Студент о вере и любви

   Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Валяев Никита Андреевич.
  "Спасающая вера. Спасающая любовь."
 Любовь  - одно из самых сильных чувств, человеку присущих. Любовь может стать спасением погибающих в жестокой реальности жизни земной. Именно в любви и, конечно, в вере в Бога заключена жизненная «гармония», которой, к сожалению, так не хватает многим людям – вернее – почти всем. Гармония, конечно, как душевный покой.
Чтобы убедиться в этом, обратимся к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Жизнь главного героя - Родиона Раскольникова складывается, можно сказать, трагически. Из родного дома, где все его любили, попал он во враждебную среду –                в реальную жизнь со всей её жестокостью. Жил главный герой очень бедно. Нищета давила на самолюбие, на человеческое достоинство Раскольникова – и потому он замкнулся в себе – это видно практически уже в первых строках романа.
И вот эта гнетущая обстановка  приводит главного героя к теории «сверхчеловека», разрешавшей вершить судьбы других людей – в том числе и убийство. (Хотя, скорее всего, жила в нём теория и раньше – только проявилась со всей силой от безысходности). И вот  совершает главный герой убийство – и вроде бы не раскаивается в содеянном.
   Однако, вскоре начинает мучить его совесть. Но пока Раскольников считает, что это лишь потому, что  не является он исключительным человеком, как, например, Наполеон...
Однако со временем главный герой всё же придёт к покаянию и спасётся – и будет путь этот очень трудным, страдания преисполненным – душевными прежде всего.
 И свершится покаяние благодаря Соне Мармеладовой. Именно она поможет главному герою изменить мировоззрение.
Но сразу свершится это не может. Даже когда целует Раскольников осквернённую им землю, покаяния ещё нет. И благой совет Сони до конца не осознан. Потому что нет у Раскольникова той веры, что есть у Сони,  - веры, благодаря которой девушка жива.
Соня - тоже погибшая, падшая – она сама так считает. И Раскольников изначально не может понять отличия, пропасти между своим и её «переступлением».
 Эта худенькая девушка,  с жёлтым билетом живущая,  - по сути своей героиня – настоящая мученица. Она продаёт своё тело, чтобы спасти от нищеты свою семью –спившегося отца, больную мачеху и троих её детей. И Соня, в отличие от Раскольникова,  не обвиняет весь мир в своём несчастье, а смиренно терпит. Она истинно верующий человек...
 Главным местом произведения является чтение Соней Евангелия о Воскрешении Лазаря.
Для неё  - это не просто, не только «сюжет»  Священного Писания, а «принцип» жизни на земле.
Как воскресил Спаситель умершего четыре для назад Лазаря, так и воскресит душу глубоко падшего грешника. В этом главная мысль романа.
Но для воскрешения души нужна истинная вера и готовность к покаянию – к тому, чтобы принять мучения за содеянное, даже когда закон не обличает, как в самом романе… 
   Мы видим, что грязь, окружающая Соню, словно не касается её. Девушка способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так недостаёт Раскольникову - оттого он признаётся в убийстве именно Соне. И она разделяет невзгоды героя, следуя за ним                на каторгу.
 Именно любовь к Соне  - и прежде всего её любовь открыла главному герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Наверное, любой читающий понимает, что любовь главных героев сильно отличается от чувств, героев например И.С.Тургенева – и не только. Соня стала для Раскольникова Ангелом-Хранителем. Она помогла главному герою найти лучик света в кромешной тьме.
Падшая для мира женщина  - «блудница» стала воплощением истинной веры и спасения!
Потому хочется ненадолго отойти от романа и вспомнить, что  никогда не звучало и со стороны других писателей осуждения т.н. «падших женщин».  Персонажи повести А.И.Куприна «Яма» вспоминают «вечную Сонечку Мармеладову». Жертвенность, готовность прийти на помощь воплощают героини произведений Н.С.Лескова:  «Скоморох Памфолон» и «Прекрасная Аза». Аза становится после смерти «Дочерью Утешения»  - потому что пожертвовала собою ради спасения чужой ей семьи.
В новелле французского писателя Ги де Мопассана «Мадмуазель Фи-Фи» девушка                из «заведения» совершает подвиг, убив вражеского солдата – и один из истинных патриотов женится на ней -  несмотря на «прошлое». И писатель показывает, что очень этому рад.
 Но у Сони, наверное, самое высокое предназначение. Она, как мы уже сказали,  воплощает главную мысль романа – Воскрешение Лазаря – воскрешение «духовного трупа». Потому что, как сказано в Писании, «возлюбила много».
Оттого и называли её падшие  - воры и убийцы Матушкой.
Любовь и обретённая вера словно воскресили и Родиона Раскольникова. Он и Соня нашли друг друга и соединились с Богом и в Боге...
Как сказал один из Отцов Церкви, «Христос пришёл спасти нас, но Он не спасёт нас без нас». Для этого должно страдать и трудиться, что и делают главные герои.                И молиться…
А завершить хотелось бы словами Священного Писания, которое является духовным фундаментом творчества Ф.М.Достоевского, всей русской литературы – и не только  русской, конечно.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Итак, любовь есть самый лучший путь потому, что без нее и самые высокие дарования не приносят пользы самому, ими обладающему.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…


Рецензии