Обзор комдвижения Украины и Донбасса 2022

Обзор коммунистического движения Украины и Донбасса за 2014-2022 гг.

Материал для газеты "Голос коммуниста" №4, декабрь 2022

Специальная военная операция, начавшаяся наконец в феврале этого года, снова, как в 2014 году, разделила политическое поле на непримиримые лагеря. И если то, что либеральная общественность, до этого боевых действий в лучшем случае не замечавшая, хором поддержала фашистскую Украину против «российской агрессии» - удивления не вызвало, то раскол по данному вопросу в среде называющих себя левыми, которые по определению должны быть антифашистами, выглядел странно и дико. Наиболее странно и дико при этом выглядели те, кто поддержал восстание на Донбассе в 2014 году, но выступил против его поддержки Россией – против того, чего добивались ополченцы и жители Донбасса все эти годы.
При этом часть таких «левых» просто транслирует западную и бандеровскую пропаганду (об этом ниже), а часть – по неизвестным причинам проводит аналогии с Первой мировой войной, хотя даже в истории есть более удачные примеры. Но любая из этих позиций строится на ошибочном (или сознательно лживом) постулате о начале боевых действий в феврале 2022 года, без учёта всей предыдущей истории. А ведь она происходила на наших глазах. Давайте вспомним сегодня о коммунистическом движении Украины последних лет.
К 2014 году украинское комдвижение пришло крайне раздробленным, ситуация была не лучше, чем в России. Крупнейшая партия красной части спектра – КПУ, будучи нацеленной на парламентскую борьбу, не только не смогла организовать сопротивление перевороту в феврале 2014 года, после которого её депутатов выкинули из Рады, а здание ЦК сожгли боевики Майдана – КПУ отчаянно цеплялась за правовое поле бандеровского режима.
С началом Русской весны КПУ запретила своим членам участие в протестах под страхом исключения из партии. Активисты не подчинились. Это стало концом КПУ в тогда ещё Донецкой и Луганской областях – её актив создал другие структуры. На оставшейся под режимом Порошенко территории Украины в 2015 году был принят известный закон о декоммунизации. Но даже после этого КПУ продолжала выступать за «территориальную целостность Украины» в надежде на милость властей.
Последняя легальная демонстрация, в которой участвовала КПУ, состоялась в Харькове 23 августа 2014 года, в день освобождения города, с многометровой георгиевской лентой и транспарантом «Юго-Восток». Напомню, уже вовсю шла война на Донбассе, ополчение замыкало Иловайский котёл, до Минских соглашений оставались считанные дни. Это был последний осколок безоружного сопротивления. Вскоре была арестована руководитель КПУ в Харькове депутат Алла Александровская, несколько месяцев она провела в застенках СБУ.
В 2015 году КПУ в последний раз приняла участие в местных выборах – не под своим именем, а под названием «Новая держава». Несколько лет шёл судебный процесс по запрету КПУ, завершившийся полным запретом только в мае 2022 года. Так закончилось бесславное падение когда-то крупнейшей на Украине партии.
В настоящий момент её лидер Пётр Симоненко проживает за границей. Он представлял КПУ на недавней Гаванской встрече компартий Солиднета, где развернулась дискуссия насчёт отношения к спецоперации на Украине. Выступал с антиимпериалистических позиций, спецоперацию поддержал.
Руководителями официального комсомола КПУ – ЛКСМУ – были братья Михаил и Александр Кононовичи, которые действовали легально и представляли украинских левых на международной арене вплоть до 2022 года. Оба арестованы в первые дни после начала спецоперации за подрывную деятельность в пользу России и Белоруссии (Кононовичи являются этническими белорусами), находятся в СИЗО, в ближайшее время должен начаться суд.
К счастью, помимо КПУ, на Украине было множество других партий и организаций, которые подобным позором себя не запятнали.
