Работа писателя над произведением

СТАТЬИ И РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
http://proza.ru/2023/10/10/137

Вот уже по какой литературоведческой теме трудно сказать хоть что-нибудь новое, так это по заявленной теме. И вот уж что удивительно, при таком обилии материалов, столько досужих глупостей на эту тему продолжает ошиваться и не только в популярном сознании, что невольно приходит на ум переиначенная кенигсбергским фольклором кантовское: "Есть три вещи, которые меня постоянно удивляют, это, звёздное небо над головой, это моральный закон во мне и нескончаемость пьяных дураков с Лёбенихта".. В этой работе я не столько собираюсь расставить все точки над i, сколько суммировать то, что уже давным-давно известно, но все как-то не сгруппировано до кучи.

Основные мысли я постарался подкрепить примерами, не столько для доказательств, сколько чтобы читателю не скучно было читать, а мне не скучно писать. Я взял на себя также смелость разбавить примеры из литературного мира примерами из творчества ученых, философов, поскольку творческий процесс в генеральном сходится везде, хотя разные моменты гипертрофированные в одной сфере -- эксперимент в науке -- недоразвиты в другой -- тот же эксперимент в литературе. Кроме того, я привел примеры из собственного опыта, потому что творческий процесс -- это вам не солнечное затмение, чтобы его можно было наблюдать только снаружи. Без внутреннего опыта здесь дело швах.

Конечно, если бы я ограничился только собственным опытом, редкий читатель мог бы спросить: "а кто ты, собственно говоря, такой, чтобы было интересно знать, как ты там творишь?" А если бы я ни привлек того, что пережил и переживаю сам, то логичен был бы другой вопрос: "Надергал цитат из разных авторов, а сам то пробовал писать?"

В качестве основных я бы предложил определить пять стадий этого самого процесса:

1. Подготовительная работа

2. Замысел.

3. Составление плана

4. Собственно писание

5. Редактирование и отработка

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В основе всякого произведения лежит некая художественная идея, которую не только можно, но и нужно выразить одним предложением. И лишь потом начинается непосредственная работа над произведением

2. ЗАМЫСЕЛ

Пока собранный материал не озарен основной идеей -- замыслом -- не стоит и начинать писать

Возникновение замысла

3. Составление плана

Даже стихотворение невозможно написать без предварительного плана, что уж говорить о крупных жанрах

4. Писание

При всех своих особенностях -- писательская работа процентов на 90 -- такой же каждодневный и нудный труд, как и любая другая работа

5. Организация рабочего места

Театр начинается с вешалки. Писательский труд начинается с организации рабочего места

6. Вдохновение

Есть вдохновение, которое пока тебя не посетило, не стоит и писать. А есть концентрация на работе, дисциплина каждодневного труда, когда нужно порой заставлять себя писать даже через не могу

7. Писатель за сбором материала

Творческий процесс невозможен без опоры на литературный и пр материал. Это во-первых. В во-вторых, личных жизненных наблюдений наблюдений автора

Сбор материала

8. Настройка на работу, вхождение в роль

Больше всего писательская концентрация сродни актерскому вхождению в роль или настройки футболиста на игру

9. Проблема работоспособности

Нет ничего важнее при работе над конкретным произведением, чем регулярность в работе

10. Последовательность писания

Сначала нужно закончить произведение целиком, не останавливаясь не только на стилистике, но даже и а орфографии. Отделка же потом, и времени на нее жалеть нельзя

11. РЕДАКТИРОВАНИЕ И ВЫВЕДЕНИЕ НАПИСАННОГО В СВЕТ

Работа нудная и нелюбимая. Но передоверять ее редакторам и корректорам низ-зя ни в коем случает

Отделка произведения

12. Достижение стилевого единства

Основа стиля -- интонация, которая долго подбирается и закладывается в первых строчках. Регулярная же работа над стилем -- это лишь устранение недочетов

13. Работа над стилем


Рецензии