Сериал Ветреный - бешеные герои

                Сериал «Ветреный» - бешеные герои

Понятно, что название турецкого сериала «Ветреный» - это перевод на русский язык, который можно считать приблизительным или неудачным. В интернете есть версия, что так перевели слово, обозначающее человека, который не держит слово и не исполняет свои обещания. Русские же представляют себе образ некого легкомысленного человека, который идет по жизни, играясь, шутя.  И ни к чему не относится серьезно. Разберемся, есть ли в «Ветреном» хоть один такой персонаж.

Первое, что бросается в глаза, стоит только включить любую серию с любого места – нравоучительный пафос, вытаращенные глаза, серьезнейшие заявления или угрозы с оружием в руках. Персонажи или рыдают или дико кричат, что куда больше соответствует понятию «бешеный». Особенно это относится к главному персонажу, Мирану Асламбею.

Ярко выраженный холерик, он все время вопит, лезет драться и угрожает всем подряд. Даже когда его угрозы перемежаются лирическими излияниями (признаниями в любви Рейян), чувствуется, что герой напряжен и в любой миг может сорваться на крик или визг.

Потеряв в пятилетнем возрасте родителей, он поклялся своей бабушке отомстить за их насильственную смерть семье Шадолгу. И по законам жанра вырос такой герой с идеей-фикс, которая вытеснила в его сознании все остальное. Он просто бредит местью и не в состоянии думать ни о чем другом.

Считая убийцей Хазара Шадоглу, Миран воплощает в жизнь план, который кажется ему очень хитроумным.  Обмануть дочь Хазара, Рейян, сыграть фальшивую свадьбу и бросить ее после первой брачной ночи, опозорив на весь белый свет. Но, естественно, он просто не может не влюбиться в нее, иного ему не простили бы поклонники индийского кино или вообще подобного жанра.

«Любовь, рожденная из мести», - так называют отношения Мирана и Рейян создатели сериала. Надо отдать должное сценаристам, эту сюжетную линию они проработали во всех деталях. У пары добротные диалоги, множество разнообразных сцен… в то время как всем остальным парам этого сериала играть практически нечего, их сюжетные линии комкают, сокращают в угоду главной линии.

Для такого длинного сериала это огромный минус – пары должны быть на все вкусы: одна серьезная, одна комедийная, разновозрастные отношения, любовь с разницей в возрасте и тому подобное. Здесь же уничтожили все, что можно. И просто жаль актеров, которые просидели весь сериал, повторяя одно и то же и комментируя только Мирана с Рейян, лишившись своей собственной изюминки и неповторимой актерской краски.

Для того, чтобы показать, что Турция страна религиозная и пуританская (один персонаж сказал: «Это тебе не Америка, это Турция!»), отношения между Мираном и Рейян большую часть сериала платонические, они даже не целуются. Спать укладываются в одежде, иной раз даже в пальто и сапогах – прикрылись одеялом, задремали… и проснулись следующим утром. Поскольку Рейян после первой брачной ночи испытала шок брошенной невесты, Миран, желая добиться ее прощения, готов ждать, когда она вновь согласится на близкие отношения. И проявляет чудеса терпения, ограничиваясь поцелуями в лоб и в щеку на протяжении большей части 256-серийного сериала. Но спят в одежде не только они – это у всех пар сериала.

Бесноватый психопат Миран (актер Акын Акынезю) является мечтой большинства молодых героинь сериала, других мужчин они в упор не видят. Так же, как Рейян, - мечта героев. Поэтому никакие другие пары здесь в сценарии не получаются, а если и удается склеить их отношения ближе к самому концу сериала, их просто выводят из сюжета, отправляя куда-то (как с Азатом и Гюйнюль).  То есть, этим актерам тоже толком поиграть ничего не дали. Тогда, как у Рейян с Мираном, было все – крупные планы, выигрышная музыка, огромное количество сцен с выписанной детально драматургией.

Два образа здесь на редкость удачны – Рейан и Хазара Шадоглу. Во многом это заслуга актрисы – Эбру Шахин. Она сыграла мягкую милую девушку, которая своей беспредельной добротой и всепрощением меняет ожесточившегося на весь мир Мирана. Другая актриса не сделала бы этот образ таким обаятельным – в сценарии много романтических штампов, которые у Эбру получились милыми и искренними, тогда как в другом исполнении это могло показаться банальным. И рейтинг сериала – это, конечно, заслуга Эбру, которая прекрасно играет крупные планы, умеет держать паузу, обладает красивой мимикой.

