Царь Богдан и царица Алана

 

В некотором царстве далеком государстве, на краю чУдного края жили во дворце поживали Царь Богдан с Царицей Аланой. Все у них было как надо: и царские палаты, и печные ухваты. Сыновей у них было трое.

Да случилось однажды горе. Позабыли дверь затворить, на засов забыли закрыть. И той ночью темной страшной проползло зло.

Ужасно,  грозно оно рычало, Царя с Царицей очень пугало. А Царевичи спали спокойно, не коснулось их вовсе злое.

Но вскоре покричав, погудев, подитожив зло Царицу схватило. И что же? Царь Богдан с мечом да щитом, бился с этим коварным злом.

Ну а зло похохотало и Царицу с собою забрало.

 

Царь Богдан, сидит тужит. Утра ждет. Что же будет?..

Утро настало, солнце взошло, Царевичи вышли к столу. Хорошо выспались милые, ничего не слыхали. Только теперь они увидали, что матушки нету. Где же она?

- Ее зло похитило. Я отбивался, но сил моих не хватило к несчастью. Матушки нет, и где же искать я  не могу вам это сказать...

- Батюшка милый, ты не грусти. Найдем мы матушку,  ты отпусти нас из дворца. Мы помчимся искать. Мы  сыновья ее, она наша мать.

- Что ж, я надеюсь на вас сыновья. Младший останься, со мною, тогда мне все ж не будет так одиноко. Старшие, вы собирайтесь в дорогу. Благословляю вас я на путь. Матушку вы найдите скорей и возвращайтесь домой вместе с ней.

Братья собрались и спешно ушли. Кто куда. Старший вперед, через поля, а средний пошел лесною тропой. Что с ними случится не знает никто.

Младший Иванушка с батькой сидит, лук со стрелами себе мастерит.

Батюшка смотрит:

- Ну что ж ты Иван, малый совсем. Зачем лук и стрелы? Не отпущу тебя никуда.

- Папенька, что ты, такие дела. Видел я сон, не найдут ее братья. Нужно и мне в путь собираться. Чтобы и матушку нашу найти, и братьям помочь на их пути.

- Как же мне быть? Остаюсь я один.

- Батюшка счастье стоит на пути, но до него нужно добраться. Пойду я, пожалуй, в путь собираться.

- Ладно Иван, благословляю тебя. Хоть тяжело мне...

 

- Батюшка знаю. Вот три стрелы я тебе доверяю. Каждая жизнь дарит свою. Если увидишь, что стрела полетела, значит она нужна мне для дела. Стрелы волшебные, я сам мастерил, добрый волшебник их изменил. Он заговор на них прочитал, чтобы помочь от ужасного зла. Если же стрелы не полетят, значит, опасности нет для меня.

Стрелы оставил Иван и ушел. Пусто в дворце, не хорошо.

Царь батюшка очень-очень страдает и Царицу свою все вспоминает.

Временем тем, в царевом дворце все изменилось. На волоске держится счастье всего государства.

Ужасные слухи ходят по царству: "Старших царевичей похоронили". Люди Царю обо всем доложили.

Смотрит Богдан на стрелы и видит: две почернели, что же с ними?

 

Позвал Царь Волшебника. Старец пришел. Блюдо достал с золотым яйцом.

Что-то над ними он прошептал и Царь увидел, что средний пропал  в болоте, в лесу дремучем сидит он на кочке. Болотник его сторожит, в жизнь не пускает. Велит с ним прожить ни много ни мало, а годиков семь. Скучно Болотнику, тоскливо совсем, а так развлечение: Царевич Неждан попался в болото. Останется там.

Расстроился батюшка Царь Богдан, а где же старший Царевич Долган?

Вот чисто поле, краев не видать, в центре береза, под ней есть бивак. Царевич Долган отдыхает спокойно.

С поля не может он просто уйти, Полевик его в поле блудит. Путает, с края поля уводит и снова, и снова к березе приводит.

- Что же такое? Долган тут пропал. Где же наш младший? Царевич Иван?

Младший идет горной тропою. Солнышко светит над головою, ветер кудри его развивает. Ваня уверенно в гору шагает. Трудно и сложно горы пройти. Иван молодец, у него впереди пещера открылась, а в ней его мать. Спит на хрустальной кровати она. Но удивился Иван, все исчезло, нет ни пещеры, ни места... Где же его мать дорогая? Не уж то не здесь?...

Птицы порхают рядом с Ивановой головой. Песни поют. Вдруг у одной крыло отвалилось, упала она, но не разбилась. Предстала пред ним девица краше, которой на свете нет. В государстве много красивых видел Иван, здесь совершенство. Тоской обуян просит Иван у девицы участья.

