Карьера Роджера Кормана

Роджер Корман - один из самых видных режиссёров и продюсеров фильмов категории Б. Как режиссёр он поставил более 50 фильмов. А в качестве продюсера – 400. У него начинали свою карьеру такие видные голливудские деятели, как: Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Питер Богданович, Джо Данте, Дэннис Хоппер, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне.

Корман был известен тем, что снимал фильмы с минимальным бюджетом и в сжатые сроки. При этом они были сняты довольно качественно. Он снимал во всех жанрах: от научной фантастики и фильмов ужасов до комедий и вестернов. Его фильмы всегда имели коммерческий успех и пользовались особой популярностью среди подростков.

Корман начал свой путь в качестве продюсера и режиссера на студии American International Pictures (или просто AIP), которая славилась тем, что снимала коммерчески выгодные фильмы при минимальном бюджете и минимальных сроках. Их фильмы были расчитаны преимущественно на подростковую аудиторию. Их показывали по два за сеанс в так называемых Drive-in’ах – кинотеатрах под открытым небом. Главой студии были продюсеры Джеймс Николсон и Сэмюэл Аркофф, которые отлично сработались с Корманом на поприще малобюджетного кино.

Дебютным фильмом Кормана был «Монстр со дна океана» (1954), снятый при бюджете в 28 000 долларов. Фильм был про гигантскую амёбу со дна океана, терроризирующую берега Мексики.

В титрах фильма Корман указан лишь как продюсер. Также у него есть небольшое камео.

В фильме «Чудовище с миллионом глаз» (1955) речь шла о всевидящем монстре из космоса, который способен подчинять своей воле всё живое. Его космический корабль приземляется в пустыне Калифорнии неподалёку от уединённого дома, в котором живёт семья Келли. Им и предстоит противостоять космическому монстру.

Начальная сцена фильма довольно впечатляющая – в ней показан гигантский глаз, сочетающийся с размером Земли, подчиняющий себе живых существ. Малобюджетные спецэффекты сделаны на высоком уровне.

Следующий фильм Кормана - «День, когда Земле пришел конец» - повествовал о конце света в результате радиационного загрязнения. Главный герой фильма – Джим соорудил убежище, в котором он заперся со своей дочерью. Вскоре их убежище находит ещё несколько человек, один из которых уже получил дозу радиации. Теперь героям фильма приходится не только думать о выживании, но и не стать злейшими врагами.

Практически весь сюжет развивается в замкнутом пространстве, что очень точно отображает чувство изолированности и отрешённости главных героев. Вполне примечателен главный монстр фильма, который получился весьма впечатляющим.

В начале фильма, когда идёт пояснение всего произошедшего, последняя строчка гласит: «Наша история начинается с конца». А в финале фильма, вместо надписи «конец», написано «начало», что олицетворяет собой начало новой жизни после предполагаемого апокалипсиса.

Съёмки фильма заняли всего 10 дней с бюджетом в 96 000 долларов.

Главные роли исполнили звёзды фантастики: Ричард Дэннинг и Лори Нельсон. А также – Пол Бёрч, который неоднократно появлялся в фильмах Кормана.

Фильм «Это покорило мир» стал следующим обращением Кормана к монстру с другой планеты.

Монстр прибывает с Венеры. Его главная цель – поработить весь мир. Для этого он подчиняет себе людей с помощью специальных летучих мышей, которые вживляют людям некое устройство, контролирующее их разум.

Монстр выглядит очень необычно: массивный, широкий, маленького роста. По словам Кормана, создавая дизайн монстра, он попытался представить, какие существа могли бы обитать на планете, которая во много раз больше нашей. Огромная сила гравитации прижимала бы их к поверхности Земли, и, попав на нашу планету, они не сильно возвышались бы над землёй. В результате этого и появился дизайн весьма необычного монстра.

Кадры из фильма были использованы в самом начале картины «Эльвира – повелительница тьмы».

Главную роль исполнил Ли Ван Клиф, снявшийся в более сотни фильмах. Больше всего известен по ролям в вестернах итальянского мастера Серджио Леоне: «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой» (которые, к тому же, прославили Клинта Иствуда).

Главную женскую роль исполнила Беверли Гарлэнд, которая была на определённом этапе постоянной актрисой Кормана, с которой он, к тому же, какое-то время встречался.

Один из самых впечатляющих фантастических фильмов Кормана – «Атака крабов-монстров».

Фильм начинается с предсказания из Библии о конце света.

Группа военных приезжает на необитаемый остров, с целью найти научную экспедицию, о которой уже долгое время ничего не было слышно. Самолёт военных терпит крушение, и они остаются без провизии и запасов на острове. К тому же остров оказывается под воздействием ядерной радиации. Вскоре выясняется, что из-за радиации до гигантских размеров выросли крабы. И, помимо этого, они обладают способностью имитировать голоса убитых ими людей. Таким образом военные сталкиваются с большим количеством гигантских разумных крабов, обладающих телепатическими свойствами, намеренными поработить мир.

Макеты гигантских крабов были сооружены в натуральную величину.

«Атака крабов–монстров» - вполне напряжённый фильм, который, однако, и не лишён комичных оттенков. Сюжет фильма весьма увлекателен.

Одновременно со съёмками «Атаки крабов–монстров», Корман снимал фильм «Не с этой планеты» (1957).

В сюжете речь идёт о вампире с другой планеты, которая сражена ядерной войной. Вампир прибывает на Землю с целью собрать кровь для своей вымирающей расы. Он убивает своих жертв лишь одним взглядом своих пустых белых зрачков. Остальное время он носит чёрные очки. Взяв себе имя мистер Джонсон, он нанимает медсестру на дом, под предлогом, что ему необходимо постоянное переливание крови. Со временем медсестра узнаёт, кто он есть на самом деле.

