотов в 12 раз меньше, чем у триба минутной стрелки. Поэтому часовая стрелка, насаженная на втулку часового колеса, совершает всего два полных оборота в сутки. Срединное колесо заставляет вращаться и триб промежуточного колеса, откуда движение передается на триб анкерного колеса. Анкерное колесо со специфическими зубьями передаёт движение на скобу, предназначенную для поддержания колебаний маятника. Также скоба периодически подтормаживает и освобождает анкерное колесо. Со скобы через поводок импульсы идут на маятник – своеобразную конечную точку этого пути.

Завод ходиков осуществляется поднятием гири. При этом звёздочка вращается против часовой стрелки, увлекая за собой блочок. Однако её конструкция такова, что трёхлепестковая пружина при этом направлении движения проскальзывает лепестками по поверхности спиц срединного колеса.

Гиревые часы остались  в прошлом. Разве что у кого-то сохранились как особенность интерьера.

А вот в разговоре  простенькие домашние кухонные часы частенько по привычке ласково продолжают звать «ходики». Наверное, слово «ходики» так и останется в  лексиконе одним из синонимов общего понятия «часы», ход которым  давала гиря.


Рецензии