Дядя Петя, Жерех и Тузлук

"Шёл я лесом, встретил беса - бес похлёбочку варил.
Котелок на *** повесил, а из жопы дым валил!"

Магнитофонные частушки из восьмидесятых.

Эта незабываемая, лично для меня, во всех отношениях, рыбалка продлилась целую неделю. Я не заядлый рыбак, поэтому и запомнился этот случай мне на всю оставшуюся жизнь.

Итак, тактическая обстановка:

Время: август месяц далёкого теперь уже 1983 -го года.

Место: река Урал, 120 километров от города Оренбурга, до ближайшей деревни - 20 километров, до механизированного стана - 5 километров.

Состав сил и средств:  легковые автомобили - 03 (три) штуки, личный состав из рыбаков и просто отдыхающих - 08 (восемь) человек; из них два пацана - я (окончивший школу и не поступивший с первого захода в военное училище) и мой тёзка (на год меня младше, сын друга моего отца - дяди Толи). Кстати, рыбаки и просто от жён и семей на природу сбежавшие разделились в итоге поровну (fifty-fifty).

Материально-техническое обеспечение: старший - дядя Саша (непревзойдённый хозяйственник, к рыбалке абсолютно равнодушен), куча провизии, снастей и рыболовных принадлежностей, три палатки (одна маленькая, для продуктов), надувная двухместная резиновая лодка, два ящика водки (водка как всегда, закончилась раньше рыбалки, но это закон).


Прибыли мы на высокий берег реки Урал ближе к вечеру. Пока взрослые обустраивали лагерь, мы с Жекой были отправлены дядей Сашей наловить рыбёшки на уху. Поймали мы на удочки пару десятков краснопёрок и окуней, а также добыли полтора ведра… щурят! После весеннего половодья совсем рядом с нашей стоянкой ещё не высохла окончательно парочка т.н. ставков - совсем маленьких озёр (точнее, уже очень больших луж, глубиной повыше пояса). Так вот в одном жили исключительно караси, а в другом - порядком изуродовавшие друг друга щуки-подростки. Смастерили мы нехитрый бредешок, прошлись несколько раз вдоль и поперёк - вот и все дела.

Темнело стремительно. Порядком подзаправившись варёным-жареным-пареным (причём дядя Саша умудрился нам налить втихаря, как оправдавшим его надежды добытчикам, по 2/3 кружки водки), мы с Женей уселись у костра слушать рассказы бывалых. Нехитрые истории через час где-то сошли на нет. Причём прекратил всё это дело дядя Саша, сказав:

-"Да что вы тут заладили - как клюёт, на что берёт? К рыбалке надо относиться проще - наливай да пей!"

Взрослые с энтузиазмом восприняли это предложение, подкупающее своей новизной. А мы с тёзкой пошли за обрыв, туда, где берег был более пологим, ставить на перекате перемёт. Течение было довольно сильным, темнота - почти абсолютной. Пока крепко вбивали колышек, а потом заносили в воду найденный тут же на берегу груз - железное колесо от какой-то доисторической арбы, мы чуть не утопили единственный взятый с собой фонарь типа "летучая мышь"; а потом Жеке приспичило переплыть на середину реки, на остров. От этой затеи я его с трудом, но отговорил, а поскольку мы порядком уже освежились, и хмель вышел, то решили идти спать. Сразу скажу, что с этого перемёта добыли мы за неделю приличное количество рыбы, в основном, судаков. Она заходит с глубины и стремительно атакует блесну, главное потом - аккуратно снять её в подсачок, не упустив.


Проснулся среди ночи я от странного звука: как - будто какой-то зверёк под ухом, в земле нору роет. ****ь, что за ***ня, может крот какой-то? - подумал я. Очнувшийся на минуту тёзка сквозь сон явственно и чётко произнёс:

-"Жека, забей! Мой отец как перепьёт, так всю ночь пердит потом ужасно. Поэтому и лёг он отдельно, в маленькой палатке!"