Фильм очень необычен тем, что главный монстр - не просто классический традиционный вампир, а - вампир с другой планеты. В этом заключается довольно странная смесь готики с научной фантастикой.

Впечатляет и техническая сторона фильма.

Роль вампира исполнил Пол Бёрч. На время съёмок Бёрч не поладил с Корманом и с остальной съёмочной группой, насколько известно – по причине маленького бюджета. В результате наняли актёра похожего на него и снимали его с отдалённых ракурсов.

Беверли Гарлэнд исполнила роль медсестры.

На фильм было снято 2 ремейка: в 1988 (снятый протеже Кормана – Джимом Уайнорски, который, помимо этого, снял ещё несколько ремейков на его фильмы), в котором роль медсестры исполнила бывшая порно-звезда Трейси Лордс; и - в 1995 году. Продюсером обоих фильмов был сам Корман.

В фильме «Немёртвые» (1957) Корман обратился к теме реинкарнации.

Учёный Квинтус Рэтклифф ставит эксперимент по реинкарнации на уличной женщине Дайане Лав, введя её в состояние гипноза. В своём сознании она попадает во времена Средневековья, в котором она оказывается обвинённой в колдовстве. На рассвете её должны убить инквизиторы. В реальности чтобы вывести Дайану из состояния гипноза, Рэтклиффу необходимо самому проникнуть в её прошлое, чтобы спасти её там от смерти. Иначе если в её прошлом Дайану убьют инквизиторы, она умрёт и в реальности.

Форма повествования в «Немёртвых» довольна необычная – персонажи разговаривают посредством белого стиха. Насколько известно, это единственный фильм ужасов, в котором применялась подобная форма общения.

Очень завораживает атмосфера Средневековья со всеми его атрибутами.

Изначально фильм носил название «Гипноз Дайаны Лав», но, по словам Кормана, на время выхода фильма, интерес публики к реинкарнации и гипнозу утих (в середине 1950-х эта тема была весьма популярна), и название сменили на «Немёртвые».

Возвращение Кормана к научной фантастикие ознаменовал фильм «Война спутников», в котором речь шла о порабощении людей пришельцами, имеющих способность копировать их внешний вид (что явно было навеяно "Вторжением похитителей тел").

Главную роль исполнил постоянный актёр Кормана - Дик Миллер, которому зачастую доставались эпизодические роли.

В 1958 году Корман был продюсером фильма «Плакса–убийца», в котором свою дебютную роль исполнил Джек Николсон.

Николсон играет молодого парня, у которого увёл девушку местный хулиган. Между ними начинается борьба, в ходе которой герой Николсона отнимает у хулигана пистолет и случайно стреляет в него. В панике он вбегает на кухню кафе, возле которого всё произошло, и берёт в заложники повара и молодую женщину с ребёнком. Полиция окружает здание и велит ему добровольно сдаться, но он не намерен этого делать. Лишь его девушке удаётся его отговорить от крайних мер.

Уже в своей дебютной роли Николсон проявил прекрасное актёрское мастерство. Его игра получилась очень сильной. Несмотря на все его действия по ходу фильма, его персонажу сопереживаешь и сочувствуешь. Сам фильм получился весьма напряжённым, с увлекательным сюжетом и потрясающей актёрской игрой.

Продолжая смешение подростковой агрессии с научной фантастикой, Корман снимает фильм «Молодой снежный человек».

Действия происходят до н.э. Молодой парень из древнего племени собирается нарушить закон, который запрещает переходить границу определённой территории. Впереди его ждёт столкновение с различными гигантскими монстрами и множество опасных приключений.

Сцены с гигантскими монстрами позаимствованы из фильма «Миллион лет до н.э.», которые также неоднократно использовали во многих других фильмах о динозаврах и прочих огромных монстрах.

Сам Корман считает, что это его худший фильм и даже отрёкся от него, сказав, что никогда его не снимал.

В том же году Корман продюсировал фильм, который снял один из его постоянных актёров Бруно ВеСота – «Пожиратели мозгов». Это был фильм об инопланетных паразитах, которые имели способность поглощать человеческий мозг.

В небольшой роли засветился в будущем популярный актёр – Леонард Нимой, прославившийся в сериале «Стар Трек» («Звёздный путь»).

Один из самых необычных фантастических фильмов Кормана – «Женщина–оса» (1959).

Главная героиня – владелица косметической компании – Дженис Старлин. Её компания переживает не лучшие времена, из-за того, что Дженис – уже женщина в возрасте, а для лучшего имиджа компании необходимо молодое лицо. Вскоре Дженис узнаёт о том, что учёный по имени Эрик Зинтроп изобрёл омолаживающий препарат по средствам извлечения ферментов из маточного молочка осы. Она испытывает препарат на себе, и становится моложе на несколько лет. Теперь имидж её компании снова на высоте и она безумно счастлива, что стала снова молодой. Дженис продолжает испытывать препарат на себе, чтобы узнать насколько ещё сможет помолодеть. Но один раз она нарушает допустимую дозу, и результат оказывается плачевным – она превращается в жуткого монстра с головой осы и нападает на людей. Будучи в человеческом облике она не помнит о своих страшных деяниях. И со временем, даже не используя препарат, она продолжает превращаться в кровожадного монстра…

В «Женщине – осе» явно заметное влияние «Мухи» (1958). Корман сам этого не отрицал.

Сюжет фильма во многих аспектах рассматривает желание женщин оставаться как можно дольше молодой. И на примере главной героини очень интересно показано, насколько порой женщины зациклены на том, чтобы выглядеть моложе, используя различные омолаживающие кремы и препараты, что порой может привести к печальным последствиям.

