1 том Порталов времен гл. 4 Кносский дворец

 
      
   
 
Вот и  сам  великолепный  Кносский  дворец, окруженный  людьми  во  главе  с богато  одетым   мужчиной  средних  лет. 

    «Это  сам создатель шедевра  Дедал  нас  встречает», - сказала  Таис.

У  входа  в портик  стоял   сам   Дедал  и  жрица,  странно  высокого роста для критских дам.
 Я,  увидев ее очень удивился.   «Молчи, потом все объясню», - предупредила меня  жрица Рея.
 «Хайре» - приветствовал  он  знаменитую  гетеру  Таис,  Птолемея,  Кратия  и Сафо,  которых,  очень   хорошо  знал.

  А это моя  помощница  жрица Ольга.
В это время  Рея молча  коснулась моего плеча.
 «Да понял, понял»,  - ответил я.

   А  Таис  представила  меня. 
Дедал  удивился:  « С далекой  Ойкумены?

 Очень   интересно,  обсудим  после  обеда».

 "Согласен",  -  ответил я
 Входим в первый зал  и  поражаемся  великолепием  росписи.


 А  ведь они   сделаны в 15 веке  ДНЭ  или даже еще раньше.
  Росписи,    которые  мы   увидели,   оказались  гораздо  ярче, чем  на 
  иллюстрациях   в   учебнике,  подумал я.


   Сам  Кносский   дворец  не столь большой,  как  я   рассчитывал,  читая о нем,   однако   бродить  по нему было интересно.
   А вот  огромным  оказался  весь  комплекс  сооружений  вместе  с  дворцом.
 
   Всегда  интересно  увидеть,  как  выглядел этот  дворец  во  времена  расцвета  Критской  культуры.
А я  ее называю Крито – Микенской  цивилизации,  что мне  известно  давно.

  Вообще  Мекены,   как-то забыли, они  находятся на  материке  и  почти  полностью  разрушены.  В  наши дни  остались одни развалины.

    Прикоснуться  к  древности  всегда  интересно,  особенно  если  вы изучили  историю  этого  места  до прибытия,   что  делать  всегда  обязательно.

    Здесь,  стоя  совсем  рядом  с  чудом,    разглядываю   роспись  в виде  некой  интересной  дамы, так называемой  «Парижанкой».

  И она  здесь  совершенно   целая,  без  изъян  и разрушений.  (Дедал закончил ее  дня два назад). 
Как  приятно видеть  фреску   совершенно  идеальной,  совсем другое восприятие  живописи.
 Все  детали  целы  и на своем    месте,  она как живая,  и ты  просто  ощущаешь  ее  присутствие  рядом  с   собой.

     Кажется    Таис  и  Сафо  испытали  такие  же   чувства  как и я.      Они  долго  разглядывали  ее  одежду и  украшения.

 А  как могло  быть иначе?    Женщина  во  все  времена  остаётся  женщиной.
 
   «А у меня  есть  такие  бусы, они мне от  бабушки  достались»-, заявила Сафо .  « Надо же,     мне  кажется,  что   она  немного  похожа  на  меня» -  изучая «Парижанку»,   сказала Сафо.

   Мы переходили  из  зала в  новый зал.

  Но что  более всего  удивило меня   и  моих  спутников  тоже,   так это  наличие  во дворце  большого  количества  мастерских  и  школ.
 
  Вот именно во Дворце,  казалось,  что  им  там делать.   А еще,  мы заметили, как сейчас  бы  сказали: «Спортивные  залы,  и   плавательные   бассейны».   

 Кносский дворец - сам по себе целый город!    
 
   Вокруг   двух внутренних дворов - центрального и  западного - расположены переходящие один в другой комплексы двух- и трехэтажных зданий.

   Их   стены сложены из сырцового кирпича  с применением деревянного каркаса и  бутовой кладки.   
 В  цокольной  части  мы видим большие  каменные  плиты известняка  и природного гипса.

