Главные направления современной философии

(предисловие)
Представляем нашим читателям статью доктора философских наук Владимира Николаевича ЛАВРИНЕНКО, посвящённую освещению концепций, которые разрабатывает и развивают современные философы в Западной Европе. Статья не освящает те философские концепты, которые издревле лежали и сегодня лежат в основе познания истины в странах южной и юго-восточной Азии, а также развития политики властными структурами стран этих регионов. Статья не затрагивает концептуальные вопросы философии, которые рассматривают современные российские учёные. Об этом в других публикациях…
Прежде чем представить обзорную статью д.ф.н. В.Н. Лавриненко (https://cloud.mail.ru/public/GCNc/XbzyjSBax ) несколько слов о проблематике освещаемой темы.

Спросил Пилат у Бога-человека:
Что Истина? – для нас, людей…
И отвернувшись, не узнав ответа,
Ушёл в историю поверженных теней…

Оставил нам евангелист мудрейший –
Решать задачку давнюю земли,
Которую решал и человек древнейший,
И что поныне так решить и не смогли.

Что Истина? В чём суть таинственного слова?
Что есть Она сама? – нетленная во всём!
Сознание влечёт Собою снова, снова…
Искать Великий смысл во всём кругом.

Здесь принцип этики ответ нам правит верный:
Где прерванная связь уравновешенных сторон –
Ответ здесь может быть лишь только мерный…
Бессилен перед ним и - сам Харон.

Вся переменность – математикой зовётся.
Она в основе мерного всего…
Материя в системы стройно не сольётся,
Без геометрии и алгебры Его.

Вселенский разум – Истина от Бога!
По математике творится сущее добро!
Здесь два плюс два – не просто слово,
Четыре – в Истину окно.

Вы спросите: А почему - четыре?
Не Троица? – суть Истины всего.
Ответ мой прост: Без человека в мире,
Не может быть творимо вечное добро!

Основной вопрос философии – ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
Ответ на него человечество ищет многие тысячелетия и в разные века находит соответствующие своему времени ответы на него, чтобы применить их в деле формирования своего гармоничного бытия, как в сообществе людей, так и в окружающем эти сообщества материальном мире. Естественно, понятие, смысл и содержание, а также форма этого фундаментального для человеческого сознания определения всего объективного сущего вокруг людей, для них самих, в каждом из них были неравнозначными, формально не идентичными и действенно различными.
Инструментарием для определения Истины в конечном итоге современная философия определила математику, поскольку практика жизнедеятельности и опыт людей в материальном мире показали её функциональную пригодность для этого. В самом деле математика оперирует количественными категориями, а также принципами, по своей сути не описываемые формальными определениями, и лежит в основе науки.
Сами конкретные формальные определения всегда нестабильны, ибо имеют материальное выражение сущего, описываемые пространственной и временной мерностью, соответственно: тригонометрическими – триадными выражениями, или шестимерными – временными. Количественность определяется десятимерной математической системой измерения. А вот система функциональных измерений современных электронно-вычислительных машин – двоична (О. 1). Система измерения музыкальных гармоний определяется семимерной гаммой, состоящей в сумме из шести целых тонов.
Названные математические системы измерений различных сущностей невозможны для применения без указания ПРИНЦИПОВ, которые позволяют нашему сознанию ими оперировать. Существует четыре фундаментальных принципа, формально не имеющих своего собственного выражения, как и числа в математике, которые могут выражаться формально в любом виде. Мы знаем числа: арабские, римские, корейские и т.д., - но выражающие один принцип – ту или иную количественность. Безусловное взаимодействие этих количественных выражений, количественное равенство или неравенство результатов таких взаимодействий.
Назову эти четыре фундаментальные принципа, которые непосредственно и абсолютно нераздельно определяют экзистенцию всего сущего, как материального, так и социального, равно как и духовного (добро-зло), и трансцендентного (идейного):
1. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА – всё взаимосвязано и ничего нет во вне;
2. ПРИНЦИП РАВЕНСТВА – всё уравновешено и стремится к равенству;
3. ПИНЦИП МНОЖЕСТВА – всё дискретно, имеет определённое выражение;
0. ПРИНЦИП ПОТЕНЦИИ – всё имеет возможность меняться.

Принципы могут быть оформлены различным способом, т.е. не имеют конкретного выражения в том или ином конкретном виде, но каждый из принципов обладает конкретной функционирующей сутью. Это позволяет сознанию, использовать их, оперирую ими в различных областях осмысленной людской деятельности: материальной, социальной, духовной и трансцендентной – идейной. Получаемые результаты нисколько не умоляют действенное значение принципов конкретных математических действий. Поэтому принципы действуют, определяя материальный и не материальный – смысловой мир во всевозможных формах его реального проявления. Например, принцип равенства – в социальном выражении идентичен принципу справедливость, принцип потенции – свободы, принцип множества – идейности, принцип единства –взаимозависимости. Аналогично и в других областях жизнедеятельности человека и его сообществ, которые не могут жить вне определения их по данным принципам.
Самым важным на данный момент времени оказалось определение математических сущностей на принципах их действенности не только в материальной среде, но – социальной, а также духовной и трансцендентной. И это стало возможным благодаря определению принципов Качественной математики (КМ), позволившей совместить найденные сознанием абсолютные законы материального мира, описываемые алгебраическими формулами, с теми закономерностями, которые формируют социальное бытие людей и взаимоотношение человеческой личности с объективными закономерностями всестороннего его бытия. Математический ключ указан в моей работе ТРИАЛЕКТИКА – новая философская система (https://cloud.mail.ru/public/DZsb/ctG1PDG3H)

