Кто ты, Синицын Иван?

Одноактная пьеса

Действующие лица:

Редактор
Посетитель
Корреспондент газеты Игорь Зайцев

Сцена первая (она же единственная)

Кабинет Редактора. На сцене стол со стулом, на столе компьютерный монитор, разбросаны бумаги, лежат карандаши, авторучки. Недалеко от стола закрытая дверь.
Стук в дверь.

РЕДАКТОР.   Да-да, заходите.

Дверь открывается, заходит мужчина с папкой в руках.
 
РЕДАКТОР.   День добрый. Вы по какому вопросу, молодой человек?

ПОСЕТИТЕЛЬ. Здравствуйте. Меня зовут Александр Блок. Хочу у вас работать. Писать статьи.

РЕДАКТОР.   (Делает несколько шагов по комнате). Вот как? Я не ослышался? Александр Блок?

ПОСЕТИТЕЛЬ. Так точно.

РЕДАКТОР.   Вот не поверите, первый раз вижу Александра Блока вживую. Представляете, стоит передо мною великий русский поэт и говорит, что он хочет писать статьи. Отчего же не стихи? Насколько я знаю, это у Блока лучше получается.

ПОСЕТИТЕЛЬ. Я понимаю ваш сарказм, но я всего лишь тёзка поэта.

РЕДАКТОР.  Это хорошо, что вы не слишком далеки от юмора. Юмор в нашей профессии жизненно необходим. Разрешите тогда и мне представиться. Аркадий Романович Белов. Работаю здесь главным редактором. Возвращаясь к началу нашего с вами диалога.  Видите ли, голубчик, писать хотят все, не все могут. Вот, положа руку на сердце, ответьте, вы можете?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Что именно?

РЕДАКТОР.  Писать, милейший, писать. Вы же этого хотели?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Думаю, что могу.

РЕДАКТОР.  Вы тут, пожалуйста, определитесь, думаете или можете?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Вы вот так прямо с ходу, как будто уже и отказываете мне.

РЕДАКТОР.  В чём?
 
ПОСЕТИТЕЛЬ.  В работе.

РЕДАКТОР.  Ни в коей мере. Кстати, вы, наверное, знаете, как называется наше издание? Ну, поскольку пришли именно сюда?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да. «Страж правопорядка».

РЕДАКТОР.  Точно так. Я ведь тоже, дорогой мой человек, пишу, знаете ли. Не так часто как хотелось бы, но, бывает. Поэтому мне нужно  понимать, с кем в будущем придётся иметь дело. Уровень ваш хочу увидеть. Ведь у нас не какое-то издание на потребу толпе, а газета правоохранительных органов. Здесь очень много, скорее всего, ещё не доступного для вашего сознания.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  (С уверенностью в голосе). Так это не проблема. Я подготовился.

РЕДАКТОР.  Вот как? Простите за нелепый вопрос: вы меня сейчас хотите чем-то удивить?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да, я подготовил материал для газеты. И думаю, что он будет для вас интересен. Причём, на сто процентов уверен, что печатать его можно сразу.

РЕДАКТОР.  Поразительная дерзость. То есть, можно печатать, даже не показав рукопись редактору?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Аркадий Романович, я имел в виду, конечно, после вашего одобрения.

РЕДАКТОР.  Значит, в моём одобрении вы не сомневаетесь?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Ничуть.

РЕДАКТОР.  М-да. Скорее всего, повторюсь, но… Поразительная дерзость. Ну что ж, дерзайте, удивляйте.

Стук в дверь. Дверь приоткрывается. На пороге корреспондент газеты Игорь Зайцев.

ЗАЙЦЕВ. (Робко). Аркадий Романович, разрешите?

РЕДАКТОР.  Что вам, Зайцев?

ЗАЙЦЕВ. Видите ли, я хотел бы уточнить один нюанс.

РЕДАКТОР.  Это срочно?

ЗАЙЦЕВ. Ну, да. Я понял. Вам сейчас недосуг, у вас люди…

РЕДАКТОР.  Вы всё верно понимаете.