Хазар Шадолгу, приемный отец Рейян, удачен и в сценарии, и в актерском исполнении. Он – полная противоположность большинству мужских персонажей сериала. Спокойный бесконфликтный дипломатичный тонкий гибкий мягкий, Хазар улаживает конфликты, мирит ссорящихся, является сердцем своей семьи.

Цветущего крепкого актера Серхата Тутумлуера здесь загримировали под старика. Он с трудом ходит, время от времени хватаясь за сердце, видимо, чтобы подчеркнуть, что у Хазара слабое здоровье. Ему удалось сыграть такой образ – я поверила, что Хазару за шестьдесят лет. А Серхат Тутумлуер с 1972 года рождения и на других фотографиях совершенно иной. У него веселые, даже озорные глаза, улыбка – все, чего недоставало серьезному и печальному Хазару, прожившему несчастливую жизнь в разлуке с любимой женщиной.

Но сценаристам и здесь не удалось выдержать удачно найденный характер персонажа, они и его заставили бегать с пистолетом и угрожать врагам семьи, уподобляя его Мирану. Если для Мирана это естественно, то характер Хазара иной. И реакции у него должны быть совершенно другие.

Главным носителем зла в сериале вплоть до финальной стадии является Азизе Асламбей, бабушка Мирана. Биография ее делится на два этапа – под именем Айше, когда молодая женщина обгорела при пожаре, потеряла своего ребенка и оказалась брошенной семьей Шадоглу. И под именем Азизе Асламбей, когда она вышла замуж за наследника клана Асламбеев и родила ему трех сыновей. Айше была доброй, доверчивой, любящей. Азизе стала мстительницей, которая хочет уничтожить семью Шадолгу, и вырастила из Мирана мстителя. Поскольку Айше сделала пластическую операцию, никто ее не узнает, и секрет Азизе откроется только ближе к концу сериала.

Она вырастила трех сыновей и потеряла их. Но если злоключениям Айше все сочувствовали, то этому ее горю сопереживать труднее. Они пошли в отца и были жестокими, беспринципными мучителями своих жен  (Дильшах и Султан), которых они избивали и истязали. Получается, Азизе весь сериал оплакивала откровенных выродков. И мстила из-за них хорошим людям, готовая их разорвать на куски, чтобы утолить свою жажду возмездия. Поэтому у меня не получалось ей сочувствовать. Она, исполняя все капризы и прихоти сыновей, вырастила из них людей, нарывающихся на неприятности и портящих жизнь окружающим. Но своей вины за это не чувствует, во всем виня семью Шадолгу.

Актриса Айда Аксель тоже моложе, чем ее героиня, и загримирована под старуху. Сыграла она хорошо – не пережимала, не перебарщивала, ей не надо было таращить глаза и гримасничать, чтобы показать, что она сильная личность.

Когда появляется другая злодейка, Фюсун, становится непонятно, какая у нее мотивация. Если у Азизе была какая-то логика (как мне кажется, надуманная), то у Фюсун просто – ненависть к Азизе. Она хочет уничтожить весь ее род.

Ну раз Азизе раскаялась, и ее решили в конце превратить в патриархальную бабушку, то надо было сделать из Фюсун монстра, потому что кто-то ведь должен быть плохим, кому-то надо все время угрожать расправой. А без этого «Ветреный» - не сериал.

Насуха, главу семейства Шадолгу, который вначале пытался убить Рейян и вообще ее ненавидел, тоже вдруг сделали добрым дедушкой, простив ему абсолютно все. И объединили с Азизе против плохой Фюсун.

Создалось впечатление, что в Турции убить может каждый – при желании, и ему ничего за это не будет. Время от времени персонажи упоминают полицию, несколько раз показали полицейский участок. Но такой впечатление, что они работают спустя рукава или вообще игнорируют свои обязанности. Члены семей Шадолгу и Асламбеев постоянно строят планы убить то одного, то другого, целятся друг в друга, угрожают. То ножом, то пистолетом. Время от времени раня друг друга. Даже ангелоподобная Рейян в начале фильма стреляла в Мирана.

Вообще бесконечные перестрелки утомляют – такое впечатление, что это боевик, а не мелодрама или драма. В рекламе – одни пистолеты.

С такой же частотой, как перестрелки, в фильме появляются пожары – кто-то периодически поджигает дома. Видимо, чтобы усилить драматический эффект.

А могилы? Их запросто можно закопать пустыми. Потом выясняется, что люди, которых считали покойниками, живы, - Дильшах и Аслан Асламбей.

Полфильма Хазар и Миран прорыдали на могиле Дильшах, а она, как выяснилось, жива и прячется. Вот за эту якобы убитую маму Миран и мстил. А ей в свою очередь сказали, что ее маленький сын погиб. И тоже предъявили очередную пустую могилу. Это уже перебор за гранью добра и зла.