Теперь можно характеризовать общее состояние Западной философии, которое освещает ниже данная публикация. Прежде всего необходимо сразу подчеркнуть важнейший принцип рассуждений тамошних философов – человек есть, прежде всего природное живое существо, с его врождёнными инстинктами и приобретёнными эмпирически – опытным путём рефлексами, от взаимодействия с природой и другими людьми и сообществами. На основе этих инстинктов и рефлексов формируется как индивидуальное, так и социальное бытие людей. Отсюда раздел всех современные философских направлений исследования западных философов на: идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм (научность) и антисциентизм (антинацчность), со всеми вытекающими отсюда фатальными последствиями для научного осмысления происходящих вокруг тектонических процессов преобразования мира в эпоху мировой информационной революции.
Основная ошибка заключается в том, что в силу своего традиционного менталитета, основанного на семантике прежде всего доминирующего на западе английского языка, крайне недостаточного для того, чтобы передавать всю смысловую гамму научных определений происходящего. Реальная картина мира упрощается до безобразия. «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости» - сказал английский монах францисканец - философ Уильям Оккама в XIV веке. И ошибся!
Основная ошибка западных философов заключается в том, что они практически исключили из области своих исследований философских смыслов человеческого бытия аспект приобретаемых человеком посредствам фиксированных во времени в папирусах, росписях на камне и книгах обретённых наукой знаний, передаваемых всё новым и новым поколениям мыслящих людей. Это не эмпирическое знание, и тем более не врождённое знание, но абстрактное, духовное знание, обретаемое каждым человеческим существом после своего рождения, в процессе формирования человеческой личности в семье, обществе и школе, а также в результате более углублённой профессиональной науки в высших учебных заведениях и научной деятельности. Каждый человек абстрактно оценивает свои действия как в реальном мире бытия, так и духовном, определяя: что есть добро, а что – зло – моральная оценка (принцип 3); что можно делать, а что нельзя – этическая оценка (принцип 2); что красиво, а что безобразно – эстетическая оценка (принцип 1); быть или не быть – эсхатологическая оценка (принцип 0).
Данные аспекты сознания человеком реалий вокруг него, только экзистенциалисты как-то и весьма абстрактно включают в сферу своих умозаключений. Постмодернисты вообще оперируют во вненаучной сфере - мистицизмом, или на уровне эстетического эпатажа, считая, что никаких принципиальных гармонических (читай - математических) эстетических норм не существует и поэтому декаданс и смерть всего, суть смысл бытия людей. (Как будто они не пользуются достижениями науки, привнесёнными в их жизнь учёными предками).

Пытаясь как-то разобраться в социальных процессах, которые проходили в истории, постоянно проходят и будут проходить, западная философия дала великих мыслителей материалистов XIX - начала XX веков. На основании их научных разработок, прежде всего К. Маркса и Ф. Энгельса, было образовано социалистическое государство социальной справедливости – СССР. Советский Союз разгромил фашизм в Европе в 1945 году, который был основан на фальшивой политической идее расового индивидуализма нации, превосходящей всех по «качеству крови». Как будто данная нация формировалась в отрыве от научного опыта и достижений других этносов?!
В 60-е и 70-е годы минувшего столетия реанимировать западную социальную философию пробовали структуралисты, но ничего путного создать не сумели и всё опять скатилось к верховенству социальной идеи, в основе которой стоял человек – потребитель.

Нынешние тенденции западных философов опят вернулись к обоснованию концепции геополитики, представленной немецким географом Фридрихом Ратцелем в конце XIX века, и разработанной на основе популярной тогда теории многих отдельно существующих цивилизаций. Сегодня, когда на Земле сформировалась фактически одна научно-техническая цивилизация, геополитики – глобалисты стремятся философски обосновать неизбежность торжества внешней политики Соединённых Штатов Америки, основанной на материальной мощи доллара (как они утверждают), а по существу меркантильной, спекулятивной сегодняшней системе формирования этой политики. При этом из научного контекста этими философами исключается тот факт, что существуют многочисленные местные культуры – нравственные системы которых основаны на тех или иных религиозных воззрениях, тех или иных народов и людских сообществ. РЕЛИГИИ НИКОГДА НЕ УНИФИЦИРУЮТСЯ В СВОЕЙ СУТИ!
Такой антинаучный подход ведёт западных философов к опасной ошибке, поскольку с одной стороны их рассуждения и научны метод ущербны в принципе, а потому они не знают, как совместить научно обоснованно абстрактное и материальное. Во-вторых, классовый интерес власть предержащих распорядителей потоками долларовых купюр (инструмента их политики – искусство распределения), подпитывает названные рассуждения нынешних «нужных философов» от геополитики. Это чревато тяжёлыми последствиями для всестороннего гармоничного бытия социумов в реальном мире.
Вот, пожалуй, те некоторые тезисы, которые надо было изложить перед ниже представленной публикацией.
 Валерий Иванов. 4 апреля 2023 г., Вильнюс


Рецензии