Главную роль исполнила потрясающая актриса Сюзан Кэбот, для которой этот фильм стал последним в её карьере.

В 1995 году на фильм вышел ремейк, продюсером которого был сам Корман, а режиссёром, снова же, Джим Уайнорски.

В фильме «Ведро крови» Корман создал уникальное сочетание чёрного юмора с ужасами.

Основное место действия – кафе «Жёлтая дверь», в котором собираются битники, поэты, художники, разного рода неформальные личности. Главный герой – скульптор Уолтер Пэйсли. Его работы не пользуются особым успехом. Но один раз он случайно убивает домашнее животное, и вместо того, чтобы его похоронить, покрывает его тело глиной. Когда пришедшие к нему домой знакомые увидели его творение, они в восторге и говорят, что Уолтер – блестящий скульптор. Выставив «скульптуру» в кафе, поклонница новоиспечённого таланта Уолтера даёт ему героин на память о себе. По пути домой Уолтера собирается арестовать полицейский под прикрытием, который видел, как он взял героин. Между ними завязывается борьба, в ходе которой Уолтер случайно убивает полицейского. Он проделывает с ним то же, что и с домашним животным – покрывает его тело глиной. Завидев очередное «творение» Уолтера, люди ещё больше в восторге от его работ и говорят, что он - настоящий гений. Но Уолтеру недолго остаётся наслаждаться лучами славы…

Главную роль исполнил Дик Миллер. Это, пожалуй, его наиболее звёздная роль, отсылки к которой впоследствии использовались во многих фильмах с его участием.

В фильме довольно интересно раскрыта культура битников, которая тогда как раз начинала набирать обороты. Сам сюжет отсылает к фильму «Тайна музея восковых фигур» (1933).

Фильм был снят всего лишь за 5 дней с бюджетом 50 000.

Корман использовал декорации «Ведра крови» для тематически схожего фильма «Маленький магазинчик ужасов» про цветок-убийцу, который был снят за рекордные 2 дня с бюджетом 27 000.

Главную роль исполнил один из постоянных актёров Кормана – Джонатан Хейз. Изначально её должен был играть Дик Миллер, но он её отклонил, сыграв небольшую роль одного из посетителей магазина.
Также в небольшой роли засветился Джек Николсон.

Цветок озвучивал сценарист Чарльз Гриффит, с которым Корман неоднократно сотрудничал.

Фильм был очень хорошо встречен зрителями. По словам Джека Николсона, когда он смотрел фильм в кинотеатре вместе со зрителями, они смеялись так, что он едва мог расслышать реплики.

«Маленький магазинчик ужасов» - один из самых известных фильмов Кормана и комедий ужасов в целом.

Сюжет стал основой для одноимённого комедийного бродвейского мюзикла, который был впоследствии удачно экранизирован в 1986 году (ремейк, кстати говоря, был снят Фрэнком Озом, который прославился озвучкой Йоды в «Звездных войнах»).

Следом Корман снял фильм «Последняя женщина на Земле», в котором речь шла о 3 выживших людях в результате апокалипсиса: 2 мужчин и 1 женщины, между которыми возникает любовный треугольник.

Сценаристом фильма был Роберт Таун, написавший позже сценарии к таким знаменитым картинам, как: «Бонни и Клайд», «Китайский квартал» и «Миссия невыполнима».

В 1960 году Корман делает неожиданный поворот в своей карьере, от которого зависел его дальнейший огромный успех. Прежде Корман снимал два черно-белых фильма бок о бок по 100 000 долларов каждый, которые показывали по два за сеанс. Но к 1960 году ему надоела эта формула и он решает снять один фильм за 200 000 в цвете, потратив столько же дней на съемки, сколько ранее тратил на съемки 2 фильмов. И тогда он принимает решение снять экранизацию готической повести Эдгара Аллана По – «Падение дома Ашеров». Корман был с детства большим поклонником произведений великого писателя.

Он попросил написать сценарий Ричарда Мэтисона - автора пост апокалиптического романа "Я - легенда"- , который тоже с большим приоритетом относился к произведениям По, и с радостью взялся за работу.

На главную роль Корман пригласил мастера ужасов – Винсента Прайса, который был идеальной кандидатурой на роли персонажей Эдгара По.

В результате получился захватывающий, восхитительный фильм с очень красочными готическими декорациями.

Игра Винсента Прайса непревзойдённая. Он гениально сыграл Родерика Ашера, передав в точности всю утончённость, ранимость, и безумие своего персонажа.

Сам сюжет во многом отличается от оригинального рассказа. В данной киноверсии весь акцент поставлен на любовном романе между главным героем и сестрой Родерика Ашера – Мэделин. Подобной сюжетной линии в рассказе не было, но это придало фильму ещё большую интригу.

Начальная сцена фильма задаёт нужный настрой, вводя зрителя в красочный мир готики и тёмной романтики.

Корман умело использовал наличие цветной пленки: удивительные готические пейзажи завораживают своей мрачной красотой, декорации мастерски выстроены. Каждый кадр фильма пропитан готикой и выглядит, словно потрясающее полотно, созданное гениальным художником.

В фильме есть весьма интересный приём: в сцене, в которой главному герою снится кошмар, Корман использовал необычную игру света и искаженные декорации. Позже он неоднократно использовал этот приём.

В картине присутствуют все составляющие классической готики: мрачное поместье окутанное туманом, склепы покрытые паутиной, раскаты грома в ночи, сумрачные ландшафты, смесь любви и смерти и пугающая мрачная атмосфера.

