Обзор на фильм Хармс

Итак, я наконец посмотрела фильм Болотникова «Хармс» 2016 г.

Господа, это чудесная картина — с какой стороны за неё не возьмись. Но предупрежу, что будет она нужна, скорее, как некий «фансервис» для уже фанатов Даниила Хармса.

Если вы будете хотеть узнать что-то о неизвестном вам писателе — вы заблудитесь в его абсурде, довольно ловко перелетевшем на экран. Вы не поймёте, зачем Кузнецову падают на голову кирпичи, отчего Ольга Петровна все колет дрова, а Евдоким Осипович всё долдонит своё «тюк»…

Если вы приметесь за просмотр с целью узнать о том, как именно жестокий и злой Союз жестоко и зло навёл жестокие и злые репрессии, вы и этого не найдёте. Ленинград в фильме хоть и беднотный, но солнечный и по-молодецки бойкий. А политические дрязги отнесены на второй план. Вот война и блокада показаны сурово, это да. Сурово и честно. Никак иначе их не покажешь. Но и они не становятся центром повествования.

В этом фильме вообще нет центра повествования. Всё нелинейно, события чередуются друг с другом — примерно так же, как чередовались абсурдные образы и ассоциации в голове самого Хармса.

Посмотрев этот фильм, вы, будучи знакомы хотя бы с его абсурдистскими «анекдотами», получите опыт вживания в художественную манеру Хармса. Вы получите опыт взгляда на мир его глазами.

Вот прекрасная дама, а вот другая. А вот в пивнушке кто-то травит байку, как человек стал шаром. А вот старушка выпала из окна… точнее, сосед по коммуналке, старичок, герой Александра Баширова. А вот отец-народоволец, умирающий в окружении икон на хлебе и воде, прорицает: «Пока ты будешь Хармс, тебя будут преследовать нужды» (на самом деле Даниил носил фамилию Ювачёв). И нужды приходят, и приходит мрак и тьма психбольницы и блокады, но это будет потом, потом… Вот тебя преследует сосед, требуя отдать долг, а вот тебя уже преследует бдительный сотрудник должных спецслужб, надевая не простецкую рубаху, а добротную кожанку. А вот вы с ОБЭРИУитами дурачитесь — а потом радуетесь выловленным в Неве рублям, подарку судьбы… а потом ссоритесь, а потом миритесь, а потом снова приходит прекрасная дама…

Большую пользу фильм принесёт тем, кто со всем этим знаком в духе «хрестоматийного обзора, чтобы сдать семинар по абсурдистам XX века». Потому что все фразы из неизвестных вам побасенок можно, во-первых, различить — они произносятся нарочито театрально, как цитата, — а во-вторых, далее загуглить. Но вот чего вы точно не знаете — так это строк остальных с ОБЭРИУитов, звучащих поэтическими цитатами. Узнавание новых стихов принесло мне много удовольствия и дополнило картинку той художественной сферы в моей голове.

Фильм чудесен, но определённо «не для всех». Он не будет вас ничему «учить», как многим хотелось бы. Он не будет вас ни к кому «склонять» в симпатиях — а многие до сих пор оценивают произведения комплиментарно, только если там «понятно, кто хороший, а кто плохой». Этот фильм — сборник произведений абсурдистского искусства, положенный на биографические рельсы, взорванные тяжёлым и безумным веком и потому теперь лежащие в беспорядке. И если смотреть на него с такой позиции, всё становится кристально ясным.


Рецензии