 «Колоссальный  труд  каменщиков,  по заготовке  плит,  просто  неоценим», - сказал  Дедал, «Без их  старания  работа  могла  остановиться».

 Белые  стены  дворца светятся от  разгоревшейся зари  то  там, то здесь выступают более темными тонами фрески.

  Балконы, портики, открытые лоджии, веранды, большие окна, широкие входные лестницы и пандусы, ряды колонн, башнеобразные сооружения на крышах.

 Скажу ещё,  что  все это великолепие  производит неизгладимое впечатление  на человека,  видевшего даже  дворцы царей  Месопотамии  и  Египетских фараонов.

  А  наша   Таис   точно  их видела  и,  глядя  на ее лицо понятно,  что увиденное  поразило  и  ее.   
 Подобного увидеть здесь  она не  ожидала.

« Дедал,  ты  настоящий  гений,  как  ты все  это смог придумать»,-  произнесла она.

 «Ну  не совсем  все», - ответил Дедал,  «Многое  я  просто  дополнил, сохранив   и  старое,  которое  реставрировал».

  Первая  мастерская,   куда  с гордостью  нас  пригласил  Художник и  Архитектор  - сам великий Дедал (полет  к  солнцу  с  сыном  пока  в проекте,  как  робот   колосс Родосский, созданный  для охраны острова Родос.) 
  И   здесь  кипит работа.
 
  Двое мастеров осторожно, распиливают  большой  кусок  горного алебастра на  болванки  (заготовки для будущих сосудов),  другие  уже высекают из приготовленных  блоков сосуды и чаши.

  В стороне стоит совершенно  готовая амфора  из белого  с  желтоватыми  прожилками мрамора, а  две большие изогнутые ручки  у нее  из золота.

 Я подумал,  сколько труда  нужно вложить  для обработки   мрамора  бронзовыми  инструментами.
 Хорошо еще,   что хоть  золото  и  серебро мягче  бронзы,  с ними легче работать.
 
Один из мастеров занят особо тонкой работой,  он вырезает на овальном аметисте печать. 
  Используя очень тонкие резцы,  мастер завершает изображение львицы.

 Хорошо стилизованно изображение разъяренной львицы с мощными, сильными,  движениями, опирающейся  на передние лапы.

 Кажется, что  хищник  через мгновение  прыгнет на жертву.

Смотрю  и  удивляюсь,  как искусно резчик  использовал причудливое  цветное  пятно в мраморе,  для украшения поверхности изделия,  поместив его в центре,  да - он  хороший  мастер.
  А совсем рядом  ювелир дорабатывает две броши из золота, изделия тонко декорированы. 
Чем он это делал,  все  детали  в миллиметр  толщиной,  лупы  и бинокулярных очков  тогда совсем не было.
 А чем обрабатывал,  бронзовыми надфилями? 

  К  Дедалу подошел молодой ювелир   и  показал  подвески,  на которых  изображены две пчелы,  несущие  каплю  меда.

  Пчелы из золота размером 5см. примерно.
 Такие  "Минойские пчелы" могли родиться  лишь  в руках великого мастера.

 Их потом найдут  при раскопках  в  городе  Фесте.

Все дело в том, что обработать таким тончайшим образом металл,  пусть даже мягкое золото,  в  те времена было практически невозможно.

 Во всяком случае,  ученые до сих пор изучают эту подвеску и пытаются разгадать, какими инструментами такое чудо можно было создать.

Размер украшения 4.6 на 4.9 сантиметров, а диаметр гранул, что украшают брюшко насекомых и медовый шар, который они держат лапками, — 0.4 миллиметра.

 Подобные крошечные гранулы приклеивались к поверхности литых изделий с помощью специального сплава с низкой температурой пайки.

 Предполагается, что эту сложную для своего времени технику,  критяне  вероятнее всего, могли перенять у сирийцев, с которыми в те времена регулярно общались.