Фильм имел огромный успех и не выходил из проката на протяжении нескольких месяцев.

«Дом Ашеров» создал Корману хорошую репутацию, и о нём заговорили в Голливуде.

В результате Корман снял цикл из 8 фильмов по Эдгару По с Винсентом Прайсом в главной роли (не сыгравшем лишь в одном фильме из всего цикла). Этот цикл стал уже легендарным.

Следующим фильмом данного цикла стал «Колодец и маятник».

Оригинальный рассказ весьма короткий, поэтому Мэтисон написал некую предысторию к событиям, описанных в произведении По.

В фильме, как и в большинстве рассказов По, речь шла о таинственной болезни, и умирающей от неё прекрасной женщины. Действия происходят в 16 веке в Испании. Как и в большинстве фильмов цикла, «Колодец и маятник» начинается с впечатляющей сцены, в которой главный герой прибывает в загадочное поместье и вовлекается в пучину страшных событий, связанных с родовым проклятием и таинственной болезнью.

«Колодец и маятник» получился несколько слабее «Дома Ашеров», но в нём всё равно множество красочных декораций, необычная цветовая гамма, впечатляющий финал, и, конечно же - удивительная игра Винсента Прайса.

В фильме есть примечательная сцена, в которой показан труп невесты главного героя, лежащий в гробу, застывший с ужасающим выражением на лице в момент попытки вырваться наружу, будучи заживо похороненной. Сам Стивен Кинг признал эту сцену, как одну из самых страшных в истории фильмов ужасов.

«Колодец и маятник» оказал большое влияние на творчество Тима Бёртона (это влияние в особенности можно заметить в «Сонной лощине»).

Во время съёмок следующего фильма серии - «Преждевременные похороны», у Кормана возникли финансовые разногласия с AIP, и он решил снять его сам при финансовой поддержке студии Pathe. По этой причине Винсент Прайс не смог участвовать на съёмках, поскольку был связан контрактом с AIP. В результате Корман пригласил другого знаменитого голливудского актёра на главную роль – Рэя Милланда. Однако в первый же день съемок продюсеры Джеймс Николсон и Сэмюэл Аркофф сообщили Корману, что он снимает фильм для AIP, поскольку они пригрозили Pathe потерей работы, если те не перенаправят фильм обратно к ним.

Главный герой фильма - художник Гай Карелл. У него есть навязчивый страх – быть похороненным заживо, как это произошло с его отцом. Его возлюбленная пытается сделать всё возможное, чтобы он избавился от этих страхов. Она просит его жениться на ней. Надеясь, что в жизни с любимой, Гай избавится от своих страхов, он соглашается. Но через некоторое время после женитьбы его продолжают преследовать навязчивые страхи. У него начинаются видения о том, как его хоронят заживо. Он запирается в склепе, который сам соорудил, и создаёт там всевозможные приспособления на случай преждевременного погребения. Но в результате всё происходит не так, как он ожидал…

Финал фильма имеет неожиданную развязку. На время съёмок именно этого фильма Корман впервые сотрудничал с Френсисом Фордом Копполой, который был тогда у него режиссёром по диалогам.

«Преждевременные похороны» получился, в каком-то роде, ещё более мрачным и драматичным, чем предшествующие фильмы цикла.

Рэй Милланд прекрасно сыграл свою роль, передав в точности весь драматизм, ужас и страхи своего персонажа.

С Милландом Корман сотрудничал ещё один раз в замечательном фантастическом фильме «Человек с рентгеновскими глазами».

Милланд играет учёного - доктора Ксавьера, создавшего глазные капли, с помощью которых у него появляется способность видеть всё насквозь. Таким образом он, словно рентген, может определить, кто чем болен. К тому же у него появляется возможность любоваться женскими телами, видя их сквозь одежду. Но со временем он уже не в состоянии контролировать эффект созданных им капель и теперь он не может смотреть на мир обычными глазами, что в результате сводит его с ума…

Визуальные эффекты довольно впечатляющие. Большая часть фильма показана сквозь глаза доктора Ксавьера, его видений.

Фильм был награждён в номинации «Лучший фантастический фильм» на Первом Международном Фестивале Фантастического Кино.

Помимо цикла фильмов по Эдгару По, Корман в сотрудничестве с Прайсом поставил ремейк «Башни смерти» (1962). Примечательно, что в оригинальном фильме 1939 года от студии Юниверсал Прайс также участвовал, но в небольшой роли. На этот раз ему досталась главенствующая роль.

Корман решился взяться за этот фильм по причине того, что тогда были популярны шекспировские кинопостановки с актёром и режиссером – Лоуренсом Оливье, который обыграл в кино множество пьес Шекспира.

Кормановская «Башня смерти» получилась по многим параметрам лучше оригинального фильма. Его версия - более мрачная и трагичная. Винсент Прайс прекрасно исполнил главную роль, проявив себя в амплуа классического шекспировского злодея.

Следом Корман снял один из самых нестандартных своих фильмов – «Захватчик» (1962) по книге Чарльза Бамонта.

Это был фильм о расовой дискриминации и интеграции школ на юге Америки.

«Захватчик» - самый личный фильм Кормана. За него не хотели браться никакие студии, поэтому Корман сделал его независимо, продюсируя его вместе со своим братом – Джином.

Главную роль исполнил Уильям Шетнер, который в будущем прославится в сериале «Стар Трек». Это была одна из его самых первых ролей, которую он достойно исполнил.

«Захватчик» стал для Кормана коммерческим провалом, поскольку, исходя из названия и послужного списка фильмов Кормана, зрители думали, что это фильм ужасов. Однако критики были в восторге.

Корман считал «Захватчика» своим лучшим фильмом.