Одной из наиболее боевых организаций оказалась «Боротьба» («Борьба» в переводе с украинского), члены которой приняли участие в сопротивлении фашистскому режиму во всех крупных городах Украины.  Активисты «Боротьбы» участвовали в создании Донецкой, Луганской и особенно Харьковской Народной Республики, продержавшейся полсуток – но в Харькове роль этой организации была особенно заметной, как и в Одессе, вплоть до трагедии Дома профсоюзов, где участники «Боротьбы» были среди погибших и пострадавших (погиб член организации Андрей Бражевский, ещё один активист Владислав Войцеховский был арестован и позже обменян властями ДНР). Были они и есть и в рядах ополчения Донбасса, и тоже, к сожалению, в числе погибших в боях, например, Всеволод Петровский, павший под Дебальцево в феврале 2015 года, и Евгений Голышкин, погибший на фронте уже осенью 2022-го.
Хочу вспомнить и о некоторых выходивших на Украине газетах, и о судьбах связанных с ними людей.
Одной из наиболее известных в России украинских коммунистических газет была «Рабоче-крестьянская правда», которую выпускал в городе Мукачево Закарпатской области Анатолий Аркадьевич Маевский, активист ВКПБ Нины Андреевой, после раскола 2016 г. – ВКПБ(р). В 2014 году он был арестован за публикации в «Рабоче-крестьянской правде», освободился в 2016 году, а судебный процесс по закрытию газеты длился ещё несколько лет. Всё это время, вплоть до февраля 2022 года, Маевский сохранял твёрдые коммунистические и антиимпериалистические убеждения, его статьи регулярно выходили в нашей газете «Москва. Садовое кольцо». Однако в марте Маевский недели на две исчез со связи, сайт его не обновлялся, а в конце месяца обновляться начал… но уже с позиций «защиты Украины от российской агрессии», более того, автор сайта с восторгом пишет о поставках Украине западного вооружения. С таких же позиций идут письма и материалы с его электронной почты. Находясь в Москве, я не могу оценить полностью достоверно, что же случилось на Западной Украине – либо изменил позицию сам Маевский и искренне выступает на стороне бандеровцев, либо он пишет под контролем СБУ, либо сам он убит/арестован, а Интернет-ресурсы захвачены СБУ. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь мы узнаем правду.
В начале 2015 года в Киеве был взят под стражу Александр Бондарчук, лидер организации «Всеукраинский союз рабочих» и главный редактор газеты «Рабочий класс», которую тоже многие российские активисты знали. Предъявлена ему была (как и многим другим) ст. 110 УК Украины – антигосударственная и сепаратистская деятельность. Арест Бондарчука имел большой международный резонанс, и через 10 месяцев он был освобождён.
Многим другим повезло меньше.
В июле 2014 года неизвестные в масках увезли из своей квартиры в Мариуполе Сергея Долгова, главного редактора газеты «Хочу в СССР». Через несколько месяцев его тело было обнаружено в лесу. Убийцы не найдены. Через несколько лет выпуск газеты возобновлён в Ленинграде под названием «Хочу в СССР-2».
В том же июле на блокпосту Нацгвардии на оккупированной территории ДНР был убит секретарь местной организации КПУ 58-летний Вячеслав Ковшун, местный депутат Старобешевского района.
Весной 2014 года в своём доме в Одесской области был убит секретарь ячейки КПУ 76-летний Анатолий Алёхин. Его задушили красным флагом. Убийцы не взяли из дома ничего ценного, только разгромили шкаф с партийной литературой.
Формат статьи, увы, не позволяет писать более подробно о массовых репрессиях против украинских коммунистов – но таких случаев по Украине сотни и тысячи. Жаль, что они не заставляют задуматься тех «левых», которые стоят на «пацифистских» (в сегодняшних условиях читай – проимпериалистических) позициях.
Продолжим.
До 2018 года действовала открыто организация «Советский центр» в Днепропетровске, позже была запрещена решением суда. Действовало на Украине и отделение «Союза офицеров» (который возглавлял ныне покойный С.Н.Терехов), его председатель А.И.Огородников не выдержал травли со стороны фашистского государства и скоропостижно скончался в 2015 году.
По открытой информации в Интернете, на Украине есть ячейки ВКП(б), в сети удалось найти их газету «Одесский маяк» за 2020 год, но более подробной информации об их деятельности у меня нет, да и вряд ли было бы целесообразно писать в обзорном материале о тех, кто жив и на свободе. По этой же причине не упоминаю о многих других товарищах из разных украинских городов.