 Ольга  была просто без ума от этой подвески с пчелами,  она охала и ахала.

 «Как  тонко  сделано,  какие мелкие детали, размером в пол миллиметра». – восторженно  восклицала Ольга

  Дедал заметил,  что я обескуражен  и удивленно  смотрю на нее, вроде  как  жду объяснений.
«Понимаю тебя, но это секрет  и  даже для других мастеров  на Крите и в  Фесте», - сказал он .
 Дедал посмотрел  на  восхищенное  от вида  шикарной  подвески   лицо Ольги.      Немного подумав,  он протянул ей  подвеску со словами:  «Дарю  на память о Кноссе».
«Нет,  так  не пойдет», - возразила  Ольга  и протянула  ему свой стальной  нож с  рукояткой из слоновой кости.

Дедал взял нож  и,  повертев его в руке,  произнес:  "Дорогой подарок, мне  неудобно, это ведь звездное железо из Египта!".
 "Бери, бери,  потом сочтемся,  мы ведь друзья", - ответила она.
 На  том   и  порешили.    И мы   идем дальше.

  Рядом  за  столами, трудятся резчики по слоновой кости. Они изготовляют  пластинки с рельефами, потом эти дощечки будут использоваться при инкрустации деревянных ларцов, табуреток  и  другой мебели.

  Совсем молодой мастер занят  чем-то особенным.  Подойдем  к  нему поближе и посмотрим. 
Подойдем  к  нему поближе и посмотрим. 
Он осторожно закрепляет на продолговатой  кипарисовой  доске  перемежающиеся квадратики из слоновой  кости  и горного хрусталя с золотым обрамлением.
 
 На концах доски,  розетки из горного хрусталя,  а  под  ними  маленькие серебряные  пластинки. 
 Эта вещь предназначена для замысловатой игры вроде  Хальмы.

  Кроме этой игры  критянам  уже  известны и шашки.
 «Откуда  они  здесь?»,  -  очень  странно  и  непонятно, подумал я.
  С нескрываемым  удивлением  их  разглядывают,  кроме  меня,   Таис  и  Птолемей.
  И  в один  голос  произносят:  «Очень  странно,  такое  точно  встретить  не ожидали, тут  ведь  не  Восток  и  не Индия».

Следующее  помещение,   куда  мы  заходим,  поражает своим странным  и  совсем  необычным видом. 
  Оно  все сплошь  заполнено узкими  стеллажами  с большим  количеством  полок.
 
    На  стеллажах  лежат в  определенном  порядке  стопки   глиняных  табличек,   покрытых письменами.

  Ну,  думаю  это  явно  какой   то дворцовый архив.    Но нам там пока  делать нечего.
 
   Дедал  рассказывает,   что  во  время поездки  во дворец  южного правителя,  он  видел там  странный глиняный   диск,  покрытый  непонятными   письменами, расположенными  по  спирали.
 Думаю,    очевидно  речь идет  о Фестском  диске,  найденном  при  раскопках,  археологами  в  Фесте .   

   Он считает,  что эта вещь  привезена  откуда-то,  и   она,  скорее всего  чужеземная. 
 Но тут  помощник почтительно  возражает  ему,   говоря, что на  острове  в  глубокой   древности жили люди,  знавшие  другие  виды письма,  о чем   есть свидетельства  Жриц. 
  Больше  всех  порадовала  и  восхитила  меня  мастерская  художников, (ностальгия   по художественной   школе  в  Москве). 
  Мы  с  Дедалом  разглядывали  работы  учеников,  тут  он  спросил, -   « Согласен  ли  я  выбрать  лучшую  работу,   на   мой взгляд,  и  обосновать   почему».

   «Конечно» ,  ответил   я,  « с  удовольствием,  но  без  обид,  вдруг  наши мнения  разойдутся». 
  Мы  стали  разглядывать  работы, я   выбрал  одну   готовую,  которая   лежала  рядом  с  учеником,  пока он  обдумывал,    как  решить  другую.
 