Девица та, ему улыбнулась и...

 

Видение в блюде перевернулось. Видит Царь, вовсе не девицу эту, а зло которое ходит по свету.

 

- Воет Царь батюшка, сына зовет, но тот не слышит. Не хорошо. Царь от печали свалился без сил. Волшебник ему эликсир сотворил. И предложил стать медведём, сыну помочь победить это зло.

Батюшка Царь легко согласился. Выпил его, оборотился сильным могучим медведем лесным. Посохом стукнул Старец и вот медведь на подмогу к Ивану идет.

 

Иван от красы девичьей устал, память свою почти потерял. Кто он, зачем и куда идет, не помнит Царевич.

Тут рядом с ним медведь оказался, девицу лапой прижал, ну и ладно. Только девица совсем изменилась, злою колдуньей оборотилась. Бьется под лапой, кричит и хохочет. Погибели лютой Ивановой хочет.

Иван тут очнулся. Где красота? Это ж ужасная баба злоба.

 

- Спасибо медведюшка, спас ты меня. Вспомнил кто я, пойду маму искать.

Ну а медведь разорвал злую бабу, ей по делом. Сам он в награду правою пяткой топнул по камню и возвратился в дворец, ну и ладно. Снова царствует Царь Богдан, ждет сыновей. Где же Иван?

Долган по-прежнему в поле скучает, ну, а Неждан в болоте рыдает.

Иван дальше идет, своею дорогой.  Долго ли коротко Ваня ходил, на берег реки пришел он без сил.

Сидит на камне, о чем-то мечтает, уточка малая к нему подплывает.

И человечьим ему языком новые знанья дает о другом месте, и деле, что должно свершиться. Для этого Ване нужно влюбиться в милую деву, что вскоре найдет. Многое сможет сделать потом.

Дева поможет маму спасти, братьев забрать и домой привести.

 

Дева та за речкой живет. Селенье большое, но это не в счет. В селении разные люди живут. Многие счастье там создают, видимость счастья у многих есть тоже. Кто-то богат, а кто-то похоже... Завистники есть, считают кто лучше может поесть. Много всякого есть там народа.

А девица наша, из славного Рода живет и во всем ему помогает. Многое в жизни она понимает. Пряжу прядет, не простую она. Роду помощница, и как всегда, девица ждет доброго мужа. Абы какой ей тоже не нужен. Очень придирчива она к женихам. Ждет своего. Быть может Иван и есть тот парень, что станет ей мужем.

 

Уточка это Ване сказала, крякнула тихо и уплыла вдаль.

 

Ваня задумался, ну и дела...

Как же я деву эту найду? Ладно, я знаю, на том берегу. Нужно мне речку сейчас перейти. Где же есть мост? Нужно найти.

Вот повертелся Иван наш на месте, и громко позвал:

- Добрый Волшебник, ты же все можешь, помоги мне, укажи где мост тот? Куда мне идти?

 

Ветер завыл, закачались березы. Лист золотой перед Ваней упал, ежик его на иголки надел и побежал, и запыхтел.

Ваня догадлив, за ним побежал. Смотрит вот мост, а ежик пропал.

 

- Спасибо Волшебник, за помощь твою.

Земно поклонился. Иван благодарен.

 

А мост есть, но очень уж слаб он, не  виден, ступить на него мирозданье обидеть.

 

Иван засучил свои рукава и произнес такие слова:

- Добрый Волшебник, прошу, помоги, нужно мне мост здесь починить.

 

- Тут что-то грохнуло и упало.

И много помощников прибежало. Каждый помощник со своим инструментом и Ване дали его документы.

 

Ваня пергамент взял и читает:

"Мост тот через речку твоих ожиданий. Чтобы построить, действовать надо. Плыть по реке ожиданий не надо. Если по ней ты сейчас поплывешь, так всю жизнь добра и прождешь.

Мост этот крепкий будет наградой. Действуй Ваня, решай, помогай, в жизни своей любовь создавай".

 

Долго ли коротко. Время прошло. Ваня мосток построил, прошел.

И оказался в Медном он царстве.

Люди там крепкие. Все в государстве строят, растят, помогают друг другу. Старец там всем руководит. Есть там царевна, красива, мила, но сердце Ивана не задела она. Крепкое царство.

Путь в нем открыт дальше в другое совсем государство. Полюбовался Иван этим ладом и дальше пошел, куда ему надо.

 

Быстро ли медленно Ваня идет, вот и серебро в руки идет. Что же тут видит брат тот Иван. Серебряное царство разбито от ран. Люди здесь бедные, словно калеки, дома все порушены, крыш на них нету. Старец безумный здесь правит народом. Он приказал всем без разбору крыши свои разобрать на дрова, что здесь за жизнь, видит Иван.