ЗАЙЦЕВ. Хорошо. Тогда я позже зайду?

РЕДАКТОР.  Да, зайдите позже, Зайцев.

Дверь закрывается.

РЕДАКТОР.   Это наш корреспондент Игорь Зайцев. (Задумывается, разговаривает сам с собой). Кстати, один момент. Ну, сами посудите, что такое подпись под статьёй — Игорь Зайцев? Другое дело — Александр Блок…

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Тут я целиком и полностью разделяю…

РЕДАКТОР.  О чём вы?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  По поводу подписи.

РЕДАКТОР.  Сейчас не о том. Я  могу продолжать удивляться?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да, я написал очерк о сотруднике полиции и его коллегах.

РЕДАКТОР.  Отрадно. Позволите взглянуть?

(Редактор берет из рук посетителя папку с листами бумаги.  Начинает читать, бормочет что-то под нос, потом останавливается, тычет пальцем в текст).
 
РЕДАКТОР.  Просто поразительно. «Система органов внутренних дел большая и слаженная команда. В ней нет лишних систем и звеньев». Александр, действительно, откуда взяться лишним системам  в системе органов внутренних дел? Но вы на этом не останавливаетесь, и следующее предложение  начинается опять с этой фразы: «Система органов внутренних дел направлена на обеспечение общественного порядка, сотрудники системы занимаются выявлением и пресечением административных правонарушений, осуществляют борьбу с преступностью в общественных местах».

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Вы хотите с этим утверждением поспорить?

РЕДАКТОР.  Я не хочу поспорить, я хочу понять, зачем автор, в данном случае вы, рассказывает полицейским о том, чем они занимаются? Они и так это знают.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Чтобы помнили…

РЕДАКТОР.  Да, легче не стало. Скажите, вы жертва системы?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  С чего вы взяли?

РЕДАКТОР.  У вас слово «система» в двух предложениях повторено четыре раза!

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да, я действительно делал основной упор на эту фразу.
 
РЕДАКТОР.  Зачем? Это я повторяю вопрос.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Чтобы…

РЕДАКТОР.  … помнили. Я понял. Этот ваш герой, как там его…

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Капитан полиции Иван Синицын.

РЕДАКТОР.  Да вижу. «Мы долго связывались и переносили нашу встречу» — пишете вы, — «сотрудник был занят службой. Трое суток человек отдавал себя делу, которому посвятил свою жизнь».  Вот здесь я с вами согласен, Александр. «Сотрудник был занят службой». А чем ещё может быть занят сотрудник на службе? Естественно службой! Вы уж простите за тавтологию. Он не поседел?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Кто?

РЕДАКТОР.  Капитан полиции Иван Синицын.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Не совсем понял.

РЕДАКТОР.  Как же?  «Трое суток человек отдавал себя делу, которому посвятил свою жизнь». Читаю дальше. «Некоторая усталость чувствовалась в его взгляде и движениях, но сотрудник не роптал и стойко переносил выпавшие на него тяготы.  Да нередко служба забирает и свободное время, приходится оставаться внеурочно, но его деятельность способствует тому, что сон и спокойствие граждан не будет потревожен, а самое главное правопорядок будет обеспечен».  В точку!  (Выдыхает).

ПОСЕТИТЕЛЬ. (Поднимает руку с вытянутым указательным пальцем). Вот видите, вам уже нравится. Вы ещё о его коллегах не читали.

РЕДАКТОР.  О чьих коллегах?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Капитана полиции Ивана Синицына.

РЕДАКТОР.  А что, стОит?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Всенепременно.

Стук в дверь. Дверь приоткрывается. На пороге опять Игорь Зайцев.

ЗАЙЦЕВ. Вы ещё не освободились, Аркадий Романович?

РЕДАКТОР.  Что вам, Зайцев?

ЗАЙЦЕВ.  Я хотел бы уточнить один нюанс.