    На пластине нарисована  игра  с быком,    классическая  тема  для Крита, 
 а  позже  и Греции.
 По краям  пластина  заключена  в  прямоугольник  линий,    на  самой  работе  гибкий  атлет  прыгал  через  разъяренного  быка,  а по  бокам  композиции  стояли   неподвижно  еще  два   человека. 

   «Здорово», - сказал  я.   «Молодец,  смотрите   какая   динамика  всей композиции, гибкое  движение  атлета   и  быка  усиливается,   вертикально,  и  неподвижно  стоящими  людьми».
   
   Что  очень  важно,   именно  с   двумя    стоящими   фигурами.
 
    «Согласен»,-  произнес  Дедал,  а  вдруг  он    это    сделал  случайно?        Давай  посмотрим,   как  он решит  дельфинов  и  рыб  в  море.

Ученик,   вдохновленный  похвалой мастера   Дедала, усердно  пыхтя,    работал  над  заданием. 
  А   в завершении,  глядя   на   нас,  он   нерешительно   нарисовал  поперек  дельфинов   и  рыб  извилистые  водоросли.

 Он смотрел  в   ожидании, что  мы  скажем: « Плохо  или  молодец ,  новатор,  художник».   
  Мы  с Дедалом  переглянулись.   В наших   взглядах  присутствовало  явное  одобрение   и  восхищение     художником ,  будущим  автором  великих  произведений.
    Про  «великие»  мы  ему ничего  не  сказали, дабы   не  зазнался.   Но   очень  удивленные  смелости  автора,  похвалили  его.

  А  я  добавил,  « Продолжай  в  таком  духе».
 «И  если  хочешь,  чтобы    главным  стало что-то  круглое,   нарисуй    вокруг  него  много  прямоугольников, тогда   твое  круглое ,   будет    сильно   выделятся   на  фоне  прямоугольного  и  наоборот», - сказал я. 
 
   Дедал   предложил  мне  провести   несколько  уроков  совместно  с    ним.
 Я естественно,  согласился.  Уроки  с великим  Дедалом? - о таком  я даже и не мечтал.
  Видя,   что наши спутники  уже  совсем  закисли,  мы  прекратили обсуждение  композиции  и     продолжили    нашу  экскурсию  дальше.
 
  Самая  интересная особенность  Кносского дворца -  его  огромные лестницы.

 Построены  они были из больших каменных блоков и выглядят  весьма  современно.
    Центральная лестница,  которая  ведет  к   частным жилым  помещениям,  имеет дренажный канал. 
    Он собирает сточные  воды  из каменных  желобов,  которые проложены по всему дворцу. 
 Водоснабжение  было  на высоком  уровне,  по одним трубам  во  дворец  поступала  питьевая вода  и  хранилась в специальных цистернах,  из других  наполнялись  ванные  и бассейны,  третьи  использовались  для отвода  отходов из уборных.

У  некоторых   и  не таких  древних стран,   сотни   лет  удобства  были  во дворе.
 Среди   настенных  росписей  Кносского  дворца   очень часто  встречаются  изображения  элегантных  дам  в  изысканных   туалетах с украшениями  и  замысловатыми  прическами ,  с   накрашенными  губами  (интересно,  чем они их  красили ? «свеклой», как  у Славян ?) 

От  такого    довольно   длительного   осмотра,   кажется  все уже устали.
 « Пожалуй,   в  школу  Гетер  мы  не пойдем»,  - сказал  Дедал.

  « Это  почему  же,    не пойдем», - с  упрямством  возразила  Таис,  сурово и вопросительно,  глядя  на Сафо.
   Явно  ожидая  солидарной  женской  поддержки.
     Поняв,  что от  желания  женщин  никак не отвертеться,   Дедал  пригласил  провожатого  лично   для  Таис  и  Сафо, которая  тоже  решила  сходить  в  школу  Гетер  для  девочек.