Многие помнят журнал «Марксизм и современность», который издавала в Киеве (в последние годы журнал печатался в Тюмени) Т.И.Яброва (позывной Роза), лидер Союза коммунистов Украины (партия, тесно сотрудничавшая с РКРП в России). Тамилу Яброву не тронули бандеровцы – её добила в 2021 году беспощадная медицинская мафия. После её смерти Союз коммунистов, вероятно, раскололся на две части (информацию о расколах и вообще взаимоотношениях в подпольных организациях искать крайне сложно, поэтому тут есть определённая степень допущения). Сайт Союза коммунистов остался за антиимпериалистами, поддерживающими освобождение Донбасса и Украины, а вот имя СКУ на международной арене – к сожалению, за сторонниками украинского режима. На Гаванской встрече они присутствовали и в пику согласованной антиимпериалистической позиции РКРП, КРПФ и КПУ внесли свою резолюцию – о «российской агрессии» против несчастной Украины. Это, конечно, позорная страница, но знать о ней тоже надо.
Особняком стоит подпольное, вооружённое сопротивление, и не только на Донбассе. О группе «коммунистов-террористов» в Одессе я писала отдельную статью в 2018 году, позволю себе её процитировать.
«Герои этой статьи, по версии следствия, якобы причастны к организации серии взрывов двенадцати объектов, в том числе волонтёрских центров, сообщает antifashist.com.
“Еще более абсурдная история - с группой "коммунистов-террористов", обвиняемых в организации большей части взрывов в Одессе зимой и весной 2015 годов. О разоблачении группы в апреле 2015-го торжественно рапортовали высшие должностные лица Украины, включая Арсена Авакова. В итоге на скамье подсудимых оказались четыре бывших члена КПУ: Екатерина Фотева, Евгений Подмазко, Александр Шевцов и Игорь Удовенко. Через полгода обвинительный акт по ним передали в суд, и на этом рассмотрение дела застряло.
Вот уже третий год заседания по делу проводятся раз в два месяца и сводятся к "автоматическому" продлению обвиняемым сроков содержания в СИЗО. А по сути же за два с половиной года суд даже не удосужился ознакомиться с обвинительным актом”.
В 2019 году героев этой истории обменяли в ДНР – в рамках очередного обмена пленными.
Заканчивая обзор по оставшейся под режимом Порошенко-Зеленского части бывшей УССР, не могу промолчать и о своих товарищах, попавших под каток антикоммунистических репрессий. Это Всеукраинский комсомол (ВЛКСМ) – партнёрская организация АКМ-ТР на территории Украины, продолжавшая действовать в частично легальном формате и после Майдана, и после официального запрета коммунистической идеологии в 2015 году. В конце 2016 года СБУ вломилась с обыском в квартиру к руководителю организации Александру Минакову и его жене Екатерине Баевой. Против Александра было возбуждено дело по всё той же 110-й статье УК Украины – за призывы к свержению строя. Через некоторое время ему удалось покинуть территорию Украины, но работа в Киеве оказалась парализована.
Пока на территории Украины под контролем бандеровского режима происходили и происходят описанные трагические события, на освобождённых территориях – в Донецкой и Луганской Народных Республиках – коммунистическое движение развивалось в совершенно других обстоятельствах, в условиях воюющих непризнанных республик, в отрыве бывших областных организаций от оставшихся на Украине центральных органов, при налаживании и укреплений связей с российскими коммунистами.
Многие люди коммунистических убеждений с первых дней приняли участие в народном ополчении в качестве отдельных добровольцев, в различных подразделениях – как жители Украины, так и России, и даже интернационалисты из дальнего зарубежья. На Донбасс устремились активисты «Боротьбы» (о них писала выше), а из России – отдельные члены партий и организаций. Осенью 2014 года в Ленинграде был сформирован Добровольческий коммунистический отряд (ДКО) (командир – Пётр Бирюков (позывной Аркадич), комиссар – Алексей Марков (позывной Добрый)). Отряд принимал участие в битве за Дебальцево в составе бригады «Призрак» Алексея Мозгового. После второго «Минска» и превращения войны на долгие годы в позиционную многие добровольцы остались в рядах Народной милиции ЛНР, а некоторые воюют и по сей день. Многие добровольцы отдали свои жизни за свободу Республик Донбасса, в том числе, в октябре 2020 г. трагически погиб подполковник Алексей Геннадьевич Марков – на тот момент командир легендарного «Призрака».