РЕДАКТОР.  Не сейчас. Мы ещё о коллегах не читали.

ЗАЙЦЕВ. Простите, о каких коллегах?

РЕДАКТОР и ПОСЕТИТЕЛЬ (хором,  громко).  Капитана полиции Ивана Синицына!!!

ЗАЙЦЕВ.  Понял, не вовремя.

РЕДАКТОР.  Не вовремя. Выйдите, Зайцев!

Зайцев исчезает за дверью.

РЕДАКТОР.  Итак, продолжим.

Редактор молча вчитывается в текст. Глаза расширяются.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Если можно, вслух, пожалуйста.

РЕДАКТОР.  Да тут уже детективом попахивает…

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Серьёзно? Я такую задачу перед собой не ставил.

РЕДАКТОР.  Однако у вас получилось. С вашего позволения продолжу?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да-да. Мне самому интересно…

РЕДАКТОР.  «Мы конечно не можем вам раскрыть все аспекты службы Ивана Синицына, так как то, что он делает со своими коллегами, является служебной тайной и разглашению не подлежит».

ПОСЕТИТЕЛЬ.  И?

РЕДАКТОР.  Бедные коллеги. Что же он с ними такое вытворяет, что об этом ни в коем случае нельзя никому рассказывать?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  А вы не поняли?

РЕДАКТОР. Честно говоря, нет.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Это служебная тайна.

РЕДАКТОР.  Ах, в этом смысле? (Чешет голову).

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Ну, конечно. Но это ещё не всё.

РЕДАКТОР.  Не всё?! Попробую догадаться. Что-то ещё связано с коллегами капитана полиции Ивана Синицына?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  В корень зрите.

РЕДАКТОР.  Что ж, почитаем ещё.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да, вот отсюда можно (показывает пальцем на середину листа).

РЕДАКТОР.  «Отдел, где трудится Иван достаточно интересный, сюда пришли люди с разными интересами. Так Диана Успенская оставила подиум и модельный бизнес, и решила посвятить себя правоохранительной деятельности. Прошла путь от рядового сотрудника патрульно-постовой службы полиции до старшего инспектора отдела, майора полиции». Забавно, Александр. Это всё?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Что вы. Там ещё есть.

РЕДАКТОР.  Вот как? Хорошо, давайте дальше. «… ведущий аналитик отдела Анжела Плетицкая устроилась в отдел УВД в апреле 2019 года, а до этого работала дизайнером мебели, но, что-то подсказало ей, что надо попробовать себя в органах внутренних дел». Просто виртуозно, Александр. Вы знаете я даже представляю, как выглядела ситуация с этой Анжелой. Ну, вы меня как писатель писателя поймёте, надеюсь?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Разумеется, Аркадий Романович.

РЕДАКТОР.  Сидит, значит, эта Анжела, смотрит на монитор компьютера. Она там как раз ваяла новый проект шкафа-купе. Сидит так, тупо смотрит и вдруг её осеняет: «Действительно, а чего там? Какая к чёрту мебель? Пойду-ка я попробую себя в органах внутренних дел».
Если не ошибаюсь, именно так звучала фраза в вашем, простите за выражение, литературном труде? «Попробовать себя в органах внутренних дел»?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Похоже, что так.

РЕДАКТОР.  Да не похоже, а именно так. Продолжаем разговор. Ну, значит, говорит она себе: «Пойду-ка я попробую себя в органах внутренних дел».

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Вы повторяетесь.

РЕДАКТОР.  А это, любезный, чтобы помнили. Если не ошибаюсь, тоже ваша фраза?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Возможно…

РЕДАКТОР.  Я продолжу, с вашего позволения.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Чего уж.

РЕДАКТОР.  Покорно благодарю. Так вот. (Пауза). Дизайнер мебели Анжела
Плетицкая. Простите, я ещё раз напомню, что она решила попробовать себя в органах внутренних дел. Вопрос: почему?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Да, почему?

РЕДАКТОР. Вы меня спрашиваете?