      А  мы  вышли  на улицу   отдохнуть   и  переварить  все впечатления ,  увиденное за день.
    Дворец  был  особенно  хорош   в  лучах  заходящего  солнца,  когда камень  становится   розовым  от  заката.
А  красные  и  черные  колонны  дворца  выделяются четким  контрастом  в   тени  сиреневатых стен.    

 Колонны  Кносса,  не   уподоблялись  растительным  прототипам,  как  например,  в архитектуре  древнего  Египта  и Персии,   где они имели форму  тянущихся  вверх  стеблей   папируса  или  лотоса.
   
 Критские мастера  не стали  подражать  природе  и  обнажили сущность колонны  всего  лишь   как  утилитарной  опоры.
 
    Мы  присели  в портике, с моря дул  прохладный вечерний  бриз, принося  облегчение после  дневной,  такой  длинной   выматывающей   жары.

  Я подумал,  о чем  ещё  точно  спросит  меня   Дедал.     О чем  ещё  может  спросить  Архитектор?   Понятно,   об  архитектуре  у нас на  Ойкумене.
  Вот он  и спросил  именно  об  этом.

  На что  я ему ответил,  вспоминая  одновременно  и  Грецию: «  У  нас  высокие  дома с высокими  потолками  и  двухскатной  крышей   в  виде    треугольника.
   А  он,  треугольник,  как известно,   самая  устойчивая  фигура.
  Отсюда  вывод,
крыша  может  гораздо  легче,  все,  что попадает  на нее,  скатится.
   Само  собой  колонны,   которые  все  это  поддерживают,   тоже могут  быть  стройнее  и  длиннее.
 А   вместо  световоздушного  отверстия   в  потолке,  оно  у нас  прямоугольное   и  находится  на  боковой  стене (мы  зовем  их  «окнами»)   и  этих отверстий   даже  несколько».   
      « И   мы  закрываем  вход  воротами  на  ночь,   а  окна  створками,  когда  прохладно и  из осторожности»,  сказал я.
 
    Да,  сказал   Дедал:  «Я  тоже  подумывал  о  более  стройных  колонах, и  другой   крыше. 
 Да,  запутанные  расположение  комнат  действительно   трудновато  для  перемещения  по  дворцу».
 
   А также  я  бы  завел  сад  вокруг  дворца,  но это не  в традиции  Крита.
А  двери   я  уже  тоже  применил  в этом  дворце,  они закрывают  некоторые  комнаты от  посторонних  глаз:  это ювелирные  мастерские,  и  школа гетер ,  и  покои  царя  и царицы конечно. 

     Расположение  помещений   запутанное, потому  что  многое  я   просто  восстанавливаю,  как оно  было до  землетрясения  и большой  волны,  снесшей  половину  зданий.

 Понимаю,  от   такого  сложного  расположения   ученики  и  работники  часто  долго  блуждают  в  поисках нужного  помещения.

 Как я  понял  из  посещения  дворца  и его окрестностей,    жители  Крита  боготворили  природу,  любили море,  обожали  праздники  и игры.

     Даже  совсем    рядом    с дворцом  находилась   специальная  площадка   для представлений.    Во  внутреннем  дворе  часто  устраивались спортивные соревнования и  прочие  развлечения.
  « Однако,   думаю  мы  достаточно  отдохнули», - сказал  Дедал.   
Вот  и  Таис  с  Сафо   подошли,   и мы  можем   продолжить  наше  путешествие по дворцу.

      По  пути  мы увидим  за  работой и швей,  и  прядильщиц  шерсти,  и  ткачих, и  даже парфюмеров, занятых изготовлением новых духов для царицы.

  Тут  наши дамы  опять  застряли  надолго.
 Ну,  вот,  наконец,  мы  достигли обширного   (60 х 29 метров) центрального двора.

