Жизнь после смерти

Есть ли жизнь после смерти?
Основные религии однозначно утверждают, что есть. И качество этой жизни напрямую зависит от предварительного поведения личности: хорошие будут поощрены, плохие – наказаны. Так ли это на самом деле?
И да, и нет. То есть, загробная жизнь в каком-то виде существует – по крайней мере, для некоторых. Праведники и святые иногда прямо влияют на состояние дел в нашем мире – настолько редко, правда, что такие проявления принято называть чудесами, а весьма вероятная волна несогласия с данным тезисом может быть обусловлена как раз редкостью этих проявлений. Не будем зацикливаться на впечатлениях людей, переживших клиническую смерть – их опыт может быть объяснён неизученными ещё свойствами психики, проявляющимися в стрессовой ситуации. Но как быть, например, с выбором нового далай-ламы после смерти предыдущего? Напомню, что в этом случае по всему Тибету начинается поиск кандидата, длящийся иногда несколько лет. Мальчик должен подтвердить своё перерождение описанием таких сторон быта прежнего далай-ламы, которые он никак не может знать заранее. Например, дать детальное описание предметов, находившихся в личном пользовании. При этом подлинность информации и невозможность её получения извне подвергается тщательной проверке.
То есть, здесь мы имеем пример перерождения душ. Подобные примеры время от времени всплывают и в иных местах и обстоятельствах, не связанных с буддистским мировоззрением. Да и сам Христос признавал реинкарнацию: Иоанн Креститель, по Его словам, есть никто иной, как пророк Илия: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф, 17, 12-13).
Итак, предположим, что загробная жизнь существует. Тем более, что и явление Христа по воскресении это вроде бы подтверждает (говорю с нотками предположения специально для агностиков). Что же в таком случае ждёт всех нас?
Ну, с грешниками всё понятно: они обречены на вечную муку в кипящем огненном озере. Хотя, как по мне, нет такого греха, который следовало бы карать нескончаемо. Ведь если ставится цель перевоспитания и раскаяния, то должна быть возможность искупления? Через какое-то время? А если цель только в наказании, то о каком милосердии и любви может идти речь? Так что тезис о вечности физических мучений выглядит не вполне достоверно с точки зрения логики.
Если имеются в виду муки совести (а вот они действительно бесконечны по времени, поскольку от себя мы никуда не денемся), то для этого незачем учреждать такое заведение, как ад – совесть вполне справляется со своей задачей и в нашем мире.
Но есть лазейка. Чтобы «деться от себя», необходимо стереть всю предварительную память личности. Возможно, именно это в Библии и называется «второй смертью». И действует с практически стопроцентной надёжностью: кто может похвалиться, что помнит свою предыдущую жизнь? Считанные единицы. Так, статистическая погрешность, не влияющая на общий результат.
Однако в этом случае возникает вопрос: куда девается весь накопленный за предыдущую жизнь опыт? Неужто просто выбрасывается за ненадобностью? И в чём тогда смысл его накопления? Если предположить, что всё это делается с некоей разумной целью, то должно существовать хранилище, где этот опыт аккумулируется. То есть мы приходим к идее двоякого существования: каждая разумная монада умирает как личность (в этом смысле для неё никакой загробной жизни нет), но сохраняется безлично в общей копилке вселенского разума. И в принципе может быть воссоздана впоследствии. Независимо от того, праведной она была или грешной.
Кстати, а чем предлагается заняться в царствии небесном праведникам? Если грешников, образно говоря, выжаривают до тех пор, пока их них не вытопится весь жир греха, то праведникам уготовано совсем иное. То есть наслаждение. Разные религии предлагают присущие им виды наслаждений в специфических ассортиментах. Например, гурии Ислама – для мужчин, соблюдающих заповеди Аллаха. Для женщин предлагается рай с семьюдесятью тысяч ангелов для услужения. И сидеть она будет на горе жемчуга. Христианское понимание рая предполагает постоянное поклонение Богу и получение от этого процесса нескончаемого кайфа…
Всё это, конечно, хорошо, но рассмотрим ситуацию несколько с иной точки зрения. Не означает ли бесконечное повторение однообразного «кайфа» скуку смертную? Ведь в этом смысле поощрение является сущим наказанием! И вот тут мы приходим к пониманию, что именно смерть, исчезновение личности навсегда, является подлинной наградой!


Рецензии
О том, каково грешникам на том свете, Иисус разъяснил притчей. "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда у нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят"Лк.16.19-31.
Вопрос: какую информацию, лежащий в могиле грешник, хотел сообщить своим братьям?
А ещё Иисус добавил: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там плач и скрежет зубов». Мф.8.10-12.
Когда до верующих дойдёт, в чём суть вечной жизни, то они станут экстренно искать своей смерти в суицидах, но не найдут, ибо как можно найти то, чего нет? И будет им по поговорке: ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ!
«В те дни религиозные люди, оказавшись в духовном тупике, от шока, исступления, депрессии и безысходности, будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них». Откр.9.6. «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» Откр.6.16-17.

Леонид77   04.04.2023 19:35     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик и высказанное мнение. Однако кроме библейского воззрения существует ряд иных точек зрения. Как быть с ними?

Федорович Дмитрий   07.05.2023 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.