О рецензиях

Хочу поделиться с вами, дорогие писатели и читатели портала "проза.ру", одним открытием, которое произошло в моей жизни совсем недавно.

Пересматривал, стоящие в книжном шкафу, книги — в основном, это "томники", как я их называю, собрания сочинений разных авторов прошлых лет, составляющих как в России, так и во всем мире, известную классику. Среди них такие авторы как Толстой (Лев и Алексей), Лермонтов, Пушкин, Бунин, Гоголь, Гюго, Стендаль, Стейнбек и другие. Нельзя сказать, что я прочитал их всех, но многих. Возможно, растягиваю удовольствие, или это связано с моим методом выбора книги для чтения. Кратко о том, что это за метод. Беру с полки книгу в случайном порядке, открываю ее в любом месте и начинаю читать, буквально одно-два предложения, или абзац. Если слог автора меня захватывает, перехожу в начало книги и читаю пару страниц и если уже не могу оторваться от книги, то читаю ее до конца (возможно, с перерывами на сон). Однако, всегда из моего внимания ускользали два томика Диккенса. Да-да, именно два томика — 29 и 30. Удивительно, но остальных по какой-то причине не сохранилось. Вот недавно я открыл их, рассчитывая насладиться новым романом, повестью или рассказами. К моему удивлению, ни в 29-ом, ни в 30-ом томе не было ни одного рассказала, повести или романа. Были письма. Это были письма Диккенса разным людям: жене, друзьям, коллегам... Я огорчился, закрыл книгу, но потом подумал, что почему бы их не почитать. Здесь снова пригодился мой метод. Открыл наугад, прочитал несколько писем и понял, что чуть не совершил большую ошибку, быстро закрыв книгу, даже не разобравшись в том, что там написано, ведь, как оказалось, даже письма смогли увлечь меня не менее, чем любой роман, повесть или рассказ.

Одно из таких писем — это письмо Диккенса к некой мисс Кинг. Для большей наглядности приведу здесь текст этого письма:

"Хэвисток-хаус, пятница вечером, 9 февраля 1855
Моя дорогая мисс Кинг,
Хочу прежде всего покончить с самой неприятной частью своего письма.  Я очень сомневаюсь в возможности опубликовать Вашу повесть частями.

Однако, на мой взгляд, она обладает весьма значительными достоинствами. Меня смущает, во-первых, опасение, что занимательность книг, подобных Вашей, пострадает от опубликования частями, во-вторых — Ваша манера изложения. Ваши герои недостаточно обнаруживают свои намерения в диалоге и  в  действии. Вы слишком часто выступаете в роли истолкователя и делаете за них то, что они должны делать сами. Для впечатления, производимого любой книгой (а особенно книгой,  печатаемой отдельными выпусками),  весьма пагубной является длительная задержка в развитии действия,  подобная той, которую Вы делаете, чтобы познакомить читателя с прошлой жизнью священника. Могу еще упомянуть, что, на мой взгляд, мальчик (ребенок от второго брака) какой-то слишком "жаргонный". Мне знаком мальчишеский  жаргон,  присущий  мальчуганам  такого типа и такого возраста; но если принять во внимание роль этого персонажа  во всей истории, то, на мой взгляд, автору следовало возвысить и смягчить этот образ, более ярко выделив в нем  пылкость и жизнерадостность юности, романтическую ее сторону. Мне также кажется, что диалоги между госпожой и горничной-итальянкой условны и неестественны. В особенности это относится к горничной и более всего заметно в сцене накануне убийства. Если окажется, что основное препятствие устранимо, я взял бы на себя смелость подсказать Вам способы исправления книги.

В Вашей повести такое множество удачных штришков, придающих ей естественность, страстность, искреннюю взволнованность, что мне бы очень хотелось поразмыслить над ней еще немного и попытаться, сократив ее в нескольких местах, сделать из нее, скажем, четыре части. Я не особенно уверен в успехе, ибо, читая ее  позавчера  вечером,  отметил  про  себя  все связанные с этим трудности, но уверяю Вас, мне очень не хочется отказываться от произведения, обладающего такими достоинствами.

В воскресенье утром я дней на десять уезжаю в  Париж.  Не  позднее  чем через две недели я рассчитываю вернуться. Если вы позволите мне подумать  на досуге, то за этот срок я, во всяком случае, сделаю все от меня зависящее, чтобы окончательно убедиться в правильности моей  оценки. Однако, если во время моего отсутствия у Вас появится желание забрать рукопись, с тем  чтобы опубликовать ее каким-либо иным способом, Вашей записки — всего в  несколько слов — к мистеру Уилсу в редакцию "Домашнего чтения" будет достаточно, чтобы тут  же  получить  ее.  Еще  раз со всей искренностью заверяю Вас, что достоинства Вашей повести  произвели  на меня очень большое впечатление, которое, я полагаю, было бы не меньшим, даже если бы она принадлежала перу человека, мне совершенно незнакомого.
                Искренне Ваш, дорогая мисс Кинг."


После приведенного выше текста обозначенного письма, думаю, многие уже догадались, что именно я хочу сказать, однако все равно озвучу свою мысль.
Регистрируясь на портале "проза.ру", я конечно, понимал, что рецензии на нем будут мало отличаться от рядовых комментариев в любым социальных сетях или блогах, но все же в глубине души надеялся, что по крайней мере титулованные писатели смогут уделить немного своего драгоценного времени, чтобы почитать начинающих писателей и при помощи рецензий подать свою крепкую литературную руку. Поскольку я отношусь к начинающим писателям, хотя пишу с самого детства, мне бы очень хотелось найти на этом портале хотя бы одного автора, который мог бы писать рецензии, подобные приведенному выше письму Диккенса к мисс Кинг. Конечно, не в точности, но — хотя бы...

Безусловно, сами юные авторы не имеют должного опыта и грамотности, чтобы писать качественные рецензии, поэтому к ним претензий нет и быть не может, но опытные и, в особенности, титулованные авторы, на мой взгляд, вполне могли бы помогать юным авторам.


Рецензии
Спасибо. Прочитала с интересом.
Я тоже недавно заметила, что интересно читать письма.
В них много нужного и полезного. С добрыми пожеланиями!

Любовь Кирсанова   17.12.2023 20:03     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и за то, что не обходите стороной мое творчество.
Кстати, если говорить о письмах, то сегодня выложил фрагмент своего произведения, который как раз в форме письма: http://proza.ru/2023/12/16/1231

Егор Мурманский   17.12.2023 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.