Следующим обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм–альманах, основанный сразу на 3 его рассказах – «Истории ужасов» (1962).

К Винсенту Прайсу в актёрский состав добавились такие ветераны жанра, как Питер Лорре и Бэзил Рэтбоун. Прайс сыграл во всех трёх историях, проявив таким образом свой разносторонний актёрский талант. Как и прежде, сюжеты оригинальных рассказов По были во многом изменены и приправлены дополнительными интригами.

В первой истории - «Морелла» - молодая девушка по имени Ленора приезжает в поместье своего отца, которого она не видела с детства. Но увидев Ленору, её отец нисколько ни рад её приезду и приказывает ей уйти. К тому же он очень много пьёт. Как оказалось, мать Леноры умерла при родах, и теперь отец винит её в смерти любимой жены. Но его гнев сменяется на милость, когда он узнаёт, что Ленора тяжело больна. Однако неспокойный дух умершей матери начинает досаждать Леноре…

Вторая история - «Чёрный кот» - является комедией. Благодаря Питеру Лорре у фильма появился комичный оттенок.

Лорре играет пьяницу Монтрезора, который постоянно просит у жены денег на выпивку и плохо с ней обращается. Один раз он попадает на съезд виноторговцев, где собрались профессиональные дегустаторы вин. Он начинает соревноваться с Фортунато Лукрези, который считается лучшим в своем деле. Лукрези ведёт совсем опьяневшего Монтрезора к нему домой. Там Лукрези знакомится с его женой, и они становятся любовниками. Монтрезор лишь со временем догадывается, что к чему...

Третья история - «Случай с мистером Вальдемаром». Бэзил Рэтбоун играет гипнотизёра по имени Кармайкл. Он проводит сеансы гипнотерапии для мистера Вальдемара, у которого опухоль мозга. Цель этих сеансов – ослабить мучающую Вальдемара страшную боль. Помимо этого, Кармайкл попросил у Вальдемара позволения для эксперимента – загипнотизировать его в момент смерти, с целью узнать, что происходит с человеком после смерти. Жена и личный врач Вальдемара категорически против этого, но Вальдемар даёт согласие. Когда Кармайкл гипнотизирует Вальдемара в момент смерти, тот издаёт ужасающие звуки, и умоляет отпустить его сознание. Но Кармайкл полностью одержим своим экспериментом, и не намерен отпускать Вальдемара. Помимо заинтересованности в эксперименте, Кармайкл влюблён в жену Вальдемара и хочет, чтобы она осталась с ним…

«Истории ужасов» - один из лучших фильмов цикла. Очень радует то, что в фильме собрались сразу 3 ветерана хоррора, блестяще сыгравшие свои роли.

Для своей роли Бэзил Рэтбоун обучался особенностям гипноза у психотерапевта.

Это первый фильм цикла, в котором присутствуют комедийные элементы. Питер Лорре много импровизировал во время съёмок, и большая часть шуток, который он выдавал в фильме, придуманы им самим.

Главную женскую роль в «Случае с мистером Вальдемаром» исполнила очень красивая и довольно-таки изящная актриса Дебра Пейджит, которая снялась во многих классических фильмах, в частности: «Бенгальский тигр» (1959), «Индийская гробница» (1959) (режиссёром которых был Фриц Ланг), а также: в «Десяти заповедях», и в вестерне «Люби меня нежно», на пару с Элвисом Пресли.

Продолжая смешивать дух произведений По с комедийными элементами, Корман снял потрясающую комедию «Ворон» (1963).

К Винсенту Прайсу и Питеру Лорре присоединился Борис Карлофф. Одну из ролей также сыграл Джек Николсон.

Действия происходят в 15 веке. Волшебник по имени Эразмус скорбит по умершей жене в своём доме. Он живёт вместе со своей дочерью. Вдруг к нему залетает черный ворон. На удивление Эразмуса ворон заговорил человеческим голосом и попросил налить ему стакан вина. Ошеломлённый Эразмус выполняет просьбу ворона и наливает ему вина, которое тот с жадностью поглощает. После этого ворон просит вернуть ему человеческий облик. Вскоре выясняется, что ворон – на самом деле знакомый маг Эразмуса – Бедлоу, и в ворона его превратил их злейшиг враг – маг по имени Скарабус, которого Бедлоу вызвал на магическую дуэль, будучи не трезвым...

«Ворон» - изумительная, искрящаяся комедия, в которой ветераны ужасов комично обыграли свои же образы. Как и в «Истории ужасов», лучшим комичным персонажем получился Питер Лорре, от которого исходили потрясающие шутки. Винсент Прайс тоже был не прочь повеселиться. Борис Карлофф же был более серьёзным, чем его коллеги, отказавшись импровизировать в совместных сценах с Лорре.

Джек Николсон сыграл сына Бедлоу.

Это был первый фильм, в котором собралось это замечательное трио хоррора.

К тому же, это был второй фильм с участием Карлоффа с названием «Ворон».

«Ворон» стал последним фильмом в сотрудничестве Кормана с Ричардом Мэтисоном. К последующим фильмам цикла сценарии писали уже разные сценаристы.

Съёмки «Ворона» закончились раньше, чем было запланировано, и Корман решил снять ещё один фильм в тех же декорациях, пока их не снесли. Он попросил задержаться Карлоффа и Николсона ещё на несколько дней для съёмок фильма. Этим фильмом стал «Террор» (1963), который не был основан на рассказах По, но во многом повторял их стиль и сюжетные повороты.

