Байки бабушки Нюси 3

 Часть 2 http://proza.ru/2023/03/26/1027

совм с А.Трепаковой


Взросление
   
   Болезнь матери угнетала Нюсю и ставила барьер между сёстрами, поскольку Нюсе не давали приближаться к больной. У неё не было близких подруг — всё замещала Лида, которая теперь часто оставалась дома. На переменах Нюся уже не шалила, а ходить под ручку и сплетничать её никогда не тянуло. Так… стояла у окна коридора и смотрела в окно. Иногда уроки в Реальном училище заканчивались раньше, чем в Мариинской гимназии, и тогда под окнами проходили мальчики. Однажды она увидела Его — худущего, сутулого, рассеянного, бредущего словно наугад. «Этот мальчик будет моим мужем, - вдруг сказала она себе, - будет моим мужем».

   Что это было? ПровИдение? - Она владела этим искусством, часто предсказывала судьбы. Внучка была свидетельницей её предсмертного провИдения — Нюся описала сцену и назвала неизвестное тогда имя, что проигралось спустя десять лет после смерти бабушки, вне всякой зависимости от внучки, и сцена эта , безусловно, была…

   А может быть, Нюся закодировала себя, и потом приложила все силы, чтобы желание исполнилось? Думаем, здесь были обе составляющих — и провИдение, и код. Этот день определил всю последующую жизнь четырнадцатилетней девочки, а опасное самокодирование унаследовали её потомки.

   Тот день был одним из редких, обычно мальчик задерживался в училище дольше, а Нюся что есть ног пробегала далёкий путь домой — к Лиде, или шагала с ней за руку.

   А потом умерли мать и малютка Мария. Соборовали Матрёну и крестили Марию в одно время, боялись опоздать. Отец, хоть и был католиком и постоянно ходил в костёл, соблюдал все православные обряды с детьми. Лучшие отметки все дети получали именно по Закону Божию.

   Тётя Груня — Агриппина Зиновьевна Лиллебалль, вдова ревельского купца,
постоянно поддерживала семью Малиновских, крестила и отпевала детей, а после смерти любимой подруги Матрёны сняла домик в Белоканах и увезла  семью, освободив квартиру Ивана Михайловича, чтобы он мог всё тщательно простерилизовать.

  Вот тогда Нюся почувствовала себя ответственной за чужую жизнь и смогла понять причины своих детских проступков.

Братья

   Владимиру к тому времени исполнилось девять лет, Павлу семь. В семье много читали, к тому же мальчики были общительными и умели извлекать информацию из окружения. Знали, что в Америке на городских праздниках детям до 10 лет устраивали игру с поросятами. Победителями считали тех, кто поймал поросёнка за хвостик, а среди поросят побеждал тот, кого поймать не смогли. Эта игра даже сейчас кое-где встречается и у нас, но вызывает гнев защитников природы. Праведный гнев, учитывая опыт Нюсиных братьев.

   Где они раскопали свинью в аварском исламском селе? Вероятно, были там и казачьи или молоканские семьи, но свинья нашлась. Не поросёнок — взрослая свинья, что не смутило братьев — ведь Володя уже подходил к границе возраста! Свинья нашлась, на свою беду. Мальчики, словно забывшие о трауре, либо истерически пытающиеся избыть горе, гоняли её по улицам, пока она не упала и не умерла от инфаркта. Груня и сёстры были в шоке. Большое и опасное животное лишилось жизни из-за бесстрашия и немотивированной агрессии маленьких мальчиков!

   Любовь к братьям окрасилась опаской и пониманием глубокого родства с ними — вот она, причина Нюсиных детских повреждений! Храбрость и взрывная агрессия. Понять — не значит справиться. Это свойство осталось в ней на всю жизнь, ведя к поступкам на грани личного героизма.

   Володя продолжил лето новым «подвигом». В познавательном раже наелся белены, что Нюся считала дурманом. Нет, белена! Не зря же "взбеленился": он разбегАлся и лез по ровной оштукатуренной стене до потолка, съезжал — и вновь форсировал стену. Уцепиться там было не за что… "Одурманен" - точно, что-то иное.

   Стало ясно, что груз ответственности за семью следовало разделить с отцом, и девочка Нюся стала девицей Нюсей Малиновской, задумалась о будущем, о самостоятельном заработке, продлении учёбы. Нет! Она не собиралась зависеть от кого-либо материально, она будет работать!





   


Рецензии