Номер 2

Хотел писать об одном, но события последних дней повернули моё внимание немного в другую сторону. Произошёл теракт, погиб человек. На мой взгляд очень достойный человек. Но я бы хотел написать  о другом. Девушка, которая принесла бомбу, относится к типичному слою нашего общества, о котором я бы и хотел написать. В сети вы найдёте их легко, если зайдёте на форум, в группу в соцсети или канал в Телеграм, где слабо ведётся администрирование. Ну или это канал, который создан как раз вот этими людьми. Те из них, кто живет сейчас в России, стали очень осторожны, пишут таким эзоповским языком, «шифруются». Однако распознать их легко. Типичная их позиция: «мы за Россию без Путина» или «мы за демократическую Россию». Но узнав их отношение к разным вещам, становится ясным, что это лишь прикрытие. Заглянув поглубже можно только ужаснуться.

Я не только общался с такими людьми в сети, но и очно, иногда за столом, обсуждая разные проблемы. Да, спорили, но я никогда не считал их враждебными стране. Да люди имеют другое мнение, да я считаю это мнение ошибочным. Но это ведь бывает, не так ли?  Но всегда у меня пробегала тень. Что-то меня всегда смущало. Попытаюсь внести некоторую ясность, которая  пришла ко мне не сразу.

Выявить некоторые особенности этих людей можно, поговорив об агрессивной политике запада, ну хотя бы за последние 25 лет. Такая лакмусовая бумажка. Они защищают эту политику, но по-разному. Я бы выделил три таких аргумента.

1. Да, запад бомбил Югославию, уничтожил иракскую и ливийскую государственность, и это не очень хорошо. Но Россия не должно в это вмешиваться. Можно мирно протестовать против агрессоров, но Россия должна быть мирной страной, подавать такой пример. Поможет ли это? Ну не знаем, должно в конце концов помочь. А пока пусть гибнут страны и люди? Дальше разговор бесполезен. Но тут хотя бы люди признают агрессивность запада, вот только Россия должна быть мирной, точнее смирной.

2. Здесь уже становится страшнее. Бомбили другие страны, чтобы установить там демократию. Демократия, по их мнению стоит того. Погибли люди, в Ираке погибло около миллиона, разрушена государственность.  Ну, это издержки демократии. Ну надо же ее как-то построить. А зачем? И опять вряд ли добьётесь ответа.

3. А здесь уже мурашки по спине идут. Да запад бомбил, уничтожал, вводил войска. Но демократические страны имеет на это право. От этого уже становится жутко. Но я слышал это от людей,  интеллигентных, гуманных, вежливых. И от этого еще страшнее. У меня только один пример для сравнения приходит в голову: нацистская Германия. Там же идеологию строили образованные, начитанные люди. Они слушали классическую музыку, и  писали  о том, что часть наций следует просто уничтожить — они не люди. А другие нации полу-люди. Их всех уничтожать не нужно. И такие нелюди есть среди тех, кто теперь пытается скрыть свое отношение к войне, которую ведёт Россия.

Часть людей из этой тусовки уехали за границу и совершенно открыто радуются убийству наших людей. А часть здесь и они, конечно, сегодня открыто не говорят о своих взглядах. Но если бы войска НАТО вошли на территорию России, они бы, я уверен, радовались. Как сформировалось их сознание, я не знаю. Да, кто-то учился за границей, но это, мне кажется, не причина, во всяком случае не основная. Ближе к истине это результат 1990-х. Или даже поздние советские времена (и об этом стоит написать отдельно). Да, я уверен, что часть из этих людей в будущем изменит своё мнение и это радует.  Конечно эти люди, как правило (хотя не все), не способны идти на баррикады с оружием. Они скорее «робкого десятка». Но, посылочку они доставить по адресу могут.

Образованный человек сразу укажет мне пальцем на 19-й век: ну в России же были западники и славянофилы. Они спорили друг с другом. И сейчас также.  Конечно, были. Но они спорили о том, как лучше обустроить Российскую империю, как сделать её сильнее, а не как разрушить её. Кстати и те и другие служили в армии и воевали за Россию. В этом отличие от сегодняшних времён и от сегодняшней, якобы оппозиции. 

Шадринск, 2023, апрель
Пирогов В.Ю. ©


Рецензии