Действия происходят в начале 19 века. Джек Николсон играет французского солдата Андрэ Дюваллье. Он отстал от своего полка и в одиночестве едет на лошади по берегу моря. Из-за сильной жары он теряет сознание и падает на землю. Очнувшись, он видит перед собой прекрасную девушку. Андрэ просит дать ему воды. Девушка молчаливо ведёт его к роднику с чистой водой. Выпив воды, Андрэ хотел поблагодарить девушку, но её уже нигде нет. Вскоре эта девушка, словно призрак, его всюду преследует, после чего неожиданно исчезает. Все следы её существования приводят Андрэ к замку некоего Барона Фон Леппа. Там он видит портрет той самой девушки. Оказалось, что она – давно умершая жена Барона. Андрэ пытается разузнать всю таинственность событий, поглотивших его, всё больше погружаясь в пучину кошмаров и опасности…

В фильме присутствует множество закрученных сюжетных линий.

Столь необычный дуэт как Карлофф – Николсон весьма впечатляюще выглядит на экране. Оба актёра прекрасно сыграли свои роли. Роль загадочной девушки сыграла тогдашняя жена Николсона – Сандра Найт, об участии которой он сам попросил у Кормана. Роль слуги Барона исполнил Дик Миллер.

Съёмки в замке Барона проходили на протяжении 2 дней. После этого у Кормана не осталось денег, чтобы продолжить съёмки, и за фильм взялся его ассистент – Джек Хилл. В результате сложилось так, что у фильма в общей сложности было 5 режиссёров, одним из которых был даже Френсис Форд Коппола. А в последний день съёмок Николсон сказал Корману: «Слушай, Роджер, за этот фильм в Голливуде не взялся только ленивый. Можно мне стать режиссёром в последний день?». Так Николсон стал режиссёром фильма даже ещё до того, как добился популярности в качестве актёра.

Продолжая снимать цикл фильмов по Эдгару По, Корман решает взять за основу произведение другого великого писателя ужасов – Говарда Филиппса Лавкрафта – «Случай Чарльза Декстера Уорда». А название для фильма Корман позаимствовал из поэмы По – «Заколдованный замок» (данная поэма присутствует в оригинальном рассказе «Падение дома Ашеров»). Несмотря на сюжет, навеянный Лавкрафтом, фильм всё равно позиционировали как экранизацию произведения Эдгара По.
Корман стал первым режиссёром, который экранизировал Лавкрафта.

Действия происходят в 1765 году в городе Аркхем. Местные жители до смерти напуганы деяниями загадочного жителя городка – Джозефа Кервина. Они считают его злым колдуном. В одну грозовую ночь в поместье Кервина приходит молодая девушка. Кажется, что она находится под его гипнозом и полностью ему подчиняется. Выследив девушку, и осознав, что она находится под его чарами, жители города связывают Кервина и сжигают заживо. Перед смертью Джозеф им всем клянётся, что он ещё отомстит, и проклятие падёт на весь их род.

Проходит 110 лет. В Аркхем вместе с женой приезжает дальний потомок Кервина – Чарльз Декстер Уорд с намерением остаться жить в родовом замке своего предка. Местные жители предоставляют ему холодный приём. Прибыв в замок, их встречает слуга, которого они не ожидали увидеть. Сам замок выглядит очень мрачно. Уорд решает, что на следующий день они с женой покинут это место. Но в Уорде происходят странные перемены, когда он начинает смотреть на портрет своего зловещего предка…

«Заколдованный замок» - самый мрачный фильм из всего цикла. Корман использовал приглушённый свет и игру теней, что придало фильму особый мрачный оттенок.

Винсент Прайс блестяще исполнил роли Уорда и Кервина. Ему удалось очень тонко показать грань между положительным и отрицательным персонажем в одном лице.

На этот раз актёрский состав пополнился Лоном Чейни, который испытывал тогда карьерные трудности. В этом фильме Чейни выглядит несколько помятым и располневшим, что было следствием его проблем с алкоголем. Но свою роль Чейни прекрасно сыграл. Изначально его роль была написана для Бориса Карлоффа, но он не смог участвовать по причине болезни.

Музыку к фильму написал постоянный композитор Кормана – Рональд Стайн. Его музыкальное сопровождение было по истине уникальным. Музыка в точности отображает всю мрачность и драматизм истории.

Дополнительные диалоги к фильму написал Френсис Форд Коппола.

Следующий фильм из цикла по Эдгару По стал самым красочным и завораживающим– «Маска красной смерти».

Для  съёмок данного фильма Корман отправился в Англию, поскольку там было дешевле снимать, т. к. в Англии не приходилось строить декорации готических замков — всё можно было снимать на натуре.

Действия происходят в Средневековой Европе. Повсюду свирепствует чума, которую местные жители назвали «красной смертью». В одну из местных деревень приезжает зловещий принц Просперо. В своем замке он предоставляет убежище одной из жительниц деревни - Франческе, отца и возлюбленного которой он держит в заточении. Просперо собирает всех тех, кого он приютил в своём замке и сообщает о том, что вскоре будет костюмированный бал в честь победы над Красной Смертью, от которой он их спас.

Финал фильма, как и финал рассказа По, непредсказуем. Однако неожиданная развязка в адаптации Кормана отличается от оригинальной.

Картина снята очень зрелищно. В ней множество красивых декораций, особенно – в сцене костюмированного бала. По словам Кормана, на съёмках именно этого фильма в его распоряжении были лучшие декорации.

Помимо оригинального рассказа Эдгара По, у фильма есть немало общего с шедевром Ингмара Бергмана – «Седьмая печать» - по части как сюжета, так и визуальных отсылок.

Винсент Прайс идеально сыграл зловещего средневекового принца,  в котором , казалось, уже не осталось ничего человеческого. Но, даже несмотря на всю бесчеловечность Просперо, игра Прайса придала его персонажу особую утончённость.

