Размер гаятри сопряжен с Агни

Размер гаятри сопряжен с Агни
Агни (agni) - один из основных богов Ригведы; бог огня во всех во всех его проявлениях: на небе (солнце) и в воде, но прежде всего бог жертвенного костра, возящий жертву к богам, откуда его названия жрец-хотар и вестник; убийца ночных демонов-ракшасов, бог домашнего очага, гость - в доме жертвователя; с А. связаны мифы о разных местах его рождения, его формах и о его бегстве в воды
Агнидх (agnidh) - жрец, зажигающий огонь
Вайшванара (vaicvanara букв. принадлежащий всем людям) - имя Агни, обозначающее огонь во всех его проявлениях: прежде всего на небе (солнце, молния), но также и на земле (жертвенный костер и домашний очаг), огонь вдохновения, свет среди людей, свет мысли и т.д.
Джатаведас (jatavedas букв. знаток [всех] существ или обладатель [всех] существ) - постоянный эпитет Агни как бога успешного ритуала, обеспечивающего длительность рода
Матаришван (mataricvan) - мифологический персонаж, похитивший в изначальном мире огонь для богов и для Ману
Нарашанса (naracamsa букв. хвала мужей) - эпитет Агни (редко Пушана)
Танунапат (tanunapat букв. отпрыск самого себя) - эпитет Агни
Митра - (mitra м.р. букв. друг, ср.р. букв. дружба, дружеский договор) - один из Адитьев, который вместе с Варуной охраняет вселенский закон; олицетворяет светлое, благоприятное человеку начало
Индра (indra) - глава пантеона РВ; бог грозы и войны, дубиной грома - ваджрой убивающий демонов и врагов и завоевывающий добычу и славу; участвует во многих мифах, связанных с победой над демонами (основные: миф об убийстве змея Вритры, перегородившем течение рек, и миф Вала об освобождении коров, замкнутых в скале); любитель сомы, опьяняясь которым, он совершает подвиги
Атрин (atrin букв. пожирающий) - обозначение демонов
Ракшасы (raksas) - демоны-оборотни, принимающие разные облики, летающие по ночам, вредящие людям и жертвоприношениям
РигВеда. О метрике
...РВ дошла до нас в двух редакциях: самхита (samhita) - более древний слитный текст, в котором слова соединены в единую последовательность правилами фонетических ассимиляций и изменений на стыках, и более поздняя падапатха (padapatha букв. чтение по словам), в которой правила сандхи сняты и текст дан в виде отдельных слов (а в ряде случаев в виде отдельных морфем) в той форме, как этого требует грамматика. РВ является стихотворным текстом. Ее метрика (chandas) крайне архаична. В основе лежит силлабический принцип. Метрической единицей служит стихотворная строка, содержащая определенное число слогов, которое и является различительным признаком. Такая строка называется падой (pada m. нога, стопа, четверть [= нога четвероногого животного]). Комбинации одинаковых или различных пад образуют ведийские стихи разных размеров. Из стихов складываются более крупные метрические единицы: строфы и гимны. Структура ведийской пады определяется квантитативным ритмом - последовательностью долгих и кратких слогов. Место музыкального ударения в метрической схеме не имеет значения. Стихи нерифмованные. В большинстве пад проявляется тенденция к ямбическому ритму, при котором четные слоги бывают большей частью долгими. Количественная характеристика слогов более четко фиксирована лишь для последних 4-х или 5-ти слогов, называемых каденцией. В РВ пада состоит из 5-ти (редко), 8-ми, 11-ти и 12-ти слогов. В падах из 11-ти и 12-ти слогов после 4-го или 5-го слога бывает цезура. В падах из 5-ти и 8-ми слогов ее нет. Различаются долгие и краткие слоги. Долгим считается слог, содержащий долгий гласный или краткий гласный, за которым следуют два согласных. Остальные слоги считаются краткими. В пределах полустишия текст рассматривается как непрерывная последовательность звуков, в которой и выделяются слоги. Количественная характеристика первого и последнего слога в паде несущественна. Конец пады совпадает с концом слова. Графическая форма, в которой дошел до нас текст самхита, не вполне соответствует его реальной просодической форме.
…Три восьмисложные пады дают размер гаятри (gayatri). Например, IX, 1, 1:
svadisthaya madisthaya
pavasva soma dharaya
indraya patave sutah
Самым сладким, самым опьяняющим
Потоком очищайся, о сома,
Выжатый Индре для питья!
…Гаятри - второй по употребительности размер в РВ. Приблизительно четверть всех гимнов выдержана в этом размере.
(Размер) гаятри был сопряжен с Агни (X. 130. 4)
В (размере) гаятри, говорят, три полена,
Оттого мощью, могуществом он превзошел (другие размеры) (I. 164. 25)
Эту вот прекрасную нашу заслугу -
Новый гимн размером Гаятри
Ты, Агни, провозгласи среди-богов! (I. 27. 4)

I, 21. К Индре-Агни

1 Сюда Индру-Агни я призываю.
Это их хвалить мы стремимся.
Они больше всех пьют сому.

2 Восславьте их обоих на жертвоприношениях!
Индру-Агни украсьте, о мужи!
Воспойте их в песнях (размером) Гаятри!

3 Эти двое - во славу Митре.
Индру-Агни - их мы зовем,
Двух любителей пить сому - на питье сомы.

4 Мы призываем (их двоих,) бывающих грозными,
Сюда, к выжатому соме.
Пусть Индра-Агни придут сюда!

5 Как два великие господина сиденья,
О Индра-Агни, придавите ракшаса!
Да будут бездетными атрины!

6 Силой этой истины бодрствуйте
Над приметным следом!
О Индра-Агни, даруйте защиту!


Рецензии