Фантастический случай в Санкт-Петербурге

Престранное происшествие случилось со мной, друзья, даже, можно сказать, фантастический случай. Можете верить мне на слово, можете не верить, можете посчитать то, что я вам сейчас поведаю, просто игрой воображения - я расскажу, а вы сами решите.

В летний погожий день, в самый разгар так называемых "белых ночей" прибыл я в славный город Петра, иначе именуемый Санкт-Петербургом, а в прежние, такие ещё памятные, но уже, по выражению Поэта, "отзвучавшие в сумрак", года,  именовавшийся Ленинградом.

Прибыл я со стороны Финляндии прямо на Финляндский вокзал, да-да, на тот самый вокзал, на который в пломбированном вагоне сто лет тому назад из Германии прибыл невысокого роста лысый, картавый человечек с острой бородкой и коротко стрижеными усами, чтобы потрясти, как грушу, не только Россию, но и весь мир.

В благодарность за эту тряску на привокзальной площади тогда же, сто лет тому назад, питерцы установили ему памятник и назвали город его именем, чтобы имя это никогда в суете буден не позабыть. Памятник с тех пор и красуется на этой площади и я всегда, когда прибывал в город со стороны Финляндии, им любовался.

На памятнике этот лысый человечек средних лет изображён во весь рост стоящим на броневике с протянутой к русскому и мировому пролетариату правой рукой и раскрытым в пламенной речи, обращённой к оному пролетариату, ртом.

Так вот, прибыл я в летний погожий день на Финляндский вокзал, вышел на привокзальную площадь, вскинул по установившейся привычке взгляд в сторону памятника и оторопел.

Нет-нет не пугайтесь, друзья, памятник никуда не делся, как стоял, так и стоит. Но только претерпел существенные изменения, настолько существенные, что дорожная сумка выпала у меня из рук, а сам я едва не лишился чувств.

На броневике вместо знакомой лысой фигуры с воздетой десницей была совершенно другая скульптурная композиция и тоже бронзовая.

Итак, на броневике вместо лысого мужчины в широко распахнутом пальто был изображён сидящий на ночном горшке очень симпатичный, просто ангельского вида, круглолицый мальчик с кудрявой головой. Мальчик, сидя на горшке, как бы мечтательно смотрел перед собой. Видно было - это очень мастерски передал скульптор - что мальчуган тужится, но при этом испытывает чувство удовольствия, свойственное всем детям, когда их садят на горшок.

В полной растерянности и совершенно не понимая, что всё это значит и куда подевался с броневика тот лысый мужчина средних лет, я схватил первое попавшееся такси и помчался в город, домой, предполагая, что я очень устал с дороги, и мне просто надо отдохнуть.

Однако, проезжая на такси мимо Сенатской площади, я едва снова не лишился чувств. На ней произошли страшные метаморфозы уже с Медным Всадником.

Вместо величественной бронзовой фигуры Петра Первого, сидящего на бронзовом коне ( Всадник хоть и назван медным, но выполнен из бронзы ) я увидел нечто невообразимое.

Пьедестал остался прежним. Тут всё было без изменений. Изменились только всадник и конь.

Вообразите себе, друзья, такое : всё на том же гранитном пьедестале в виде круто поднимающейся скалы стояла бронзовая лошадка-качалка, такая, на которых качаются дети, а на лошадке сидел бронзовый шалунишка лет пяти-шести с прутиком в одной руке и калачом, который он с аппетитом жевал, в другой.

Я потребовал таксиста остановить машину, бросил ему, не считая, деньги, но гораздо больше той суммы, что таксист назвал, и стремглав побежал к памятнику.

Я обошёл памятник несколько раз вокруг, чтобы убедиться, что глаза мне не врут, убедился и обессиленный упал на стриженый травяной газон прямо лицом в траву у подножия гранитной скалы.

Полежав несколько минут, я встал и, шатаясь, как шатается всякий, кого ударят поленом по башке, пошёл куда глаза глядят в сторону Невского проспекта и вышел к Мариинскому театру. Предо мной вот-вот должен был открыться памятник Екатерине Великой, но я на него уже не смел поднять глаза, понимая, что вместо величественной фигуры императрицы, увижу новое непотребство. Так оно и вышло.

На пьедестале на правой ножке, приподняв левую, стояла, чуть наклонившись вперед, бронзовая слегка полноватая, но при этом весьма миловидная девочка лет четырёх с пышной причёской и в кружевном платьице - этакий очаровательный бутуз - с сачком для ловли бабочек в руках. Девочка счастливо улыбалась. Создавалось впечатление, что дело спорилось и ловля бабочек, стрекоз и кузнечиков у неё шла успешно.

Пользуясь тем, что вокруг памятника было много скамеек, я сел на одну из них, закрыл глаза и достал валидол. К Казанскому собору, где стоят памятники Барклаю де Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову, я идти уже не решился и вы, друзья, должны меня понять.

После того, как таблетка рассосалась, я встал и, не оборачиваясь на памятник Екатерине, снова поймал такси и попросил таксиста отвезти меня к зданию городской Администрации.

В дороге я спросил таксиста, не заметил ли он странных метаморфоз, случившихся с памятниками ? На это таксист ответил, что ничего особенного он не заметил. "В таком случае, - подумал я  - один из нас сошёл с ума" Кто ? На этот вопрос я и хотел найти ответ у "отцов" города.