Порядком обалдевший я, однако, вскоре забылся тревожным сном. Мне снилось чёрти-что, но в основном, меня терзали смутные сомнения насчёт качества продуктов, после такого злостного газоокуривания…


Не знаю, как кто, на природе я всегда просыпаюсь рано, перед восходом солнца. Река ожидаемо парила, но какой-то подозрительный дым шёл и от нашего вчерашнего костра. Сослепу я забил на это дело, спустился к реке, умылся, сделал быстренькую разминку (в те годы физзарядку мне было делать не лень), да и поднялся к нашему биваку. Увиденное меня крайне изумило:

-в позе эмбриона, кормой в костре лежит дядя Петя, на нём куча каких-то шмоток, а из района его гмм… заднего проходного отверстия в чистое небо валит довольно-таки ядовитый тёмный дымок…

Я тут же, ничтоже сумняшеся, взял большой походный чайник (он так и остался над почти погасшим костром), да и устранил вчерашним чаем это безобразие. Но растолкать пострадавшего, отказавшегося спать в палатке, удалось не сразу. Пришлось будить старших. Дядя Саша, достав аптечку, густо смазал дядипетину пострадавшую часть тела какой-то мазью и выдал ему запасные штанцы и трусы. Потом все с энтузиазмом (втихаря, конечно, посмеиваясь), приступили к подсчёту ущерба. Прогорели и полностью пришли в негодность:

-два чехла от палаток, чехол от надувной лодки, одеяло и спальный мешок, отличная кожаная куртка; ну про трусы и брюки я уже рассказывал.

Быстро позавтракав, мы с тёзкой пошли на дальнейшую разведку окрестностей. Довольно скоро, чуть в стороне за небольшой рощицей, мы обнаружили два озера - совсем небольшое и побольше, совершенно скрытые деревьями со стороны нашего лагеря. Вернулись, быстро надули лодку да и приступили к рыбалке. Скажу сразу, рыбы за неделю мы наловили и завялили, тщательно скрывая марлей от надоедливых мух, огромное количество. Последние запасы, разнокалиберных и разномастных рыбёшек, размером не больше ладони, полностью пересохших, я доел под разливное "Жигулёвское", уже будучи курсантом третьего курса СВВМИУ, в летнем отпуске 1986 -го уже (получается) года. Кстати, как-то был забавный случай - под днище нашего плавсредства заплыл небольшой бобрик, запутался, видимо, в водорослях, и начал биться так, что чуть нас с тёзкой не перевернул. Пришлось резко уйти в сторону настоящих подводных зарослей, где несчастное животное и отцепилось. После этого мы его несколько раз видели, близко он к нам больше не подплывал, а только смотрел на нас издалека, крайне хмуро и неодобрительно!


На третьи сутки, и стоявшая страшная жара тут причина только косвенная, у одного из отдыхающих, директора завода, где трудился дядя Толя, стало плохо с сердцем. Неунывающий молодой водитель Виталик увёз его на "Волге" в Оренбург, заодно пополнив запасы водки и привезя свежего хлеба. Виталик был задорным молодым мужчиной, бесконечно травил нам, пацанам, анекдоты и истории из собственной жизни. Закончил он физкультурный техникум, по специальности "лёгкая атлетика". Но поскольку Мастера Спорта из него не вышло, помаялся он пару лет физруком, да и переквалифицировался в водители. Возить на новенькой "волжанке" директора - это Вам не с секундомером в спортивном костюме по школьному спортзалу путешествовать! Тем более Виталику было не привыкать, спасибо курсам ДОСААФ, он и на срочной службе горя не знал. Возил два года командира полка, где-то там, на необъятных просторах Нечерноземья, да и в ус не дул.