   Остановимся  на  минутку  здесь и  немного  передохнем.
 Позади   восточная  часть  большого  дворца,   спускающаяся  несколькими  уступами  по склону  холма,  у подножия  которого  бежит речка  Кайратос.
 
Перед  нами вход  в церемониальный  комплекс.
 Здесь происходят самые важные религиозные обряды,  вершатся государственные дела.
     Конечно,  мы  заглянем  и  в  тронный зал (благо  он пока  еще  пустует),  там сейчас завершается декоративное оформление.

   Внутренний,  обращенный  во двор,  фасад   Кносского  дворца очень  красив.   
 Все   три  его  этажа   имеют  балконы  и террасы. 
   Нижние  этажи   выстроены  из   камня,  верхние  деревянные из  твердого  каменного  дуба.
  Но на втором этаже  кое-где  стоят  каменные  колонны. 

    Меня  всегда удивляло,  как  древние  мастера  обрабатывали  камень  бронзовыми   инструментами.
 Бронза  довольно  мягкий материал, а  значит,  очень  часто  тупится,  и  тогда  точи  снова.
   Колоссально  тяжелый  труд.    Согласен,  если  это  туф  или  алебастр, а вдруг  гранит? 

   В  правой   его  части  расположена  большая  монументальная  лестница,  ведущая  на верхние этажи,  еще правее - вход в тронный зал.
    
Мы поднимаемся  на  несколько  ступенек.  Через  разделенный двумя   четырехугольными   каменными    столбами   видим  вход  в  тронный зал.

   Посередине  его   на   небольшом  возвышении   стоит  массивная  порфировая  чаша с  водой.
Что бы  каждый  входящий в тронный  зал  мог  совершить  омовение  прежде, чем  предстать  перед  владыкой  Крита.

Тронный  зал,   правильнее  его можно было бы  назвать   залом совещаний,  представляет  собой  вытянутое   помещение с  троном посередине   северной стены.   
   Стены  его  покрыты росписями. 
 
 На  светлой полосе,  изображающей  песок,  подле темного, извивающегося   ручья,   среди  высоких  стеблей  лилий   в величественной  позе лежит  фантастическое животное,  грифон.
Пушистым,  поднятым в  изгибе хвостом,  спиной  и лапами  он лапами  он напоминает леопарда,  но  у него  совсем  маленькая птичья голова, украшенная  хохолком  и ниспадающими на  шею  павлиньими перьями.

     Грудь его  украшена  декоративными спиралями.
И он как  бы охраняет сидящего на троне  царя, зорко следя за происходящим.   Второй  грифон расположился в такой же позе по другую сторону трона.

По стенам зала находятся  низкие  каменные скамьи,  на которых должны  располагаться    ближайшие  советники  владыки  и главные  старейшие жрецы  и  жрицы.
Трон  повелителя  Критского    царства  очень своеобразен.

 Это каменное  кресло с  высокой спинкой,  вырезанной в форме древесного листа,    с волнистыми  украшениями на  рельефах между ножек.

  Сиденье слегка  углублено,  что  вообще характерно для минойской  мебели.
  Против   него возвышается  высокий парапет,  на котором  стоят  деревянные колонны, поддерживающие покрытый  богатой  росписью высокий  потолок.

 Я с удивлением смотрел  на  все это волшебство, и поймал  себя  на  мысли,  ведь  мы сейчас,  в 10 веке  Д.НЭ.

 Дедал поведал нам   «что перед сидящим на троне Царем  стоят двое приближенных, держащие в руках большое полотнище тон? 
 Оно сделано из  тонкого  египетского Виссона,  и полностью скрывает фигуру властелина.
 Как как даже члены совета не должны видеть царя, а  лишь слышать его голос».   Такие  у них  нравы.
На самом  занавесе  вышита двойная секира, уже знакомый  нам  лабрис, самый священный  символ Крита.

 Да,   куда уж  без него.

