Ванина сестрёнка - детская терапевтическая сказка
Направленность: работа с чувством сиблинговой ревности
Ключевая фраза: «меня больше не любят», «с рождением младшего брата/сестры я больше не нужен», «кого из нас мама любит больше?»
Эта сказка также подойдёт в качестве ненавязчивого псих-образования родителей в вопросе адаптации к кризису рождения второго ребёнка. Ведь — как известно из семейной психологии — рождение любого по счёту нового ребёнка — это всегда кризис для семьи, и важно пройти его наиболее экологично ;
***
Это свершилось — в одно весеннее утро папа вошёл в комнату к маленькому Ване и торжественно сообщил:
— Ваня, мама родила! С мамой и твоей сестрёнкой все хорошо. Ты теперь старший брат!
Ваня заулыбался во весь рот и день засиял новыми яркими красками: по пути в сад Ваня расспрашивал папу, какая она, его сестрёнка, какого размера, и очень Ваню почему то интересовало, есть ли у малышки зубы. Зубов, конечно, у новорождённых малышей нет, но Ваня этого не знал, а представить свою сестрёнку максимально точно он очень хотел.
В садике Ваня всем обьявил свою главную новость дня — он теперь старший брат! А за обедом он предался мечтаниям о том, как они с сестрёнкой будут играть, веселиться и шкодить.
Через несколько дней произошла заветная встреча — дверь распахнулась и в комнату вошла мама, любимая Ванина мама, которая держала в руках свёрток из большого пледа. В этом большом свертке лежала маленькая девочка, которую назвали Анечка.
Анечка очень быстро завоевала сердца всех членов семьи: мама не отходила от неё и казалось, не могла на неё налюбоваться, папа называл ее «мой самый сладкий малыш» и все время носил Анечку на руках.
Вдруг случилось так, что на Ваню ни у кого не осталось времени и сил.
Ваня подошел к папе, предложил поиграть в машинки, но тот ответил: «подожди, я Анечку укачиваю»; Ваня подошел к маме, просил ее почитать ему сказки, но она ответила: «не сейчас, Ваня, я Анечке одежду постирать должна»; в другой день Ваня предложил папе вместе погулять, но папа сказал, что он не выспался за ночь, потому что Анечка много плакала и ушёл спать. Тогда Ваня, грустный и встревоженный, снова подошел к маме, попросился на ручки, как малыш, но мама отказала Ване, сказав, что ей пока что нельзя поднимать ничего тяжелее... Анечки.
Не об этом мечтал Ваня все эти дни, не так он представлял эту свою новую жизнь!
Тогда Ваня топнул ногой и как начал громко плакать. Мама сказала: «тише, Аня только что заснула!», но Ваня как назло стал плакать ещё сильнее и ещё громче. Родители очень удивились, хотя, казалось бы - чему тут удивляться, все и так понятно: Ваня разозлился ни на шутку. Как же тут не злиться? Раньше папа играл с Ваней в слова, в машинки, а мама читала Ване сказки и восхищалась, какой же очаровательный и умный у неё малыш - Ванечка.
Но это было раньше, до рождения Ваниной сестрёнки, а теперь... теперь весь мир словно закрутился вокруг неё и это, конечно, расстраивало Ваню. Ему хотелось, чтобы вокруг него тоже крутился мир.
В семье повисла напряженная атмосфера: Ваня ходил обиженный на весь белый свет и чувствовал себя ненужным и забытым.
Но как здорово, что на выходные в гости к этой семье приехали бабушка и дедушка!
Ваня очень их ждал и бежал обниматься к ним, едва заслышав дверной звонок. Дедушка схватил Ванюшу на руки и радостно прижал к себе, немного пощекотав Ванюшкины щеки своей колючей бородой.
Бабушка протянула свёрток из фольги и сказала: «это твои любимые блинчики, Ванечка, сегодня с утра для тебя специально напекла!». Ванечка почувствовал облегчение — вот она: любовь, забота, внимание.
