Потомок Шарикова. Глава 1

«Потомок» Шарикова» или  «Пожирающий дракон безнаказанности»
    Глава первая «О  «звериных» поступках»
Комедия или всё-таки трагедия, если не по определению жанра, а по сути? Речь о фильме, у которого почему-то два названия: «Троянский конь» и «Амнистия». Кстати, непонятно, почему «Троянского коня» на «Амнистию» поменяли. Может быть, чтобы путаницу историческую не создавать? А «амнистируют», наверное, главного героя?
Но ближе к сути. Итак, необразованный хам  - Соловейчик, к тому же ещё и пьяница, устраивает дебош в общественном месте. Вернее, сначала, с пьяных глаз перепутав, врывается в чужую квартиру,  в результате чего пожилой уважаемый человек оказывается в больнице. А после непристойно ведёт себя на городским пляже – в результате чего пострадала молодая женщина, которую дебошир ударил, желая завладеть её матрасом…
Разумеется, странно было бы требовать от режиссёра юридической точности – да и фильм несколько об ином. Но стараниями начальства фабрики, на которой Соловейчик работает, вместо суда уголовного состоится суд товарищеский. (Омерзительная реалия советской власти, взращивающая гордыню. Когда великое множество грехов, - «бревно в глазу» сами имеющие обсуждают проступки другого. Суд всё-таки от имени государства и закона должен быть).  А во главе суда почему-то – начальство фабрики…
Однако, самое главное именно это «действо» - сам процесс и собравшиеся друзья  - вернее собутыльники «героя дня».
И вот вдруг всё словно с ног на голову переворачивается.  Пострадавшие «виноватыми» оказываются! Один чуткость не проявил к ворвавшемуся в квартиру пьянице, молодая симпатичная женщина, оказывается, Соловейчика соблазняла – и вообще подобные ей «разбивают семьи и уводят чужих мужей»! Потому, очевидно, что на пляже загорала в купальнике, а не в «лыжном костюме»…
А ещё виноваты «понастроившие одинаковых домов» …
Что за всеобщий абсурд и кто в нём заинтересован? Оказывается, что начальство и заинтересовано. Дело в том, что у фабрики, скоро юбилей – и подобное поведение одного из сотрудников может снизить показатели – ведь дебоширу реальный срок грозит -  пусть и небольшой. Честно говоря, насчёт показателей фабрики и юбилея не очень понятно – но да эпоха другая была, когда наше поколение школу оканчивало. 
Однако, возвратимся к теме. Хаму, мерзавцу и пьянице  дают прочитать написанное заранее чистосердечное признание. А ещё – написана и отправлена в милицию «прекрасная» характеристика, чтобы Соловейчик в тюрьму не сел.   Знали бы, чем всё это обернётся…
И вот вспоминается невольно знаменитая повесть М.А.Булгакова, главный герой которой в названии упомянут. Пьяницу и мерзавца Соловейчика словно «спасает происхождение», как пресловутого Клима Чугункина, из которого был «сотворён» Шариков.
А пострадавший - «интеллигент в очках» - изначально Соловейчику и подобным «друзьям по интересам» «враждебен», хоть с тех пор более полувека прошло. Кто-то выкрикивает, что пострадавшего старика судить надо. За то, очевидно, что не дал «бедному пролетарию» собственную квартиру разнести, чтобы,  возможно, «найти на опохмелку». Столь же «враждебен»,  как Шарикову и жилтовариществу  профессор Преображенский и доктор Борменталь.
  Позже нечто подобное об «образованности» будет сказано в адрес молодой художницы Татьяны Дрозд. О ней ещё несколько слов позже, а пока - возмущённая девушка называет главного героя троянским конём. Соловейчик настолько безграмотен, что позже перефразирует слова её в «троянского жеребца» и сочтёт оскорблением. Но, как говорит «дама» из фабричного руководства, в суде заседающая, народ не с Татьяной.
Дожили - степень вины – несмотря на протокол «народ» определяет. Народ - те самые собутыльники Соловейчика – такие же пьяницы и хамы.
Словно лет на шестьдесят назад вернулись – и сидят в зале «революционные массы», ни о каких законах понятия не имеющие – потому что законы – «наследие царского режима»…
Понятно, что ни о каком раскаянии Соловейчик и не думает, никакой благодарности                за спасение не испытывает – и самый страшный «итог» произошедшего в том, что он знает теперь, за какие «рычаги» дёргать.
 Ныне закон, распорядок работы не для него. Можно в рабочее время не у станка находиться, а не спеша закусывать. А ещё можно, перепутав понятия «мужчины» и «самца», схватить молодую женщину – ту самую художницу – за что по физиономии и получил.
Так хватило же ещё наглости и жаловаться!  И снова звучат слова от одной их начальства о «моральном облике» девушки, которая ходит в короткой юбке (кстати, абсолютно нормальной длины) и в прозрачной кофте. Ведь она, по словам той же «дамы», "не женщина, а член коллектива"…
Снова вспоминаются слова Полиграфа Полиграфовича о том, что дама его «по морде хлопнула, а морда у него не казённая». «Хлопнула» - потому что «за грудь ущипнул». А другой от кухарки своей Шарикова прогнал. А дальше даму Шариков укусил, а хозяину кухарки в окно камни кидал. 
Соловейчик, конечно,  не кусается и камни не швыряет, но пишет жалобу «за оскорбление рабочего человека». Так что слова профессора Преображенского о звериных поступках, о низшей ступени человеческого развития к Соловейчику в полной мере относятся…
(Продолжение следует)


Рецензии