Грозный царь Иван Васильевич

  Что же только не пишут про Ивана Четвёртого историки! Кажется, что все сплетни со всего мира собрали и решили оторваться по полной на его имени. Но нельзя рассматривать события с его правлением связанные лишь через умозаключения Карамзина и Ключевского. Всё было не так просто. Я здесь руководствуюсь в основном культурными вехами его правления в контексте того времени, а потому буду рассматривать факты уже доказанные и изученные. Все остальные я аккуратно опускаю.
  Итак: в первые годы правления Ивана Четвёртого Грозного рядом с ним был его духовник, протопоп Благовещенского собора в Кремле Сильвестр. Он и служивый человек Приказной избы Алексей Адашев в течении тринадцати лет были главными советчиками царя. Это было время реформ, новых законов и разумной политики. Для осуществления новых проектов вокруг молодого царя образовалась "избранная рада", в которую входили люди толковые и способные к государственной деятельности. Активно сотрудничал с радой митрополит Макарий.
  Иван Четвёртый, добиваясь максимальной централизации государственной власти, стремился и к централизации власти духовенства. Он созвал Собор, прозванный Стоглавым, так как его решения по всем вопросам жизни церкви и государства были изложены в ста главах. На Соборе присутствовали как нестяжатели во главе с Сильвестром, так и иосифляне. На стороне последних был и митрополит Макарий. Однако между двумя течениями был достигнут компромисс: монастыри могли приобретать и продавать земли только с позволения царя, священнослужителям запрещалось заниматься ростовщичеством.
  Стоглавый Собор унифицировал богослужение, признал общерусскими около пятидесяти "местночтимых" угодников и оформил единый для государства список поминаемых святых. Собор выступил за улучшение нравов духовенства.
  При Иване Грозном на Руси появилось книгопечатание. В 1553 году по совету митрополита Макария для печатного дела был призван дьякон Кремлёвской церкви Николая Гостунского Иван Фёдоров. В 1564 году в Москве вышла в свет первая русская печатная книга "Апостол".
  Далее, после нескольких победоносных военных походов царя, как подменили. Началась опричнина. Царь оставляет Москву и уезжает в Александровскую слободу. С этих самых пор она становиться на целых одиннадцать лет некоронованной столицей государства Российского. Жестокие расправы с боярами, в коих царь видел только предателей, и учреждение опричнины многих оттолкнули от него. Не в силах сносить царское беззаконие и казни митрополит Афанасий в мае 1566 года сложил с себя сан и удалился на житие в Чудов монастырь. Надо было выбирать нового митрополита. Царь остановил свой выбор на игумене Соловецкого монастыря Филиппе, в миру Фёдоре Колычеве. Это был поистине замечательный человек. Он согласился принять митрополичий сан при условии упразднения опричнины. Об этом же попросили царя на Земском соборе триста челобитчиков. Иван пришёл в ярость. Челобитчики попали в тюрьму, а Филипп по просьбе бояр пошёл на уступки, но выхлопотал у царя помилование для многих осуждённых.
  В это тревожное время страх перед заговорами настолько обуял Ивана, что он думал об уходе из мира и монашеском постриге. Он поехал в Кириллов монастырь и пал в ноги игумену. За беседой он обрёл "малу зарю света Божьего". Царь пожертвовал монастырю крупную сумму денег, для него приготовили келью, в которой он мог бы укрыться от "мятежа и смятения людского". Но после посещения Кириллова монастыря царь вернулся к своим сумасбродствам. Ему везде мерещились смута и заговоры, с которыми он боролся открытым террором и насилием. Скорее всего - это была психическая болезнь, о её расстройствах ещё в детские его годы можно прочитать в церковных летописях и "посадских записках" того времени, многие из которых сохранились до наших дней. Эти безумства были вызваны болезнью и тогда многие его деяния встают на свои места и их легко можно объяснить. И вот террор и казни вызвали протест духовенства. Против царя выступил митрополит Филипп. Сначала он увещевал царя беседами, но, видя их бесполезность, в марте 1568 года произнёс с амвона обличительную проповедь. На богослужении присутствовало много народа, опричники и сам царь. В конце службы Филипп отказался дать благословение царю. Иван Грозный в ярости стукнул посохом об пол и крикнул: "Я был слишком мягок к вам, теперь вы у меня взвоете".
  В знак протеста против кровавых злодеяний царя митрополит Филипп оставил свою кремлёвскую резиденцию и переехал в один из московских монастырей. Часть духовенства поддерживала Филиппа. Дума тоже была на его стороне. Грозный ответил новыми казнями. Чтобы разделаться с митрополитом, он велел составить бумагу, порочащую его. Для устрашения Филиппа царь послал ему зашитую в кожаный мешок голову его брата. Филипп сложил с себя сан митрополита. Во время литургии в Успенском соборе ворвались опричники, сорвали с Филиппа клобук и мантию и увезли его в Богоявленский монастырь в Старицу. Там Филипп был задушен Малютой Скуратовым. Много позже митрополит Филипп был канонизирован в лике святых.
  Конфликт между светской и духовной властью нарастал. Православная Церковь очень серьёзно относится к таинству брака. В её глазах Иван Грозный, вступавший в брак семь раз, причём и при живых жёнах, был многоженцем. На него накладывали епитимью. Был период, когда молиться царь мог только в отдельном, боковом приделе Благовещенского собора. И об этом тоже есть соответствующие записи в церковных книгах. После страшной шестинедельной расправы с новгородцами царь с ближайшим окружением поскакал по монастырям. На монастырских подворьях опричники грабили кельи, рубили скотину, изымали казну, настоятелей и соборных старцев секли палками по пяткам с утра до вечера.
  Иван Грозный правил более полувека и оставил после себя страшную память и централизованное государство. Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьёй“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».(Музей Московского Кремля).
  После смерти Ивана Четвёртого царём стал его сын Фёдор (1584 - 1598), человек невеликого ума, но добрый и истинно верующий. Огромное влияние имел на него брат жены Ирины - Борис Годунов. Благодаря ему стало возможным учреждение института Патриаршества. Причём этот важный для духовенства вопрос решался без участия самого духовенства. Хотя на Руси давно уже самостоятельно выбирали митрополитов, но формально над русской митрополией сохранялось каноническое верховенство Константинопольской патриархии.

(Продолжение читать в статье "Смутное время".)


Рецензии