На четвёртый день все страждущие огненной воды уже накушались и приступили, собственно говоря, к основному мероприятию. Главная рыбацкая снасть называлась "змей". В наличии были три комплекта небольших катамаранов, к которым вязалась толстая леска. А на расстоянии нескольких метров, к ней привязывался более тонкий паводок с внушительным крючком-тройником. На них цеплялись не кузнечики даже, а внушительная саранча. Катамаран плывёт по течению, а рыбак толстым коротким удилищем с периодичностью заставляет наживку "прыгать". Смотреть, как рыба в прыжке вылетает из воды, и хватает вкусняшку - зрелище завораживающее.

Удалось и мне поймать средних размеров голавля. Но дядя Петя добыл огромного жереха. Поскольку мерить его длину мне было нечем, скажу, что был он метра полтора (ну, если вдруг на самом деле он был, предположим, метр двадцать, я думаю, ценители меня поймут и простят - какая же рыбалка без лёгкого ****ежа об её результатах? ))). Висела эта воистину гигантская рыба на тополе, подвешенная за жабры, целый вечер. Ну и какая муха пропустит столь занятный экземпляр?! Мало того, дядя Петя, работавший художником-оформителем на железнодорожной станции, но на мощности двух стаканов не устававший повторять, что он инженер, задавил всех мощью своего рыболовного авторитета:

-"Соль надо экономить! Я засолю рыбу татарским соляным раствором тузлук!"

Ну не знаю, как там с тузлуком, возможно, пропорции были неправильно соблюдены; а десяткам килограммов (не удивляйтесь) отличной крупной рыбы пришёл, говоря по-русски, полный ****ец - в последний день, перед отъездом, взрослые рыбаки, матерясь, вынимали из своего улова опарышей. А шесть с половиной пачек оставшейся соли просто выкинули… А ведь всё было сделано по уму - гигантские кастрюли и прочие ёмкости с уловом хранились в выкопанных под деревьями тайниках. Рыбнадзор, кстати, нас один раз за неделю (безуспешно) проверил!

Ну а мы с Женей поровну поделили свою добычу, завяленную, как положено, и мухам (а точнее их потомству) не доставшуюся. С тёзкой своим я в Оренбурге потом ещё пару раз пересекался, на обратном пути обменялись мы координатами, естественно. Хотя и жил он далековато, даже на танцы (дискотеку) один раз сходили совместно.


Что ещё запомнилось? Схватил я на пятый день солнечный удар. Сутки здорово мучился, но потом ничего, отошёл. На шестой день я видел гон. Ужей. Вы знаете, хорошо, что ты осведомлён, что они не кусаются, но наблюдать сотни упитанных, куда-то стремительно ползущих (а по воде у берега плывущих!) тварей - зрелище неприятное. Но это моё личное мнение - я пресмыкающихся активно недолюбливаю.

Запомнилось, как ночью на свет фонаря летит мотыль, и прилипает к специально облитой водой резиновой лодке. А с утра его собираешь, уже почти полностью подсохшего. Рыба клюёт на него бешено! Запомнилось, что можно, оказывается, спать с открытыми глазами. Ну не спать, а проваливаться на некоторое время в послеобеденную дрёму. То, что карасей в ставке ловить бредешком бессмысленно - они на бок ложатся, сволочи. И вытаскиваешь только грязь и тину! Рыбалка на донку (донную удочку) с колокольчиками запомнилась, причём в качестве наживки использовались мясо моллюсков - речных ракушек - они на Урале довольно крупные, как северные мидии.

Чай из стеблей шиповника я пил первый раз в жизни. От земли срезаются стебли сантиметров 15 длиной, очищаются от кожицы, и перочинным ножиком аккуратно настругиваются в чайник. Вкус и аромат получаемого в результате заваривания напитка сравнить мне абсолютно не с чем. Запомнились вечера у костра. Всё-таки смотреть в живой огонь, беседуя и размышляя при этом - есть в этом что-то первобытно-завораживающее!

А ещё запомнилось полное чувство свободы, отрешённости, умиротворённости какой-то и полного единения с Природой…

04.04.2023 г.
.


Рецензии