Одинокая птица Вселенной - 1

Хочу выразить искренние соболезнования  родным и близким Николая Тихоновича Кабушкина - члена Союза писателей России.

Я благодарна судьбе за то, что свела меня с этим прекрасным поэтом и редактором! Николай Тихонович достойно прожил свои годы, вкладывая огромный труд в развитие нашей Родины.

С момента знакомства я сразу увидела в нём личность, отмеченную искрой Божией. Меня всегда поражали и удивляли  его работоспособность, умение очень быстро и надолго налаживать контакты с авторами стихотворных и прозаических творений.

Николай Тихонович не терпел праздного пустословия ни в сочинениях авторов, ни в личных контактах с ними, всегда ценил слово и дело. Наделённый поэтическим даром, он был очень требователен и щепетилен к каждой строке, им рожденной. Этого же требовал и добивался от всех авторов. Стихи Николая Кабушкина учат людей понимать и любить искусство, они воспевают красоту необъятных просторов нашей страны. А какая ответственность лежала на плечах Николая Тихоновича как редактора: забота, любовь, доброта проявлялись во всём и ко всем! Своим неравнодушным отношением к окружающей действительности, к проблемам нашей сложной жизни он раскрыл нам свой богатый внутренний мир. Не каждому поэту дано так интересно, по-своему передавать бумаге свои мысли и чувства, так излагать наболевшее за день, месяц, годы...

Своим даром Николай Тихонович всегда благожелательно делился с авторами, редактируя их книги. Творческие натуры - хрупкие, им всегда нужна поддержка, и редактор это хорошо понимал. Вера, понимание и любовь вообще к человеку - это были лучшие черты  Николая Тихоновича. Он всегда терпеливо, тактично высказывал своё мнение, много лет редактировал и поддерживал не только хабаровских поэтов и прозаиков, но и авторов из других городов и сёл нашей страны.

Как-то раз на очередной встрече клуба "Музы при свечах" женщины предложили мне составить им компанию - сходить к поэту и редактору Николаю Тихоновичу Кабушкину, чтобы показать ему свои стихи. Мне, конечно, очень хотелось пообщаться с поэтом, узнать его мнение о моем творчестве, но, увы, в тот день у меня были неотложные дела.

Позже, предварительно созвонившись, Николай Тихонович сам назначил мне встречу. И вот я со своими "шедеврами" вошла в его кабинет. Я очень волновалась, но Николай Тихонович очень радушно встретил меня и сразу расположил к себе. В его кабинете в шкафах, на стеллажах, столах и даже на подоконнике - всюду лежали папки с рукописями, газеты, книги, журналы... Моё внимание тотчас привлекли несколько столов, стоящих особняком, - на них лежали книжные блоки, ещё без обложек, а рядом, в отдельных стопках - обложки и ещё не сфальцованные листы со стихами.

Во время беседы Николай Тихонович поинтересовался моим образованием и увлечениями. Мой ответ его заинтересовал.

- А почему бы вам, Надежда Ивановна, не попробовать себя в оформлении книг? - предложил мне Кабушкин. - Нам сейчас как раз нужно оформить обложку одного стихотворного сборника. Вот, посмотрите, - с этими словами он протянул мне сборник стихов Вячеслава Челнокова "Небесный странник" - стопку листов, ещё не покрытых обложкой. - Какая иллюстрация отразит настроение этой книги? Ночь. Луна. Звёзды. Одинокое старое дерево, а рядом - странник с посохом, устремивший взгляд в небо.

Николай Тихонович предложил мне ещё несколько вариантов рисунка.

- Попробовать можно, - неуверенно произнесла я.

- А хотите, я вам покажу одно очень необычное дерево? Здесь недалеко, буквально в трех шагах растет. Обязательно зарисуйте его, оно так и просится на обложку этого сборника. Пойдемте, я вам его покажу!..

И пару минут спустя мы уже стояли рядом с удивительным деревом. Природа постаралась выделить его из числа других деревьев: могучий ствол старого корявого вяза был перекручен так, словно его выжимали, как мокрую тряпку, а ветви, как худые руки с крючковатыми пальцами, протянулись в разные стороны, да так и застыли. На улице была середина февраля, поэтому можно было рассмотреть каждый сучок, каждую веточку.