 Наряду с  бычьими  рогами  он  встречается  постоянно  в  росписях, и  в скульптурных памятниках.

 За  этим парапетом  совсем  небольшая  каменная лесенка спускается  в  облицованное  алебастровыми  плитами  неглубокое четырехугольное  помещение.

  В этом  помещении  содержатся Священные  змеи,   сейчас   они  спокойно  спят в расставленных на полу специальных сосудах. 
 
  Появление   оттуда   змей   в  неурочное время   считается   неблагоприятным  признаком,  что неудивительно. 
   Пресмыкающиеся предчувствуют землетрясения, а  они  на острове не  редкость.
   
Вот для  чего   здесь Змеи  и  находятся. Некоторые    исследователи  считают,  что  само слово "лабиринт" означает  "дом двойной секиры".
 
Как  нам уже известно,    в  критском    обществе  женщины занимают  довольно   высокое  положение,  а   критская   Царица,    является  верховной  жрицей  Великой  богини-матери.

Оставим  такой  шикарный  и  великолепный  тронный  зал и  двинемся дальше.

   Через систему переходов  (думаю,  из за них  бывает трудно найти  нужную комнату)  мы  попадаем  в     длинный коридор, (вот  опять  коридор, точно  запутаешься)   тянущийся  с севера  на  юг  почти на  две трети  всего дворца.

   Стены его выкрашены,   в  отличие от  других помещений  Серой  краской, что  несколько  странно,  на мой взгляд.

 Может  маскировка, чтоб  не привлекать  внимание?

    С правой стороны этого коридора  мы  видим бесчисленные двери, как сказал  Дедал  здесь  уже двери,  в  отличии  от  многих  домов попроще.

  Это  входы  в  склады,  теперь понятно,  тут  точно,   просто  обязаны  быть  хорошие двери,   здесь  хранятся  богатства владыки  Крита.

     Чего здесь  только нет!      В     огромных,    почти в  человеческий рост,  глиняных сосудах-питосах,    содержится  вино  различных сортов, мед  и  оливковое масло. 

 Нам  пока  ужинать  рановато,  правда  вина  никто и  не предложил,  ну а мы и  не  спрашивали.

Хотя  питосы   и  на  две трети   зарыты  в землю,   стенки их  покрыты  красивым    лепным  орнаментом.

 Хорошо жить  не  запретишь,  особенно  Царям!   
    Соседние комнаты являются  складами   оружия.     Здесь  бронзовые  мечи,  кинжалы, большие кожаные щиты,  с  деревянной  основой,  имеющие  форму  с  верху  и  с низу  угловатой   восьмерки,   боевые секиры,  точная  копия  лабрисов.
 
    Далее  идут  помещения, в  которых   хранятся  реальные  во  всем  мире  ценности,   слоновые   бивни, золотые  и серебряные  слитки, множество меди,  привезенной  с   острова Кипр,  и  олова из Испании.     Своего  рода  золотой  запас  страны.

 Нет  только  одного,  это   железа,  оно пока  еще здесь неизвестно. 
   В  этом  мы   можем   убедится,      осматривая   склад     где  размещены  орудия труда:   топоры,  кирки,  бурава,  ломы,  долота,  молот ки,   серпы, пилы, колуны.
 
 Совершенно   все   они  изготовлены  из  бронзы, меди, а  кое-что и из  крепкого  камня,  тяжелые  молотки  и  колуны.
  Тяжеловато  такими  инструментами  пилить даже дерево, а особенно камни.
 
   В  полах  некоторых   кладовых  устроены  выложенные  камнем  и   перекрытые  сверху  каменными   плитами погреба.

   В них хранится  зерно:  пшеница,  ячмень, а  также бобы  и горох. Богатств,  сосредоточенных  здесь, не счесть.
  Это неудивительно:     очень  многое  является  товарами, явно   предназначенными  для  вывоза,   а часть  и  неприкосновенным запасом  на  случай  всяких  бедствий и  катаклизмов  типа землетрясений.