Достигнув Администрации, я справился у вахтёра, как мне пройти в кабинет самого высокого начальника ? Вахтёр любезно меня проводил. Выражение моего бледного лица с трясущимися губами, видимо, вызвали у него горячее сочувствие.

В кабинет высокого начальника - возможно, спикера, возможно, ещё более высокого - я влетел, как метеорит, и только в нём перевёл дыхание.

В кабинете за столом сидел человек внешне очень похожий на главного героя кинофильма "Берегись автомобиля !" Юрия Деточкина.

"Юрий Деточкин" встал при моём появлении и любезно предложил мне кресло, поинтересовавшись, что привело меня к нему в кабинет так срочно и без предварительной записи, ибо в это время к нему должна была явиться совсем иная, какая-то иностранная делегация.

Я торопливо и кратко изложил суть своего вопроса.

"А-а-а ! Вы об этом ! - улыбнулся "Деточкин" - Вы не первый, кто задаёт мне эти вопросы. Понимаю Ваше недоумение и охотно отвечу, надеясь тем самым полностью успокоить Вас. Всё дело в том, что на заседании Администрации был поднять вопрос о том, почему всех выдающихся людей, будь то цари, полководцы, поэты, писатели, общественные деятели и так далее, принято на памятниках, им установленных, по какой-то непонятной, но прочно сложившейся традиции, изображать не в том возрасте, который согревает наши сердца."

Я выслушал его слова с вниманием. Затем между нами произошёл следующий диалог. "Деточкин" продолжал :

- Вы ведь не станете возражать, что даже рассматривая семейные фотографии, самые тёплые чувства мы испытываем, когда смотрим на себя, изображёнными в детском и юношеском возрасте, то есть в возрасте, когда мы были наиболее счастливы и вид у нас был цветущий ?

- Да, я с этим не спорю. Однако памятник, по моему глубокому убеждению, должен всё-таки изображать человека именно в тот период его жизни, когда он уже совершил свои великие дела, в период, так сказать, когда все таланты свои он уже убедительно предъявил миру.

- Я не могу с Вами согласиться ! Я как раз абсолютно убеждён в обратном, что Ленин вряд ли нравился себе тогда, когда облысел, а Екатерина Великая, - когда ни одно из её детских или девичьих платьев не стало на неё налезать.

"Возможно, что и так - уже слабо пытался возразить я - Конечно, детьми, юношами, совсем ещё молодыми людьми мы себе нравимся больше, чем тогда, когда пластические хирурги только разводят руками на наши просьбы сделать с лицом хоть что-нибудь, чтобы оно не пугало прохожих на улице. Но..."

- Никаких "но" ! Когда мы были детьми, мы все без исключения были чище душой и внешне гораздо более привлекательны, чем тогда, когда жизнь прошла по нашим душам своими грязными сапогами, да и мы сами её порядком грязью измазали.
Разве царь Пётр, катавшийся на детском коне-каталке и царь Пётр, создавший Академию наук, это не один и тот же человек ? Один ! Так не лучше ли изобразить его на памятнике чистым ребёнком, а не тем, кто обагрил руки кровью стрельцов, угробил жену, сестру и сына и только после этого взялся за создание Академии ?
Не спорьте, молодой человек, Вы ведь в душе со мной полностью согласны. Вот и городская Администрация мудрым решением постановила изображать на памятниках людей только такими, какими они были, когда не успели ещё измарать своих душ ничем, никакими аморальными поступками.
Сейчас мы попьем кофе, а после Вы сходите к Казанскому собору и полюбуетесь на новые прекрасные памятники, которые мы установили там. Особенно удался скульптору памятник Кутузову. Маленький Миша Кутузов с плетёным кузовком в руках как бы бредёт по лесу в поисках грибов, щурясь от солнечных лучей. А малыш Барклай протягивает ему навстречу белый гриб. Прекрасная скульптурная композиция !

- Простите, Вам не кажется, что представленные в таком виде великие полководцы потеряют всю свою воинственность и величие ? И потом, ведь они народные герои !

- К чему воинственность ? Ворон на огороде пугать ? Да и величие человеческое весьма уязвимо, если разобрать его по косточкам, даже нелепо и смешно. Ваши слова, что "они народные герои", не вполне соответствуют исторической правде. Ведь войско их, всех этих полководцев-дворян, победившее тогда в войне, состояло из их же крепостных рабов. Увы, печальный исторический факт. Одни рабы полегли тогда на полях сражений, другие стали никому не нужными калеками. Вы ведь, несомненно, читали гоголевскую "Повесть о капитане Копейкине", в которой Гоголем с болью об этом сказано? А те рабы, что вернулись после победы домой, так и остались рабами, которыми эти великие полководцы пользовались и торговали, как пользуются и торгуют вещами. Вам разве это неизвестно ?
Нет, именно такими - в виде детишек с лукошками - они выглядят гораздо более привлекательными в исторической круговерти.

Из здания Администрации после дружеской беседы и чашки кофе с пирожными я вышел, словно снова народившись на свет. Улыбка озаряла моё лицо, а сердце напевало :"Спят усталые игрушки, книжки спят. Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай :"Баю-бай !"


Рецензии