Опера Севильский цирюльник-2023 в Казани

РАДОСТЬ В ТРЁХ ДЕЙСТВИЯХ

Новая постановка оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник» (либретто Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера-Огюстена Карона де Бомарше) открыла XLI Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, проходивший в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) целый месяц.

По сведениям исследователя Казанской оперы дореволюционного периода Г. М. Кантора, отдельные сцены из «Севильского цирюльника» были впервые представлены в Казани в 1851 году силами гастролирующей итальянской оперной труппы под руководством Амалии Корбари. Гастроли прошли в только что построенном здании городского театра, располагавшемся на месте сквера нынешней площади Свободы, т.е., рядом со зданием возведённого уже в ХХ веке Татарского театра оперы и балета. С 1874 года, когда в Казани начались постоянные оперные сезоны, спектакль часто присутствовал в репертуаре в разных постановках вплоть до 1919 года, когда здание городского театра сгорело.

В 1945 году «Севильский цирюльник» впервые пополнил репертуар Татарского театра оперы и балета. Постановку осуществили дирижёр И. Аркин, режиссер В Бебутов и художник П. Сперанский. Спустя 11 лет, в 1956 году новую версию спектакля создали дирижер К. Тихонов, режиссер Г Миллер и художник Э. Нагаев. В 1976 году к неувядающему шедевру Россини обратился режиссер Н. Даутов в сотрудничестве с дирижёром И. Лапиньшем и художником Л. Алексеевой. Этот спектакль вошёл в программу первого Шаляпинского фестиваля в 1982 году и  затем включался в фестивальные программы на протяжении многих лет.

В 1999 году состоялась новая постановка, её авторами стали режиссер А. Степанюк, дирижер В. Караджиев и художник В. Окунев. Наконец, нынешней постановке предшествовала версия 2014 года (режиссер Ю. Александров, художники В. Герасименко и Е. Бочкова, дирижер М. Боэми).

Татарский театр – едва ли не единственный в нашей стране, не подвергшийся режоперной скверне, поэтому и новая постановка «Цирюльника» - традиционная и милая (режиссёр-постановщик, сценограф и художник по костюмам и свету – Джузеппе Морасси (Италия). Музыкальный руководитель и дирижёр – Марко Боэми (Италия), который сотрудничает с Татарском театром на протяжении ряда лет.
XLI Шаляпинский фестиваль в этом году был посвящен 150-летию самого знаменитого в мире оперного певца, уроженца Казани. В программу оперного форума были включены преимущественно оперы, в которых в своё время блистал Федор Иванович, и «Севильский цирюльник» - в их числе. Недаром одна из самых известных фотографий Шаляпина, вошедшая в абсолютное большинство книг о певце, - та, где он в костюме и гриме персонажа «Севильского цирюльника» Дона Базилио – с длиннющим носом и ставшей хрестоматийной шляпой. И, разумеется, ни одно издание книг авторства самого Шаляпина – «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» - не обходится без этой фотографии. В казанской премьере Дона Базилио исполнил солист Большого театра, прекрасный певучий бас Михаил Казаков (кстати, выпускник Казанской консерватории) и исполнил великолепно и вокально, и актёрски. Партия Дона Базилио требует помимо пения ещё и выразительной и чёткой декламации, и здесь Казаков тоже был на высоте. Михаил во всех спектаклях всегда создаёт образ, и образ Дона Базилио – один из лучших в его оперной галерее.

Но вернёмся к произведению. Шедевр Россини был создан им менее чем за 20 дней, и вот уже третий век «Севильский цирюльник» вызывает восторг всех поколений слушателей. Спектакль открывается восхитительной и поистине опьяняющей увертюрой, давно уже ставшей самостоятельным концертным номером. Однако эта увертюра не была написана специально для «Цирюльника», а взята из оперы-сериа 1813 года «Аурельяно в Пальмире», которая не имела успеха, и откуда Россини перенёс некоторые части также в оперу «Елизавета, королева Англии». К слову, любимым писателем Франции своего времени Бомарше сделали его комедии «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро».