Последним обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм «Гробница Лигейи».

Это был, пожалуй, самый слабый фильм из всего цикла. Он получился несколько клишированным, повторяющим множество сюжетных ходов из предыдущих фильмов.
Но сам фильм снят очень красиво, а английские натурные съёмки придали ему особый шарм.

Специально для съёмок  Винсент Прайс накладывал на себя побольше грима, чтобы выглядеть моложе, поскольку так было нужно для его персонажа.

«Гробница Лигейи» - наиболее любимый фильм Мартина Скорсезе из всего цикла. Скорсезе использовал кадры из него в своём раннем фильме – «Злые улицы».

В середине 1960-х спрос на готические ужасы и научную фантастику стал утихать. Молодой аудитории нужны были фильмы, отражающие реальные события в стране: политическую нестабильность, наркотики и процветающее насилие.

Роджер Корман был в числе первых режиссёров, кто отозвался на эти темы. В 1966 году он снял фильм о байкерах – «Дикие ангелы». В нём он отразил свободный дух и дух бунтарства молодёжи 1960-х.

В «Диких ангелах» одну из своих первых ролей исполнил Питер Фонда (сын знаменитого актёра Генри Фонды), который в будущем станет большой звездой.

Следом Корман снял фильм про ЛСД – «Трип», в котором на протяжении практически всего фильма показаны галлюциногенные видения главного героя, принявшего ЛСД. Это самый психоделический фильм Кормана. Сценаристом был Джек Николсон. Они с Корманом принимали ЛСД на время съёмок, с целью точного понимания его эффекта.

В это же время в середине 1960-х в Голливуде рухнули крупные студии, потеряв свою аудиторию. Тогда многие начинающие актёры и режиссёры ринулись к Корману. Корман дал зарождение новому поколению кинотворцов: Мартину Скорсезе, Френсису Форду Копполе, Питеру Богдановичу, Джеймсу Кэмерону. Именно благодаря этим режиссёрам крупные голливудские студии возобновились.

В 1968 году Корман продюсировал дебютный фильм Питера Богдановича - «Мишени». В нём одну из своих поздних ролей сыграл Борис Карлофф.

Карлофф играет практически самого себя – пожилого актёра, прославившегося в жанре ужасов, по имени Байрон Орлок (отсылка к графу Орлоку из «Носферату»), который испытывает творческий кризис. Параллельно с этим в фильме речь идёт о молодом парне – бывшем морпехе, который, ни с того, ни с сего, начал отстреливать людей, забравшись на крышу высокого здания. Затем он начинает отстреливать людей из экрана кинотеатра под открытым небом, в котором демонстрируется фильм с Орлоком (здесь Богданович использовал кадры из фильма «Террор»). В конце Орлок необычным образом смог остановить обезумевшего парня…

Сюжет основан на реальных событиях – молодой морпех по имени Чарльз Уитмен в 1966 убил всю свою семью, после чего забрался на крышу здания и начал обстрел прохожих. Был убит полицией в результате перестрелки. Причины его помешательства неизвестны.

Карлофф был очень доволен «Мишенями», и считал его лучшим фильмом среди своих поздних работ в кино.

В том же году Корман предоставил возможность Богдановичу снять собственный фильм, используя кадры из советских фантастических фильмов: «Небо зовёт» и «Планета бурь». Этим фильмом стал «Путешествие на планету доисторических женщин».

Стоит заметить, что Корман неоднократно использовал кадры из советской фантастики. Он справедливо подметил, что советская фантастика намного лучше американской.

В фильме «Кровавая королева» (1966), спродюсированный Корманом, было использовано очень много материала из таких советских фильмов как: «Небо зовёт» и «Мечте навстречу».

Главный монстр в «Кровавой королеве» выглядит впечатляюще. Монстром была привлекательная женщина–пришелец, которая питалась кровью людей. Главные роли исполнили: Бэзил Рэтбоун, а также - начинающие звёзды кино: Джон Сэксон и Дэннис Хоппер.

В 1969 году Дэннис Хоппер был режиссёром и исполнителем главной роли в фильме «Беспечный ездок», который закрепил собой дух свободы 1960-х.

«Беспечный ездок» во многом схож с картиной Кормана - «Дикие ангелы». Но «Ездок» имел больший успех и собрал в прокате огромные сборы.

Главные роли, помимо Хоппера, исполнили: Питер Фонда и Джек Николсон. Именно после этого фильма Николсон стал набирать популярность в качестве актёра.

К концу 1960-х Корман начал снимать гангстерские фильмы, такие как: «Резня в День Святого Валентина» и «Кровавая мама». В «Кровавой маме» одну из своих первых ролей исполнил Роберт Де Ниро. Именно Корман предоставил Де Ниро роль, которая определила его дальнейшую судьбу в кино – роль гангстера.

Френсис Форд Коппола в 1972 поставил всемирно признанный криминальный шедевр – «Крёстный отец», который дал зарождение более масштабным гангстерским лентам.

Во второй части «Крёстного отца» Коппола предоставил Корману, в качестве дани уважения, небольшую роль сенатора.

Много лет спустя Коппола также воссоздал дань уважения Корману и его фильмам по Эдгару По в картине «Между».

В начале 1970-х Корман познакомился с Мартином Скорсезе, который на тот момент снял несколько короткометражных фильмов и один полнометражный – «Кто стучится в дверь ко мне?». Корман предложил ему снять тематический сиквел к «Кровавой маме», в котором он был бы продюсером.