ПОСЕТИТЕЛЬ. Мне показалось, что вы задали вопрос.

РЕДАКТОР.  Пожалуй. Так вот. Мечта её поманила. Да потому, что вспомнила вдруг — один из бывших министров Обороны тоже ведь в мебельном бизнесе начинал.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Вы думаете, что это как-то связано?

РЕДАКТОР.  Вы что, Блок, издеваетесь??? Я уже перестаю чему-либо удивляться. А отдел там действительно интересный. Значит, Диана оставила подиум и модельный бизнес, Анжела бросила заниматься дизайном мебели. Не сочтите за пошлость, но после прочтения данного опуса у читателя вообще не останется сомнений, чтО именно этот капитан полиции Иван Синицын делает со своими коллегами и почему это «является служебной тайной и разглашению не подлежит».

ПОСЕТИТЕЛЬ.  То есть, вы считаете, что это публиковать в газете нельзя?

РЕДАКТОР.  Да это не то что в газете печатать…  Простите, а как ваше отчество?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Николаевич.

РЕДАКТОР.  Бог миловал. Настоящий поэт, если мне память не изменяет, Сан Санычем был. Вы где, скажите, взяли тему для материала?

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Если честно…

РЕДАКТОР.  Только честно, мил человек, никак иначе, а то я сойду с ума.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Придумал. Хотел написать статью, которая вам понравится.
 
РЕДАКТОР.  Тогда ещё вопрос. Кем вы работали? Ну, до того как решить влиться в когорту журналистов.

ПОСЕТИТЕЛЬ.  Доставщиком пиццы.

РЕДАКТОР.  Доставщик пиццы Александр Блок. Как звучит, однако. Вы чудовище, Блок!

Стук в дверь. На пороге снова Игорь Зайцев.

ЗАЙЦЕВ. Вы меня простите, конечно, Аркадий Романович, но…

РЕДАКТОР.  Зайцев, добрая душа. Как же я рад тебя видеть.

ЗАЙЦЕВ (смущённо смотрит то на Редактора, то на Посетителя).  Не совсем понял, шеф…

РЕДАКТОР.  Да, помню. У тебя был какой-то нюанс.

ЗАЙЦЕВ.  Совершенно верно. Я хотел…

РЕДАКТОР.  Стоп, Игорь. Давай сначала с моим нюансом разберёмся.

ЗАЙЦЕВ. Как скажете.

РЕДАКТОР.  Видишь этого человека?

ЗАЙЦЕВ. Разумеется.

РЕДАКТОР.  Проводи его, как Шарапов Ручечника, до автобуса. И чтобы я его никогда больше не видел, и никогда не слышал ни про капитана полиции Ивана Синицына, ни про Александра Блока!

ЗАЙЦЕВ. Простите, Аркадий Романович, а кто такой этот Иван Синицын?

РЕДАКТОР.  Зайцев, лучше вам этого не знать!

ЗАЙЦЕВ.  А при чём здесь тогда поэт Александр Блок?

РЕДАКТОР.  Зайцев, вы сошли с ума, хотя, наверное, и мне это скоро грозит.
Александр Блок это вовсе не поэт, а доставщик пиццы. Я это сегодня узнал!

(Посетитель, всё это время наблюдавший за разговором, решает вмешаться).

ПОСЕТИТЕЛЬ.  С вами всё в порядке, Аркадий Романович? Я так и не понял, вы меня берёте на работу?

 Редактор хватает со стола лист бумаги, комкает его и со всей силы бросает на пол. Его лицо багровеет, и он орёт нечеловеческим голосом:

Во-о-о-он!!!

Зайцев с Посетителем испуганно выбегают.

РЕДАКТОР.  (Разговаривает сам с собой).  Кажется, я что-то говорил сегодня о жизненной необходимости юмора в нашей профессии? Так вот это совсем не смешно. Газете, конечно, нужны писатели. Но с такими писателями у газеты, увы, не будет читателей…

                Занавес.


Рецензии