Виновата ли я

История этой, как казалось на первый взгляд, довольно современной песни, насчитывает, оказывается, более полутора веков: впервые романс о жестокости и неверности женщины (!) был издан в 1865 году* с музыкой Анны Р., текст его предположительно принадлежит композитору и пианисту Александру Черлицкому (годы жизни не установлены), двоюродному брату композитора и педагога Ивана Карловича Черлицкого (20 ноября 1799 — 6 июня 1865):

Виновата ли я, если взгляд мой зажег
В его сердце кипучую кровь,
Если в речи моей он подслушал намек,
Так, шутливый намек на любовь!
Если сам всей душой полюбил он меня,
Виновата ли я?

Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда слушал он песню мою,
И глядел на меня и глубОко вздыхал,
И томил только душу свою;
Что ему полюбилась так песня моя,
Виновата ли я?

Виновата ли я, что случайно впотьмах
Я склонилась к нему на плечо,
В тот же миг на моих незакрытых устах
Поцелуй прозвучал горячо;
Если я поцелуй возвратила шутя,
Виновата ли я?

Виновата ли я, что он после того
Всюду следовал тенью за мной;
Что наскучили мне посещенья его,
Когда мне приглянулся другой;
Что погиб он вдали, укоряя меня,
Виновата ли я?

Новую жизнь популярный в XIX веке романс , основательно забытый в веке XX, получил в созданной на его основе интерпретации для художественного фильма «Тучи над Борском» (1960 год) на слова (в дальнейшем, если можно так выразиться, усовершенствованные народом), как утверждает композитор песни Алексей Алексеевич Муравлев, Феликса Даниловича Даллады (18 марта 1929 — 18 февраля 1981):

Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?
 
[Целовал-миловал, целовал-миловал,
Говорил, что я буду его,
А я верила всё и как роза цвела,
Потому что любила его.]
 
Ой, ты, мама моя, ой, ты, мама моя,
Отпусти ты меня погулять,
Ночью звезды горят, ночью ласки даря;т,
Ночью все о любви говорят.
 
Виновата сама, виновата во всем,
Еще хочешь себя оправдать,
Так зачем же, зачем  в эту лунную ночь
Позволяла себя целовать?
 
Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?

* В перечне романсов на титульном листе отдельного нотного издания романса «Ты вспомни обо мне» композитора и певца Николая Григорьевича (Георгиевича) [фон] Дервиз (1837-1880) в серии «Романсы и песни для одного голоса с аккомпанементом фортепьяно» (СПб.: М. Бернард, ц. р. 11 апреля 1853 года) напечатано: «Р. (А.). Виновата ли я?» Видимо, романс имеет еще более давнюю историю.


Рецензии