После вкусного завтрака бабушка и дедушка забрали Ваню на веселую прогулку в городской парк, где Ваня играл на новой детской площадке, катался с огромной горки, водил машине на пульте управления, ел мороженое. Это была потрясающая прогулка и Ваня был просто на десятом небе от счастья!
В один момент, пока Ваня с бабушкой сидел на лавочке и доедал мороженое, дедушка, стоявший рядом, спросил внука:
— Ну как тебе твоя новая жизнь, Ваня? Ты теперь старший брат.
— Да вот как то не очень, де, — ответил Ваня — мама и папа только с этой Анечкой и возятся, на меня у них больше времени нет. Да и Анечка только и делает, что лежит и всё, с ней невозможно играть. А ещё она ужасная плакса!
Бабушка и дедушка переглянулись между собой.
— Да-а-а, - протянул дедушка, прищурив глаз - когда малыши кричат, хоть стой, хоть падай. Я тебя понимаю. Я тоже не люблю крик. Пойдёмте, кстати, в сторону дома вон той тихой тропинкой, там хорошо пройтись.
— Ванечка, - сказала бабушка, когда все трое вышли на тихую тропинку и направились к дому, - стать старшим братом это не просто, я тоже была старшая сестра в детстве и я знаю, как это бывает обидно, когда у мамы не хватает на тебя времени, как это бывает грустно, когда от тебя ждут то, чего ты ещё делать не хочешь, или как это злит, когда младший ребёнок плачет и этот крик мешает играть или засыпать. Я тебя понимаю. И хочу, чтобы ты знал: мы тебя очень любим, мы не перестали любить тебя меньше.
Глаза Вани наполнились слезами:
— Бабушка, вы с дедушкой, может, и не стали, а вот мама и папа, похоже, перестали меня любить.
На этой фразе Ваня разрыдался как самый маленький малыш, пождав от обиды нижнюю пухлую губку. Бабушка остановилась, присела на корточки перед своим любимым внуком и обняла его крепко-крепко. Она гладила его и говорила: «Тшшшш, мы обязательно что нибудь придумаем, чтобы ты снова мог знать и чувствовать, что родители тебя любят».
Когда все они вернулись с прогулки, бабушка предложила родителям поменяться детками: теперь бабушка и дедушка присматривают за Анечкой, а родители идут в детскую с Ванечкой. Ещё дедушка обещал приготовить на ужин его фирменное блюдо, а бабушка прибраться вокруг. Так они и сделали.
Ваня, папа и мама оказались в детской, где они играли в машинки и в ракеты, ползали и возились в подушках. Потом мама читала Ване сказку, в это время Ваня лежал головой на маминых коленях, а она его гладила. Пока мама читала, папа заснул прямо на полу в подушках. Но Ваня больше не обижался на папу — он подполз к нему тихонечко и лёг рядом. И мама тоже легла рядом с ними.
— Мама, - сказал Ваня, - ты меня любишь?
— Конечно! - ответила мама.
— И Анечку тоже любишь? - спросил Ваня.
— Да, Анечку я тоже люблю, - ответила мама.
— А кого из нас больше? - спросил Ваня.
Этот вопрос трогает сердце каждой мамы и очень важно ответить на него правильно, а главное очень-очень честно перед своим ребенком:
— Ты мой самый любимый сыночек, Ванечка! Мой первенец, старший ребёнок. Другого такого, как ты, нет для меня на целом белом свете! И ты мой самый любимый сын.
— А Аня?
— А Аня самая любимая дочка, младший ребёнок, малышка. Аня - это Аня, а ты - это ты. И для меня ты - такой, какой ты есть - самый любимый ребёнок не свете.
Ваня был счастлив. Наконец, он узнал и точно понял, что его не бросили и он любим. Это дало ему возможность узнать кое-что ещё:
— Но ты все время возишься с этой Аней, а со мной не играешь.
— Да, Ванечка, ты прав - сказала мама - сейчас очень много времени уходит на малышку, ты можешь считать, что она забирает все мое время, и где-то это правда так. Ты злишься из-за этого или грустишь?
