Субмарина, утопившая сама себя

Восход солнца 25 октября 1944 года застал американскую подводную лодку "Тэнг" в Формозском проливе, где она охотилась за японскими конвоями. Это был ее пятый военный патруль за последние восемь месяцев операций, и ее командир, капитан Ричард Х. О'Кейн, был удовлетворен своими достижениями. В предшествующую ночь, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно преследовали его всю ночь, а на восходе атаковали уже на поверхности. Они потопили одно из торговых судов, «Мацумото-мару», водоизмещением 7024 тонн, а также повредили один из кораблей эскорта.

Таким образом, число судов, потопленных "Тэнгом" за ее восьмимесячную карьеру, достигло двадцати четырех с валовым тоннажем 93 184 тонны. Ни одна другая подводная лодка военно-морских сил США не могла похвастаться такими результатами.

После этой операции на "Тэнге" осталась одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд, старший помощник О'Кейна, шутя предложил сохранить ее как сувенир, однако О'Кейн решил использовать ее в бою против поврежденного эскортного корабля из предыдущей атаки. Капитан направил подводную лодку на новый курс, занял место за торпедным прицелом на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду на выстрел. "Теперь", думал капитан, "Тэнг сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и наконец вернуться на свою базу в Перл-Харбор".

На мостике вместе с О'Кейном находилось еще восемь человек. Внезапно один из них дал сигнал боевой тревоги. Несколько пар глаз заметили светящийся след торпеды, выпущенной в сторону подводной лодки. Торпеда находилась на некотором расстоянии от носовой части, слева по борту. О'Кейн объявил тревогу и немедленно приказал выполнить уклоняющий маневр. Подводная лодка быстро увеличила скорость, а рулевой повернул штурвал вправо.

Капитан пытался понять, откуда произошла атака. В пределах радиуса действия не было японских военных кораблей, кроме того, который он только что атаковал, и зондирующий гидролокатор не обнаруживал никаких вражеских подводных лодок. "Тэнг" была оснащена самыми современными системами обнаружения, и ее застать врасплох было невозможно.

Но торпеда была очень быстрой. О'Кейн был уверен, что она не достигнет их, потому что он заранее совершил уклоняющий маневр.
Однако капитан внезапно застыл на месте: приближающаяся торпеда не шла прямо, а казалось, двигалась вокруг "Тэнга" по большой окружности, диаметр которой стремительно сужался. Подводная лодка оказалась в ловушке.

Члены экипажа не догадывались о грядущей драме до тех пор, пока судно не было потрясено ужасающим взрывом где-то возле кормы. Сначала казалось, что "Тэнг" наскочила на мину. Люди в трех кормовых отсеках не имели шансов на спасение.

Удивительно, но О'Кейн успел отдать приказ задраить рубочный люк всего за несколько мгновений до того, как торпеда попала в их подводную лодку. В результате взрыва О'Кейна и еще восьмерых выбросило в море, при этом несколько человек погибли сразу. На поверхности остались лишь четверо выживших: О'Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли. Последний за секунды до взрыва поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Подводная лодка "Тэнга" быстро начала погружаться под тяжестью заливающей ее воды. Корма лодки врезалась в дно на глубине 180 футов, напоминая второй взрыв. Несмотря на мгновенную реакцию О'Кейна, которая спасла жизни людей, их ситуация внутри лодки была безвыходной. Пожар в носовом аккумуляторном отсеке усугубил их положение, и несмотря на быстрое тушение, внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

Торпедный командир лейтенант Джим Флэнаган собрал 30 уцелевших членов экипажа, чтобы они готовились к покиданию лодки. Он приказал четверым морякам зайти в спасательную камеру. После того, как камера была осушена и открыта, внутри находились едва не утонувшие люди, которые были почти без сознания. Только один человек смог выбраться наружу, но позже выяснилось, что он не добрался до поверхности.

Экипаж предпринял еще одну попытку спастись при помощи спасательной камеры. Процесс затопления и последующего осушения занял 45 минут, но в итоге лишь трое из них удалось выбраться. Флэнаган был настолько измотанным, что руководство операцией было передано офицеру Пирсу.

В камеру вошли четверо человек, но лишь одному из них удалось выжить и подняться на поверхность. Пирс убедил обессиленного Флэнагана покинуть лодку с последней группой. В результате из 88 офицеров, старшин и рядовых выжило лишь 15 человек, которые были спасены японскими судами.

Лагерь для военнопленных в Омори, где содержались выжившие моряки с "Тэнга", был освобожден американскими войсками 29 августа 1945 года. Однако только девять из пятнадцати человек, включая капитана О'Кейна и лейтенанта Флэнагана, остались живы. Именно О'Кейн раскрыл тайну гибели "Тэнга": оказалось, что лодка потопила сама себя с помощью своей последней торпеды. Торпеда вышла из аппарата, как и должно было быть, но ее рулевой механизм повредился, и она развернулась, нацелившись на свой собственный корабль.
Таким образом, Билл Либолд был прав, что лучше было бы оставить последнюю торпеду как сувенир.


Рецензии