Таким образом Скорсезе снял фильм «Берта по прозвищу Товарный Состав», в котором речь шла о банде гангстеров, орудующих во времена Великой Депрессии. В фильме снялись такие актёры как: Джон Кэрредин, его сын – Дэвид Кэрредин (больше всего известный по заглавной роли в фильме «Убить Билла») и Барбара Херши в роли Берты – предводительницы банды.

В 1975 году Стивен Спилберг снимет первый в истории блокбастер «Челюсти», который, по сути, является более крупнобюджетной и масштабной версией фантастических фильмов ужасов 1950-х. В особенности, таких фильмов как «Монстр, который бросил вызов миру» и «Создание из Чёрной Лагуны».

«Челюсти» заложил основу высокобюджетных фильмов ужасов.

В 1978 году протеже Кормана – Джо Данте - поставил фильм «Пираньи», который является ответвлением «Челюстей».

В следующем своем фильме «Вой», Данте предоставил Корману эпизодическую роль посетителя телефонной будки.

В небольшом эпизоде засветился и Дик Миллер.

После выхода «Челюстей», «Чужого» и «Звёздных войн» (к слову сказать, 5-й эпизод «Звездных войн» снял еще один «ученик» Кормана - Ирвин Кершнер) стало ясно, что зрители хотят смотреть высокобюджетное масштабное кино, а спрос на малобюджетную фантастику иссяк, из-за чего Корману пришлось какое-то время перетерпеть карьерный кризис.

В конце 1970-х Корман приметил короткометражную работу начинающего режиссёра Джеймса Кэмерона – «Ксеногенезис», в котором речь шла о космическом корабле с боевым роботом на борту.

Вскоре Кэмерон начал работать у Кормана в качестве художника-постановщика. Кэмерон создавал спецэффекты к таким фильмам, как: «Битва за пределами звёзд» (1980), «Галактика ужаса» (1981) (который был, в каком-то смысле, более кровавой версией «Чужого»), и «Андроид» (1982).

У Кормана Кэмерон познакомился с продюсером Гэйл Энн Хёрд, которая в будущем станет его женой.

Режиссёрским полнометражным дебютом Кэмерона стал сиквел «Пираний» - «Пираньи 2: Нерест», снятый в Италии. Это был самый неудачный фильм Кэмерона. Больше всего в этом была вина итальянского продюсера, который не предоставил Кэмерону свободу творчества, и всё делал по-своему.

Но именно во время съёмок «Пираний 2» Кэмерон придумал образ к фильму, который его прославил на всю жизнь – «Терминатор». Образ робота с красными глазами предстал перед Кэмероном в страшном сне, в то время когда он лежал в своём номере отеля с высокой температурой. И, по его словам, поскольку он находился не в родной стране, вдали от дома, то и придумал персонажей, которые оказались не в своё время и не в своём месте.

Так вскоре Кэмерон снял свой первый шедевр.

К слову сказать, по словам самого Кэмерона, «Терминатор» был чисто кормановским фильмом, лишь с бюджетом побольше. Поэтому Кэмерон был очень удивлён, когда фильм получил высокие награды.

Кормановский актер Дик Миллер, кстати говоря, сыграл в "Терминаторе" роль продавца в оружейном магазине.

В 1977 году Корман продюсировал дебютный фильм режиссёра Рона Ховарда - «Большое автоогорабление». Впоследствии Ховард прославится такими фильмами, как: «Виллоу», «Кокон», «Игра разума», «Нокдаун» и «Код Да Винчи».

Начиная с конца 1970-х Корман больше не ставил фильмы как режиссёр, ограничившись продюсерством.

Последней режиссёрской работой Кормана стал фильм «Франкенштейн освобождённый» (1990), в котором присутствувала смесь футуристической научной фантастики и готики 19 века. Этот фильм чем-то напоминал цикл фильмов по Эдгару По.

В этом фильме Монстр Франкенштейна выглядел в точности как его описывала Мэри Шелли, что было впервые правильно показано на большом экране. Сам же фильм получился несколько эксцентричным, но не лишенным характерных для Кормана оттенков черного юмора. В нем столько всего намешано: и ученый из будущего в исполнении Джона Хёрта, переместившийся в XIX век с помощью машины времени; и сама Мэри Шелли, живущая в мире, где события и герои ее романа так же реальны, как и она сама.

Крайне странный и довольно-таки нецелостный по сюжету фильм получился. Сюжет киноленты, подобно монстру Франкенштейна, состоит из нескольких кусков не связанных между собой сюжетных линий. Это был самый крупнобюджетный фильм Кормана, но он с треском провалился в прокате. И с тех пор Корман занимался исключительно продюсерской деятельностью.

Режиссёр Джонатан Демме, также начинавший у Кормана, предоставил ему небольшую роль сотрудника ФБР в своём фильме «Молчание ягнят».

В 2011 году Корману был посвящён документальный фильм «Мир Кормана», в котором участвовали практически все, с кем он сотрудничал, и кому предоставил путь в большое кино: Джек Николсон, Мартин Скорсезе, Дэвид Кэрредин, Роберт Де Ниро, Джонатан Демме, и т.д. В том же году Корман получил заслуженный «Оскар» за вклад в кинематограф. На церемонии вручения речь произнёс Квентин Тарантино, который, в числе многих, также вдохновлялся его фильмами (кстати говоря, в «Криминальном чтиве» видны постеры кормановских фильмов в том самом кафе, в котором мило проводят время герои Джона Траволты и Умы Турман. А Дик Миллер сыграл персонажа по имени Монстр Джо, но его роль в результате вырезали из фильма, сохранив ее лишь в удаленной сцене).

Роджер Корман умер 9 мая 2024 года в возрасте 98 лет. Его работы и раскрытие талантов имеют огромное значение для мирового кинематографа.


Рецензии