Двенадцать ступеней Рахманинова

"Мой добрый читатель! Возможно, ты скажешь, что в этом рассказе не все верно...", как писал первооткрыватель русской души и романтик реализма Николай свет Васильевич, однако я все же решусь представить "мага музыкальных звуков", "главного лирика русской музыки" и также "великого романтика" Сергея Васильевича Рахманинова в ином свете, в именно в свете его незаурядной личности не только как "колдуна на клавишах", а мастера житейской прозорливости и рачительного управляющего своего домохозяйства.

В черновом варианте предлагаемое эссе сначала называлось "Индекс Рахманинова", затем "Индекс СВР", чтобы придать шарм таинственности и связи со Стратегической Военной Разведкой, но мне показалось с одной стороны сухим, с другой стороны претенциозным, так как эти эпитеты не характерны для "музыканта-волшебника"

Всеми перечисленными выше эпитетами наградили Рахманинова его современники.   

Изучая биографию композитора, я пришел к выводу, что Сергей Васильевич воплощает в себе ряд качеств, которые сливаются в единый образ идеального человека, IMHO, конечно же.

Я  сложил все «компетенции» или качества личности в 12 критериев и что, символично это совпало с количеством апостолов у Христа, коих осталось 12, месяцев года, и 12 тактов музыкального периода (хотя справедливости ради идеальная структура 4-8-16), но в мире джаза популярная такая форма, как 12-таковый блюз. Никакой закономерности в «двенадцати» нет,  просто совпадение  и относится к чувственному восприятию, а не сухой логике. Но, лично я вижу в числе 12 – гармонию, цельность! 

Однако, если вернуться к музыке, то 12 – это система равномерного темперирования, где октава делится на 12 равных интервалов, которые называются полутонами. Эта система широко используется в западной музыке и позволяет музыкантам играть в разных тональностях на одном и том же инструменте.

Итак: критерии идеального музыканта, человека, профессиональной личности.

Первая ступень.
ДО. Концерт для фортепиано с оркестром no. 1 op. 11

Рахманинов – великий пианист. Игру его называли демонической. Интересно, что сам он себя пианистом не считал и играл, так как в этом была потребность. В частности, после переезда в США, он зарабатывал пианизмом, а не сочинением произведений и дирижёрством. Вывод: нужно быть экспертом, причем непревзойдённым в своём ремесле - Subject Matter Expert – выражаясь на аглицком наречии. ЭКСПЕРТИЗА именно в своей профессии повар, учитель, фотограф, юрист, сапожник, программист. Эксперт выдаёт продукт, добивается результата высокого качества.
 
Вторая ступень.
ДO ДИЕЗ. Прелюдия op. 3 No. До диез минор

Рахманинов -  дирижер. Умение управлять оркестром. Для его исполнения его последнего произведение «Симфонические танцы»  был специально приглашен филадельфийский оркестр с лучшими музыкантами того времени, а чтобы управлять лучшими, нужен не только авторитет, но и УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВОМ, группой людей. Это второй критерий, то есть быть эффективным организатором.

Третья ступень.
РЕ. Концерт для фортепиано с оркестром no. 2 op. 18 Симфонические танцы op. 45. Ре минор.

Рахманинов – композитор. Его произведения – вершина классической музыки. Некоторые музыкальные эксперты полагают, что классическая музыка начинается с Баха и заканчивается Рахманиновым. Сам Рахманинов не признавал авангардизм в классической музыке, но это другая история.  Итак,  Рахманинов и СОЗДАВАЛ ОСЯЗАЕМЫЕ ПРОДУКТЫ. Желательно уникальные.  Или же НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.  Рахманинов мог брать интервал ундецима:  до-фа следующей октавы. Каждый его палец мог вести мелодию. Это было новое в технике исполнения.

Четвертая ступень.
РЕ ДИЕЗ Соната для фортепиано no. 1 op. 28 (МИ БЕМОЛЬ МИНОР) 

Рахманинов верил в Бога, как и большинство в России того времени. Колокола и церковные хоры вдохновляли его. Верить или нет, ходить в храм или нет – дело сугубо личное, но для Рахманинова вера открывала душу и формировала высокие нравственные ценности. Отсюда такое качество как НРАВСТЕННЫ УСТОИ, МОРАЛЬ.

Пятая ступень
МИ. Концерт для фортепиано и оркестра No. 2 op. 18 (Edur) Концерт для фортепиано и оркестра No. 1 op. 1 (Emoll)

Рахманинов – личность высоких моральных ценностей. В чём это выражалось? Сергей Васильевич получал высокие гонорары за выступления и отправлял существенную часть своего заработка друзьям в Советскую Россию, в том числе в виде продуктовых посылок  На почте удивлялись: «Кто такой этот Рахманинов? Он что, собирается пол-Москвы накормить?!» В благодарность за то, что Бог даровал его умиравшим дочкам жизнь, Рахманинов с супругой подарили крестьянам их имения Ивановки 209 десятин земли. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, его умение делиться и помогать еще одно качество великой личности.