 

Нет уж ребята, я вам помогу, негоже без крыш. Сейчас я найду, что же мне сделать?

Тут встретил девицу, красива, любезна, но не влюбился. С ней интересно о жизни в царстве поговорил.

Думу обдумал и к Старцу пришел.

- Здравствуй старик, что ж ты творишь? Зачем приказал лишиться всех крыш?

- Я потерял смысл жизни сейчас, пока не найду, будет здесь так.

 

- Что ж ты, не прав, давай помогу. Церковь построим на этом холму. Будешь ты там служить, по всему смысл появится. Как ты?

 

- Если ты церковь построишь, я буду служить, благодаренье миру творить. Станет тепло в моем государстве, ладно Иван, помоги всему царству.

 

Ваня снова хлопнул в ладоши, гикнул, свистнул и на холме встал храм, подвластный новой судьбе.

Старец теперь благодарствие служит, смысл он обрел, больше не тужит.

Крыши на место поставил Иван. Люд благодарен.

В Царстве порядок и счастье случились, дорога дальше Ивану открылась.

 

Идет по дороге Иван нелегко: в гору, все в гору, идти тяжело. И на горе он увидел стоит Златое царство, путь в нем открыт, нет никого, пустые дома, ветер гуляет. Что за беда?

 

Встретил он Старца, тот говорит жители все в пещеру ушли. В этой пещере, они все живут. На свет божий они не идут. Страшно им видимыми становится. Прячутся все. Им бы проститься со страхом известности. Как им помочь? Старец не знает... Внучка его тоже со всеми ушла, никого в жизнь она свою не пускает. Ждет суженного, поджидает.

Призадумался наш Иван, помочь он не в силах, не знает как.

Тут вдруг Сорока к нему прилетела и протрещала:

 

- В пещере той, есть начало каждому делу и каждой судьбе. Есть там родник, он поможет тебе. Нужно найти его, водою умыться, тогда расправишь крылья как птица. Станешь уверен в себе и тогда новая сложится судьба. Всем кто водою умоется тою, судьба новая откроется вскоре.

- Спасибо Сорока тебе за совет. Пойду я в пещеру, и может на свет удастся мне вывести люд благородный, чтобы наполнить Царство любовью.

 

И вот наш Иван уже в пещере. Ищет родник... Все с ним при деле. Все помогают воду найти.

 

Вдруг засветилось там, у стены. Вот он, родник сейчас проявился.

Иван водой этой умылся.

Вода та, волшебная, цвета святого - от сиреневого до голубого.

Все жители этой водой умывались и в царство Златое они возвращались. Теперь не боятся стать заметными все. Они благородны и в Царстве встречает Старец. Он счастлив внучка пришла. Иван поглядел на нее и пропал. Очень влюбился в девицу ту.  Звать ее Злата, красива она. Старик ухмыляется, вот ведь судьба. Злата парней всех отправляла, замуж идти никак не желала. А тут посмотрела в Ивановы очи, и изменилась.

- Наверное, выдадим Злату мы замуж, Иван ей подходит, – сказал это Старец.

Злата с Иваном краснеют от счастья. Иван Злате своей говорит:

- Нужно идти мне и путь мой открыт. Матушку нужно идти вызволять.

- Что же иди, здесь буду ждать. Вот тебе мой путеводный клубок, чтобы вернуться точнехонько в срок.

Простился Иван с царевною Златой и пошел дальше, ближе к закату, в новое царство пришел.

Люди там славные, все хорошо. В кузнях работают, и создают счастье из бед и проблем всяких разных. Жемчуг растят в своем государстве. И Государство Жемчужным зовется.

 

Ивану учиться здесь остается у мастера старого, чтобы уметь из беды и несчастья урок свой извлечь. Парень пришел и учится здесь. Мастер ему показал все приемы, и парень отправился снова в дорогу.

 

Долго ли, нет ли, пришел он к мосту. Хрустальный стоит, через него за версту видно большое Хрустальное царство. Парень пошел и в хрустальной палате Матушку добрую свою увидал. Спит на кровати она.

 

Жемчужину маме он в руку вложил, ту самую, что сам сотворил. Так хорошо, матушка же от сна пробудилась. Милый Иван, как я здесь очутилась? Помню пришло зло к нам домой, дальше не знаю, все хорошо? Батюшка как? Как братья твои?..

 

- Мам, хорошо, что тебя разбудил. Нужно домой нам скорей возвращаться.

 

Вдруг зазвенел весь хрусталь и распался, нет ни дворца, ни того государства.

