Трудотерапия

Сын мой,вообще-то говоря,учился неплохо,а тут я заметил,что вроде бы интерес стал пропадать у него к учебе.Я,понятно,забеспокоился,но как не прилагал свои усилия,как не ужес-
точал контроль,положение не исправлялось.Тогда решил спросить совета у отца.
   Отец у меня человек уважаемый,бывший агроном,ныне находящийся на законном пенсионном
обеспечении. Жизненный опыт у него большой и много чего в своей жизни он повидал и пережил
так,что зря слов на ветер бросать не будет.
   Из-под палки, - сказал он мне, - ты его мало чему научишь,пока сам не поймет,что учить-
ся необходимо,что без знаний тяжело в жизни будет.Доказательством этому возьми... Ну,хотя
бы мою жизнь.Прежде,чем стать агрономом,я года три скотником в колхозе работал,за корова-
ми навоз убирал. Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка человеком грамотным,желатель-
но чтоб и образование высшее имел тот.Вот и мой отец когда-то хотел этого же,начал рассказы-
вать он мне случай из своей юности.Послал меня батя в город,а в то время мы жили в одной
глухой деревеньке,чтоб я учиться поступил на агронома или ветеринара.
   - К своему стыду,должен я сказать,был я тогда шалопаем порядочным,а о будущем,так вооб-
ще не думал.Прожил день до вечера,да и ладно! А вечером,как ни в клуб на танцы,так с дружка-
ми в соседнее поселение.Вообщем,жил весело и беззаботно.Так вот,дал мне отец немалую по тем
временам сумму денег и  проводил однажды,за родительский порог.
   -Приехал я,нашел нужное мне ВУЗ и подал,как полагается документы.За месяц,что оставался до
вступительных экзаменов,весь курс школьной программы заново прошел самостоятельно, и хотя не
все досконально знал что положено,повезло - проходной бал набрал.Послал родителям известие,
обрадовал.
   - " Шлите теперь мне,мол, - писал я им,- побольше средств для существования,поддерживай-
те материально,ну а я,не подведу,со временем специалистом сельского хозяйства вернусь."
Родители,конечно,рады стараться!Каждый месяц мне кругленькую сумму,да еще продуктов вдоволь
присылали.Только не долго я и проучился...Связался с дружками непутевыми,весело зажил: ресто-
раны,вечеринки-посиделки с подружками.Дальше-больше,выпивать стал,учебу забросил.Отчислили ме-
ня,короче говоря,уже через пол года.Домой возвращаться стыдно было и боязно,работать идти лень,
да и специальности никакой.А жить-то надо.Я же еще и к легкой жизни привыкнуть успел.Вот тут-то
дружки и присоветовали:
   - Ты, -говорят, -пиши старикам что все нормально,что учишся хорошо и преподаватели тобой
не нарадуются.Главное время протянуть,чтоб пока деньги присылали,а там видно будет.Ну я так,
с дури,и сделал.Что ни письмо им,то я и описываю в "розовых тонах" свои успехи.То я чуть ли
не лучший студент,то чуть ли не лучший спортсмен.
Писал- писал,да видно перестарался потому,что родитель мой похвалиться решил перед земляками
какой хороший сын у него вырос и уговорил кума своего,чтоб значит в город тот,где я якобы учил-
ся так успешно его свозил.Пусть,мол,своими глазами увидит,а потом другим расскажет какой я есть
замечательный студент.Тут-то вся правда и выяснилась. Хочешь,не хочешь,а пришлось мне возвра-
щаться назад в деревню к родителям. Отец лишь посмотрел на меня с укором и сказал:
 
   - Ну чтож,сынок,не хочешь работать головой,так работай руками.Вот и пришлось мне за корова
ми навоз убирать до тех пор,пока я окончательно не понял,что учение дорога в мое более прекрас-
ное будущее и я заслуживаю большего нежели та работа,которую,по глупости своей делаю
Через три года я поступил именно в то же ВУЗ  и закончил его благополучно с красным дипломом.
Вот так-то!
   Вечером,кое-ка сделав уроки,сын спросил меня;
   - Папа,можно я пойду погуляю?
Я уже несколько часов находился под впечатлением рассказа отца,всячески обдумывал его,пытаясь
извлечь из услышанного пользу.
   - Что ты сегодня получил в школе,в смысле оценок? - задал я ему вместо ответа свой вопрос.
   - Тройку по ботанике.
   - По ботанике,говоришь., - внезапно созрела у меня идея. - Что вы проходите,по какой теме?
   - А-а, - махнув рукой с безразличием ответил сын, - корневые системы. Так можно я пойду по-
гуляю?
   - Можно,сынок, - ответил я,- беры тяпку и гуляй по огороду.Сейчас самое время,сорняков мно-
го.Зато потом твердо будешь знать у каких растений стержневая,а у каких мочковатая корневая
система. А когда это наверняка освоишь,за другие предметы возьмемся,вот за химию,например.Вон
какую кучу угля в сарай перенести надо. После будешь знать при какой реакции тепловая энергия
получается.

1984 г.


Рецензии