(Для справки: согласно Минским соглашениям, в ноябре 2014 года Народное ополчение было переформировано в 1-й и 2-й Корпуса Народной милиции – ДНР и ЛНР соответственно).
В сентябре 2022 г. на фронте под Горловкой погиб ещё один человек, ставший легендой коммунистического движения – Игорь Данилов, один из основных фигурантов «Одесского дела» №144 (2002 года) о создании Причерноморской Советской Республики. После начала восстания в Новороссии на освобождённой территории оказались двое из находившихся в заключении героев этого дела –Андрей Яковенко (срок 14 лет) и Игорь Данилов (срок 14 лет + 13 лет по приговору российского суда). Яковенко был освобождён в 2014 г ополченцами ДНР и в тот же день выступал в Верховном совете Республики; Игорь Данилов был освобождён судом ЛНР позднее, по здоровью его долгое время не брали в ряды Народной милиции и взяли только весной 2022 г.
К сожалению, нет открытых данных о судьбе ещё одного фигуранта Одесского дела – Александра Герасимова. Его 11-летний срок закончился в 2013 году, 2 мая 2014 года он серьёзно обгорел в Доме профсоюзов и стал инвалидом, но убеждений не оставил – последняя информация имеется о нём от 2015 года, когда у него проводила обыски СБУ, и возбуждено уголовное дело.
Можно сказать одно – эти люди слишком хорошо знали, что такое бандеровская Украина, чтобы не ошибиться с выбором правильной стороны в 2014-м.
Что касается гражданской жизни на Донбассе – здесь коммунисты поддержали народное восстание, приняли активное участие в событиях «Русской весны» и остались в легальном поле, конечно, были и есть ограничения, связанные с боевыми действиями, однако они проводят мероприятия, ведут пропаганду, активно занимаются волонтёрской деятельностью – помощью солдатам на фронте, детям и старикам в тылу.
В Донецке действует Коммунистическая партия Донецкой Народной Республики под руководством Бориса Литвинова – на днях на её базе была создана республиканская организация КПРФ. Кроме того, в Республике работает Союз левых сил Донбасса под руководством Ольги Волковой и их молодёжное крыло – Комсомол Донбасса (ЛКСМД), с которыми сотрудничает наша партия «Коммунисты России».
На РКРП ориентируется «Рабочий фронт Донбасса» (создан в 2016 г.).
В мае 2017 года автор статьи принимала участие в Антифашистском форуме Донбасса в Донецке, организованном по инициативе КП ДНР.
В 2016 году по инициативе «Союза коммунистов Луганщины и бывших горкомов и райкомов КПУ Луганской области состоялся учредительный съезд Коммунистической партии Луганской Народной Республики (руководитель – Игорь Гуменюк), которая также в декабре 2022 г. образовала республиканскую организацию КПРФ.
В 2015 г. создана Коммунистическая рабочая организация ЛНР (руководитель Юрий Хохлов, бывший областной депутат от КПУ), сотрудничающая с РКРП.
В ЛНР работают Коммунистический фронт Луганщины (возглавляет Максим Чаленко) и связанный с ним Комсомол ЛНР, с которыми сотрудничает наша партия. Комсомольцы активно занимаются волонтёрской деятельностью, помощью бойцам на фронте. Луганчане (как и дончане) всегда были постоянными гостями партийных и комсомольских мероприятий в Москве.
В начале 2020 года комсомольцы планировали провести в Луганске широкие мероприятия, посвящённые 100-летию Комсомола Донбасса, но из-за коронавирусного беспредела это не удалось. Граница России с ДНР и ЛНР оставалась закрытой вплоть до лета 2022 года.
Организации и лиц, называющих себя левыми, но поддержавших фашистов, я не отношу к комдвижению и не считаю достойными упоминания в обзоре.
Мария Донченко
Декабрь 2022 г.


Рецензии