С тех пор мой взгляд всегда приковывают к себе необычные деревья, особенно старые, с изогнутыми стволами, резко выделяющиеся на фоне своих зеленых собратьев. Я стараюсь их зарисовать или запомнить, чтобы потом перенести на бумагу.

Я сделала несколько набросков и разных вариантов рисунков с деревьями и странниками для сборника Вячеслава Челнокова. Хотя сроки поджимали и отсутствие опыта сказывалось, однако первый шаг был сделан. Я начала понемногу осваивать книжную графику.

Предварительно прочитав рукописи будущих книг, я, сначала робко, а затем более уверенно, делала наброски, зарисовки-концовки... Их я приносила Николаю Тихоновичу на утверждение, после чего уже смело приступала к завершению. Многие из рисунков выполняла в цвете. Так, шаг за шагом, я постигала искусство книжной графики. Работала я с интересом, с каждым днем все быстрее и увереннее, всякий раз открывая что-то новое для себя.

С тех пор и по сей день мне нравится придумывать рисунки к стихам, к определенному сюжету в прозе. Конечно, не всегда получается так, как задумано, как хотелось бы. Ведь мастерство в любой работе достигается с опытом, а опыт - это ежедневная практика, это и знание, и уверенность, и умение художника. Сейчас я смело могу сказать, что не одну и не две книги оформила, их количество исчисляется сотнями. И каждый раз мне радостно держать в руках новую книгу с моими рисунками и цветными иллюстрациями.

Да, все приходит с опытом. Спасибо тем женщинам, которые предложили мне сходить в хабаровское книжное издательство "Ковчег". Благодаря встрече с редактором и поэтом Николаем Тихоновичем я овладела, пусть еще не в совершенстве, книжной графикой, о чем раньше и не мечтала. Ведь каждый художник, познав что-то одно, стремится к другому - новому.

Николай Тихонович Кабушкин и сам обладал незаурядными способностями художника, мастера своего дела. Он по-своему открыл мне новый мир - мир книжной графики. И теперь меня делает счастливой мысль о том, что мои иллюстрации в поэтических сборниках, сливаясь со строками стихотворений в единое целое, помогают читателю лучше понять идею произведения, раскрыть его смысл, почувствовать душу автора.

Это единство произведения и иллюстрации замечательно описал великий художник Леонардо да Винчи: "Живопись - это поэзия, которую мы видим. Поэзия - это живопись, которую мы слышим". И действительно, живопись и поэзия - как части единого организма, полноценно существующие только в единстве, немыслимые друг без друга и неразделимые.

Николай Тихонович Кабушкин подарил мне несколько своих книг. В поэтическом сборнике "Одинокая птица Вселенной" поэт не только лирик, воспевающий красоты нашего края, ему не чужды гражданские мотивы, боль и радости, падения и взлёты, обретения и разочарования - как много испытал, как много постиг человек, хотя  сам он порою и создатель, и разрушитель в быстротекущем движении времени.

Стихи Николая Тихоновича часто ставят общечеловеческие вопросы, выводя читателя на орбиты космического бытия, где всё замкнуто в кольцо: добро и зло, любовь и смерть, война и мир - все главные сюжеты жизни. При этом стихи сохраняют живое тепло, они продиктованы сердцем:

                Над зыбким сном подзвёздной рощи
                Метеорит сверкнул огнём...
                Как велико пространство ночи,
                Как много тайн сокрыто в нём.

                И только зов души нетленной
                Уносит в эту даль меня.
                Душа, как птица во Вселенной,
                Средь мрака, стужи и огня.
   
"Весенний букет"
акварель (моя работа)
Эту картину я подарила Николаю Тихоновичу
на его юбилей

   

Продолжение следует


Рецензии
КРАСОТА!!! Браво! Замечательный рассказ и стихи очень красивые!
От души...

Валентина Юрьева-50   02.08.2023 10:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Валюша! От всей души благодарю Вас за такой чудесный отзыв - СПАСИБО!!! Извините за небольшую задержку с ответом - так сложились обстоятельства.
С искренним уважением и сердечным теплом, Надежда

Надежда Суркова   12.08.2023 06:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.