Прежде  чем  покинуть  дворцовые кладовые,  заглянем еще только в одну,  где  хранятся  готовые керамические  изделия.

  Ведь  гончары    критской     культуры  не только мастера своего дела,  но и  прекрасные  художники  по росписи  ваз.
 На  светлом  фоне они, используя  блестящую черную  или коричневато-красную краску, создают замечательные композиции.

 Полюбуемся  росписью  одного  такого  сосуда.   
    Между водорослями,  веточками  кораллов и раковинами  спокойно плывет осьминог.   
  Кажется,  что водоросли  тихо  колеблются  от струй,  так живо передает  художник  эту подводную сценку.

  Честно говоря,   для нас  современных   художников,  живопись  несколько  примитивная,  но  не забывайте  мы  в  10 веке  ДНЭ.
 Не забываем!

 А вот другой сосуд,  высокий  с  четырьмя ручками вверху и четырьмя внизу.    На  нем  изображение  совсем другого рода.
   В зарослях стройных  цветочных  стеблей  стоят   два  лабриса  на длинных ручках.   
   Между  ними  помещен священный топор,  большим   размером,  а   над ним  розетка. 
   Этот сосуд явно предназначен  для  каких-то  религиозных обрядов.     Пожалуй,  мы  устали  от такого количества увиденного, вежливо  предположил  Кратий. 
   Да   действительно,   поддержали  его остальные.

« Да  я  и  сам  уже   заметил», -  ответил Дедал.    Думаю,  поужинаем  у  меня на вилле, она  здесь недалеко  около  реки,  и  еще  у меня  есть  сад,  что вас точно заинтересует.

 Мы  выходим  из  южного портала здания  и  наталкиваемся на оживленный  рынок,  расположенный  прямо  у  его  стен.   
  Торговля или, вернее,  обмен, (серебряные  или  золотые  монеты  здесь просто  диковина),   протекает  очень оживленно.

   Пожилая женщина  старается  убедить  охотника,  продающего мясо дикой козы, обменять  приглянувшийся ей  кусок  на  полосу яркой ткани, но продавец не соглашается.
 Рядом  с  ним лежит половина  кабаньей туши. 

   Другая женщина с   довольным видом укладывает в  плетеную корзину  семь свежих скумбрий.   
  Пронзительно  кричат торговки, предлагающие разные вкусности:  изюм, орехи  и  миндаль в меду.   
 Покидаем  шумный  рынок, голова и так  устала от  впечатлений, а тут  еще  шум  всякий.   
Пища    древних жителей  Крита  достаточно разнообразна.
  Кроме  мяса   в  большом употреблении различные  виды рыб, каракатицы, раковины. 
Есть тут и кабаны  на жаркое, если ты его поймал.
 Омегой  5  они  точно  обеспечены  полностью, в отличие  от нас.
 Ура!   
Охотники приносят на  рынок кроликов,  зайцев,  куропаток, цесарок, фазанов, водяную птицу.
На    Крите   много овощей:    бобы,  горох,  тыква,  огурцы,  лук-порей,  морковь
.   
   Летом и осенью рынок очень богат фруктами.

 Проберемся   через толпу и выйдем  на дорогу.
 Через полчаса энергичной ходьбы  по городу  мы,    оказываемся на равнине, окаймленной  справа  рекой.
   Слева синеют горы, среди которых выделяется  самая  высокая,  гора   Ида   с раздвоенной вершиной.
  При желании  и  воображении в  этих двух пиках можно увидеть исполинские  бычьи рога.    Именно  так и  воспринимают их местные  жители.

 Но для меня,    а  еще Ольги и Джей,  они больше всего напоминали  женскую  грудь.  Вот так.
 
  Где-то в  предгорьях находятся  священные пещеры,  там,    в  должное   время  жрецы совершали  таинственные обряды.  С одной такой жрицей мы уже знакомы.


Рецензии