 

Пустил Иван клубок путеводный и пошли они этой дорогой. Златин клубок резво бежит, путь расчищает, дорогу творит. Уже прошли они жемчужное царство, свернулось оно и вслед побежало. В Золотое пришли, Злату позвали, вышли они. И Злата сказала: «свернись мое царство, тебя с собою я забираю».  Царство златое свернулось в горошек. Злата взяла его и на нитку надела, ее на запястье. Жемчужное подняла государство, тоже нитку в него протянула Ивану на руку надела.

 

Идут они дальше, клубок путеводный ведет их домой обратной дорогой. Иван, Алана, Злата младая, идут вперед и не страдают. Вот прошли Серебряное царство и Медное тоже прошли государство. Так же на нитке они оказались и на запястье у брата Ивана.

 

Дальше прошли по мосту через речку. И дальше к болоту быстро идут. Скоро Неждана они найдут.

 

Вот и увидели Неждана, сидит он на кочке, боится ступить. Иван предлагает ему возвратиться с ними домой, уйти из болота.

 

Неждан очень трусит.

- Как же Болотник? Вдруг он догонит и снова утащит.

- Да ты хоть попробуй сейчас для начала.

 

Встал тут Неждан и пошел с большой кочки, ну а болото хлюпает очень. Мысли такие Неждану идут: "Вдруг навсегда останусь я тут. Нет не хочу. Мне нужно идти, Матушка ждет".

 

- Иван, помоги.

 

Охнул Иван и пошел до Неждана.

- Что ты боишься? Тут ведь земля же.

И чудеса, чудные бывают. Иван по земле идет, все решает. Неждан же след в след за ним ставит ноги, и хлюпает по колено в болоте.

 

В чем же причина? - Подумал Неждан. - Может я просто себя не узнал. Кто же я просто Царевич и что ж. Что я умею? Чем я хорош? Мысли идут. Узнает он себя, болото все мельче. Вот и земля.

 

- Спасибо, Иван. Матушка милая, как же я рад, снова увидеть живою тебя.

- Что ж дорогой и я рада встрече. Давай на потом оставим все речи. Теперь же давайте мои сыновья Долгану поможем. Думаю я, что Полевик с ним наигрался. Долгану можно домой собираться.

 

- А девица эта, кто же такая?

- Невеста моя, мне дорогая, Злата красавица. Ее я люблю. Дома свадьбу сыграем свою.

 

И вчетвером идут к тому полю, вот и знакомая береза видна. Под нею храпит наш Долган.

 

Вот что, пойду я его позову. Матушка молвит:

 

- Сама я пойду. Клубочек веди.

 

Клубочек бежит, Алана за ним. Вот и береза. Долган все же спит.

 

Матушка громко Долгана позвала. Он подскочил, но ее не узнал он. Видимо морок Полевник навел. Что ж делать Алане? Не хорошо.

И тут прилетела птица смешная. Кукушка она, что в часах проживает. Села на ветку, кукует она. Долган пробуждается от долгого сна. Точнее  морок с Долгана упал. Матушку милую он признал.

 

- Вот что Долган, пойдем же скорей, клубочек веди нас к дороге быстрей.

 

Клубочек бежит куда надо, Долган и Алана идут без огляда.

Есть в их пути сейчас главное дело, не оглянуться. Иначе все снова, они возвратятся к той березе. Все что было, оставили в прошлом. Жили, любили, ошибки свершали все оставили за спинами. Пусть и не быстро, но вышли они.

 

Долган удивился, что Иван и матушку спас, и Злату узнал, еще их с Нежданом с бед вытянул. Что же так везет все ему одному? Зависть точит сердце Долгана. Думает он как все отобрать-то.

Вместе идут они ко дворцу, клубочек ведет их к отцу. Вот и граница их государства, навстречу приехал Царь, ну и ладно.

Встретил Алану и сыновей, Злату приветил, в карете теперь быстро добрались до дома родного. Поели спать улеглись до утра.

Только не спят Долган и Неждан, думают как Ивана убить, чтобы славу его поделить. Очень хотят показаться героями. Сидят обсуждают, что надо сделать.

Но тут Волшебник взялся за дело. Волшебные нити он достал и Злате отдал. Она соткала защитный плащ для Ивана родного, не может случится с ним что-то худое.

А замыслы злые Долгана с Нежданом, им возвратились, так им и надо.

Утро настало, солнышко светит, к свадьбе готовятся в царстве все этом. Пир закатили, свадьбу сыграли. Иван со Златой добрыми стали супругами милыми. Все там прекрасно. Царь Богдан с Царицей в своем государстве правят по чести, добро создавая. Долган с Нежданом себя изменяют.

Долгая сказка эта была, многие в ней свершились дела. Доброе в мир она привнесла.

Я благодарна, всем кто читал, надеюсь читать никто не устал.

03.04.23


Рецензии