В сольные партии «Севильского цирюльника» композитор заложил не только вокальные красоты, но и психологические мотивы поведения персонажей: трели Розины (Светлана Москаленко, Михайловский театр) передают её решимость утвердить свою волю, а перед хрустальной россыпью её колоратур устоять невозможно. Граф Альмавива (Ярослав Абаимов, «Новая Опера», Москва, исполнивший партию Юродивого в «Борисе Годунове», спектакле, открывавшем текущий сезоне в Ла Скала) – не столько страстный, сколько галантный волокита, и в его беседах с Розиной не чувствуется глубокой любви, хоть он и искренен. Замечательный тенор Абаимова завораживал свежестью и лёгкостью звучания.

Вокальная линия вспыльчивого и капризного дона Бартоло, доктора, сердита и полна досады, это по-детски обидчивый старик. Однако Дмитрий Скориков («Геликон-Опера», Москва) привнёс в партию Бартоло немало юмора, чем оживил и образ, и спектакль. Фигаро в исполнении Эмиля Сакавова (Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая) оказался поистине феерическим. Изумительной красоты баритон Эмиля, вокальное совершенство, прекрасный итальянский язык, выигрышные внешние данные – высокий, стройный, гибкий, красивый, улыбчивый и очень подвижный – идеальный синтез качеств для Фигаро. К тому же, волей режиссёра цирюльник врывается в постановку не на сцене, а из зрительного зала, рассекая пространство и время на самокате. Собственно, а почему нет? Во-первых, это живо и нестандартно, во-вторых, самокат был впервые изобретен в 1761 году в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. По другой версии самокат создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году и усовершенствовал его в 1820 году, сделав управляемым переднее колесо. Как бы там ни было, самокат вполне мог быть использован даже в первой постановке «Севильского цирюльника» в 1816 году, а уж тем более два с лишним века спустя, так что он прекрасно вписался в постановку.

Бесконечно прекрасный вокал Эмиля Сакавова, роскошный голос, умение певца великолепно справляться с головокружительными скороговорками (речитативами), не теряя чёткости дикции, – словом, это Фигаро, которого хочется слушать и слушать.

Постановщики раскрыли купюры, в результате чего «Севильский» стал трёхактным, правда, не могу сказать, что это умножило достоинства спектакля.

«Музыка оперы - не самостоятельное искусство, а средство одухотворения действия и слова, - писал великий советский оперный режиссёр Борис Покровский. - Искусство вокала есть инструмент передачи перепитий жизни человеческого духа конкретного персонажа в конкретных обстоятельствах». «Севильский цирюльник» производства Казани выполнен точно по «завещанию» Бориса Покровского.

Если удачный премьерный состав исполнителей радовал слух, то глаз радовала естественность декораций.
В первом акте это фасад дома с балконом, где живёт Розина, широкая, светлая улица перед ним и каменный горбатый мостик через речку. В спектакле вообще много света и солнца, он весь выдержан в тёплых и жизнеутверждающих жёлтых и оранжевых тонах.
Во втором акте – внутренний двор дома с двумя широкими лестницами справа и слева и такой же широкой, залитой солнцем террасой на втором этаже – абсолютно итальянский вид.

Дирижировал премьерой Марко Боэми, причём, с энтузиазмом, радостью и явным удовольствием. Маэстро Боэми настолько проникся музыкой и атмосферой действия, что даже пропевал про себя партии солистов и явно был не только дирижёром, но и как бы действующим лицом спектакля, от чего тот только выиграл.

Редко бывает, когда постановка комической оперы и весёлая, и смешная, и захватывающая, и красивая, и юмор в ней без глупости!
Казанский «Севильский цирюльник»-2023 – тот случай, когда спектакль держит зрителей в своих вокально-музыкальных объятиях с первого до последнего звука, заставляя в финале сожалеть, что всё уже закончилось.


Рецензии
Замечательное многогранное повествование о, казалось бы, с ранних лет знакомом оперном шедевре. Удивительно, как Людмиле Лавровой удается подметить отличительные черты той или иной театральной постановки, позволяя читателю живо представить её воплощение на сцене.
Филигранное владение предметом и природное чутье дают возможность автору умело сочетать исторический экскурс с рассказом о достоинствах современного прочтения произведения. Изящнейший баланс, соблюсти который под силу только профессионалу.
Перефразируя саму Людмилу Лаврову, хочется сказать: «Статья «Опера «Севильский цирюльник». Радость в трех действиях» - тот случай, когда повествование держит читателя в своих познавательно-эмоциональных объятиях до последнего слова, заставляя в финале сожалеть, что все уже закончилось».

Лариса Козлова 3   05.04.2023 17:03     Заявить о нарушении