Вообще, кроме членов двух враждующих семейств, Турция пуста. На улицах – никого днем и ночью. (Не считая наемников, которые бегают с пистолетами за тем или иным героем.) В деревне живут только персонажи сериала, а их несколько. Никаких других жителей деревни не показывают. Конечно, массовые сцены бывают, когда на улице показывают толпу незнакомцев, но крайне редко. Создается впечатление, что вся Турция населена только Асламбеями и Шадолгу. В полиции или в больнице тоже, кроме них, никого. Когда Рейян садится в поезд, она там тоже – одна. Может быть, это потому, что фильм во многом сделан как телеспектакль, но все равно это напрягает.

И при такой «заселенности» в этом месте не удивляет сцена, когда Махфуз останавливает машину Хазара и говорит ему, что читал письмо его бывшей невесты Дильшах, и Миран его сын. Может себе представить, как незнакомый человек подходит к вам и, даже не представившись, заявляет, что читает ваши личные письма, и знает, кто от кого забеременел. Однако Хазар ничуть не удивляется странному поведению незнакомца, в этом сериале вообще все с первой же секунды готовы кому угодно выболтать все что угодно. Остается только недоумевать, как там вообще хранятся секреты. Если одно из тайных писем Дильшах жена Хазара прячет, засунув в куклу своей дочери, где его кто угодно может найти. А угрожают убийством друг другу громогласно – так, что должны все соседи услышать, и вся улица оторопеть. Но если у семей Шадлоглу и Асламбеев нет никаких соседей, и они одни во Вселенной, тогда их поведение становится понятным.

Из актерских работ мне понравились исполнители роли Джихана (Сердар Озер) и Харуна (Ахмет Кайякесен).

Джихан Шадоглу получился очень живым, вызывающим эмоциональный отклик. Он убедительно сыграл сцены, где его герой должен вызывать возмущение, - когда злился и угрожал персонажам, даже преследовал потенциальную жертву, разумеется, с пистолетом в руках, крича на всю улицу, – все в традициях этого «бешеного» сериала. Но также убедительно он и сыграл сцены раскаяния и проявления доброты – к своему брату Хазару, с которым их связывали трогательные воспоминания о детстве. Неудивительно, что зрители восприняли этого героя неоднозначно, поделившись на тех, кто был за него и против,  – актер сумел добиться того, чтобы к Джихану  смягчились, поверив в искреннее раскаяние. Только с актером, сыгравшим роль его сына Азата, они смотрелись неубедительно, казалось, у них небольшая разница в возрасте, и они не тянут на отца и сына.

Харун – единственный в сериале, кто может хотя бы отдаленно претендовать на звание «ветреный». Очень живой, с тонким юмором, он подделывался под разных героев, стараясь им польстить и вызвать к себе доверие. Смотреть на то, как он ловко обманывал всех, не любя никого, было удовольствием. Никакого традиционного для этого сериала бешенства, никакого пафоса, а издевка над всем происходящим. Так осталось и не ясным, что  все-таки двигало Харуном, вносившим приятное легкое разнообразие в мрачную тяжелую атмосферу сериала. Этого персонажа решили отправить на тот свет, не раскрыв и не объяснив. А у зрителей осталось недоумение и сожаление, что такую удачную перспективную линию просто прервали.

Но объяснение названию сериала может быть достаточно простым – Миран  в первых сериях сыграл фальшивую свадьбу с Рейян, обманув ее и не сдержав свои обещания. Но это не по причине «ветрености», а потому что он наоборот был крайне зануден и воспринимал ухаживание за дочерью врага как первый шаг на пути к мести. Вторым шагом должно было стать убийство Хазара Шадолгу, к которому он тоже долго и громогласно готовился, сообщая всем подряд о своих намерениях. И ничуть не боясь полиции и тюрьмы. Этого в сериале никто не боится.

Персонажи за исключением веселого Харуна – мрачные однолюбы, зацикленные на предмете своей великой страсти. Поскольку никто из них регулярно не работает (интересуясь делами фирмы раз в несколько десятков серий), что им еще остается, кроме мести друг другу? Экранное время заполнено слезными воспоминаниями о былой любви и клятвами отомстить всем врагам. Чтобы разнообразить свое поведение, надо быть действительно ветреным, а такие герои только украсили бы сериал.


Рецензии
Согласен с Вами.
Турецкие сериалы специфичные.

Григорий Аванесов   04.09.2023 20:10     Заявить о нарушении
Да, точно.

Наталия Май   05.09.2023 07:28   Заявить о нарушении