Шестая ступень
ФА.  Fmoll:  Симфония No. 1 op. 13, Fadur: Концерт для фортепиано и оркестра No. 3 op. 30

Рахманинов сомневался в себе до болезненного состояния. Неврозы –  болезнь гениев, так как они не от мира. Объяснить это можно только постоянным стремлением к совершенству. Рахманинов не возвышал себя над другими, был очень СКРОМНЫМ и сосредоточен был на работе. Скромность — это не стеснительность, а понимание того, что есть всегда поле для развития. О личности говорят дела, а не слова.

Седьмая ступень
ФА ДИЕЗ. F#dur. Этюд-картина op. 39 No. 1.

Рахманинов в юные годы влюбился в замужнюю женщину, красавицу-цыганку, жену соседа по имению. О взаимности не могло быть и речи, затем он впал в депрессию из-за критики первой симфонии, которая опередила время и заслуженное признание получила много позже. С.В. впал в депрессию которая достигла апогея к началу 1900 года. Друзья Рахманинова, опасаясь суицида, уговорили Сергея обратиться к известному психотерапевту и гипнотизеру Николаю Далю. В ходе ежедневных сеансов лечебного гипноза, и доверительных  бесед длившихся 4 месяца Николай Даль погружал Рахманинова в гипнотическое состояние и повторял как заклинание: «Ты начнешь писать свой концерт». И говорил, отныне ты будешь любить только музыку. Сергей Рахманинов спешно женился на своей кузине Наталии Сатиной, которая боготворила его, и они создали крепкую семью. Он любил дочерей и свою большую семью, Сатиных и жил в их имении Ивановка. Рахманинов был  ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ.

Восьмая ступень
СОЛЬ.  Gdur:Прелюдия op. 32 No. 5

Семья была во главе угла в противовес политике и революциям, которые он горячо не принял, хотя и пожертвовал средства армии в феврале 1917 года. Почуяв угрозу для своей семьи в 1918 году он уехал из России, и позже, почуяв угрозу набиравшего силу фашизма эмигрировал в США.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ, за своё маленькое государство.

Девятая ступень
СОЛЬ ДИЕЗ. G#moll. Прелюдия op. 32 No. 12

Следующее качество – это ДЕЛОВИТОСТЬ, УМЕНИЕ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГИМИ. Рахманинов укреплял своё домохозяйство. В Ивановке у него была самая современная по тем временам сельскохозяйственная техника и высокая урожайность. Все свои доходы он вкладывал в имение, отстроил дом, купил автомобиль.

Десятая ступень.
ЛЯ.Adur. Прелюдия op. 32 No. 9 

Рахманинов также укреплял свои активы. У него было имение, потом он купил дом в Париже, затем виллу в Швейцарии, потом дом на Беверли Хиллз, то есть он имел СОБСТВЕННОСТЬ, ликвидные активы.

Одиннацатая ступень
ЛЯ ДИЕЗ. A#moll : Этюд-картина op. 39 No. 4

УМЕНИЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ - еще важное качество Сергея Васильевича. Его услуги дорого стоили, на его бренд был спрос. Он формировал приверженность не только публики, но и импресарио. Его Лондонский импресарио селили его в лучших отелях, создавал все условия для работы, искренне любил его.

Двенадцатая ступень
СИ.Bdur. Прелюдия op. 23 No. 2

УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, т.е. делать то, что актуально на данный момент. Приехав в США, как я уже писал выше, понял, что лучше зарабатывать на пианизме и долгое время ничего не сочинял. 

Тринадцатая ступень
B#moll. Прелюдия op. 32 No. 10
Этот критерий многие оспорят – старался вести здоровый образ жизни. Любил простую еду, правда курил и пил водочку, но тогда это было частью культуры.  В общий список критериев я его не внёс, но по моим понятиям, если личность занимается делом, то его психофизиологический ресурс и тонус важен, а достичь этого возможно только следуя формуле: в здоровом теле, здоровый дух. Образ нищего, голодного, пьющего и конфликтного гения придумали немецкие романтики в XIX веке и «продали» его обществу. Мнение заслуженного искусствоведа и я с ним согласен.

Двенадцать характеристик я объединил в “Индекс Рахманинова”

1. Экспертиза в профессии
2. Управление коллективом
3. Создаание продуктов и/или технологии
4. Моральные принципы
5. Благотворительность, отзывчивость, умение помогать
6. Скромность
7. Приверженность семейным ценностям.
8. Ответственность за ближайшее окружение
9. Деловитость, умение распоряжаться активами
10. Активы: капитал, собственность 
11. Умение зарабатывать
12. Умение делать выбор и принимать выгодные решения

Попробуем оценить себя, то есть определить личный индекс Рахманинова.  Все критерии равноценны – ставим 1 балл за каждый. Если вы на 100% не соответствуете критерию, ставим «0» Одна фальшивая нота портит всю картину. Брак – как говорит один мой знакомый звукорежиссёр – партия должна звучать чисто.
 
Мой результат 8 из 12 (66%). Скромность подкачала. Пока до Рахманинова не дотягиваю, значит садимся за рояль и продолжаем играть гаммы.

В заключении: моё восприятие музыки Сергея Васильевича Рахманинова это энергия силы сравнимая с  океаном, тайгой, горным массивом. Она вдохновляет, окрыляет, выгоняет уныние. Хочется быть хотя бы ручейком в горах. 

PS. Бах (Bach), кстати, в переводе с немецкого – ручей. LoL!


Рецензии