— Я и то, и то, - ответил Ваня и немного опустил нижнюю губу.
— Ванюша... я тебя понимаю. Когда рождается малыш, все меняется на какое-то время, но затем снова становится почти, как раньше. Тебе непросто оттого, что в семье появился ещё ребёнок и тебе может казаться, что мы с папой стали уделять тебе меньше времени, потому что мы перестали тебя любить. Но это не так. Просто времени стало чуть меньше, но не нашей любви. Мы любим тебя ни чуть не меньше, чем раньше. И пройдёт еще совсем немного времени и все встанет на свои места. Сейчас Анечка еще слишком мала и она очень беспомощна, она не может сама переодеть памперс или съесть печенье, она даже не умеет сидеть, не говоря уже о том, чтобы играть. Но поверь мне: немного времени и всё будет!
— Мы будем играть? – воодушевился Ваня.
— Конечно! – ответила мама.
— И гулять? – воодушевился Ваня еще сильнее.
— Конечно! Все вместе или, если хочешь, можем отправиться с тобой куда-нибудь вдвоём, только ты и я, а Анечку оставим папе. Или вы пойдёте с папой, а я побуду с Аней.
— Я бы хотел один раз с тобой, один раз с папой и потом ещё всем вместе.
— Вот и славно, мой хороший, мы семья и здорово, что ты хочешь проводить время всем вместе! Мне радостно от этого, - сказала мама.
В комнату заглянула бабушка:
— Дорогие мои, пойдёмте ужинать! Всё уже на столе.
Ужин был вкусным, а вечер добрым и семейным, атмосфера была тёплой. Ваня сидел рядом с мамой и она во время ужина периодически гладила его по спине. После ужина папа, Ваня и дедушка играли в настольную игру, а после вся семья села пить чай с мятой и молоком и овсяным печеньем.
С того дня в этой семьей все потекло иначе, в доброе, мирное русло. С приездом бабушки и дедушки у каждого члена семьи добавилось немного важного: у Вани - терпения, чтобы подождать, когда сестренка чуть-чуть подрастет, у мамы - понимания, что Ване сейчас не просто, у папы - сил, чтобы ходить с Ванечкой на площадку.
А еще мама и папа стали больше привлекать Ваню в процесс ухода за малышкой и это ой как понравилось всем: Ваня давал Анечке соску, когда та начинала плакать, гладил малышку по животику перед тем, как мама садилась ее кормить, приносил пеленки, показывал Ане яркую игрушку черно-красного цвета, чтобы сестренка могла наблюдать за предметом и скорее развиваться. Ведь Ваня очень хотел, чтобы сестренка скорее выросла, чтобы начать с ней возить машинки, ходить на площадку, бегать, прыгать и в различные игры. Мама и папа с умилением наблюдали за тем, как бережно и заботливо Ваня общается со своей сестренкой. А Ваня чувствовал себя от этого очень важным, очень нужным и значимым, и очень-очень любимым.
Это правда, малыш: если у тебя родилась сестричка или братишка, ты можешь чувствовать себя немного иначе, чем раньше и, может быть, даже тебе будет неприятно что-то какое-то время. Ты можешь злиться, когда младенец кричит или испытывать грусть от того, что времени у родителей стало меньше, чтобы проводить его только с тобой.
Тебе может даже показаться, что мама стала любить тебя меньше. Но я расскажу тебе секрет про сердце твоей мамы:
«Каждая мама думает:
«как же я буду любить своего второго ребенка, если первый занимает все мое сердце? или как же я смогу уместить в сердце обоих деток, если второй требует столько сил и внимания, что, кажется, места в мамином сердце не хватит на двоих?»
Ответ прост: когда у мамы рождается второй ребенок, ее сердце становится больше. И вот уже более широкое и большое сердце мамы готово вместить двоих своих любимых деток, и никому в этом сердце не будет тесно».
Свидетельство о публикации №223040300992