Граф Монте-Кристо. Франция, Италия, 1943
2. Несколько экранизаций.
Экранизация № 2. "Граф Монте-Кристо" (Франция, Италия, 1943).
183 минуты ( три часа и три минуты. О, как и предыдущая! Совпадение? Сомневаюсь). В двух сериях (по полтора часа каждая). Первая - "Эдмон Дантес". Вторая - "Возмездие" ("Наказание").
Режиссёр: Робер Верне, при участии Ферруччо Черио (Серио. Точно не знаю, как произносится. Извините, я учу испанский, а не итальянский язык).
Сценарий: Александр Дюма-отец (книга, роман, оригинал), Шарль Пак, при участии Пьетро Солари, Гильермо Сантанджело (переделка, адаптация под кино).
Композитор: Рожер Десормьер.
В главной роли: Пьер Ришар-Вильм.
Снято в Италии, в 1943-м году.
Здравствуйте!
Просмотрев версию 1954-го года с Жаном Маре в главной роли, я стал изучать биографию режиссёра фильма Робера Верне, которого я, как следует, отругал в своей предыдущей работе. Мол, что же это за человек такой, если же в начале 50-х годов XX-го века не знает, что такое драматизм в кино! И это в то время, когда само кино было ИСКУССТВОМ! (Жан Маре один на себе фильм не вытянул и первая экранизация для меня - канула в реку забвения). Изучил. И увидел, что это уже вторая версия "Графа Монте-Кристо" от данного режиссёра! Первую он снял в 1943-м году (при содействии коллеги-итальянца Ферруччо Черио/Серио)... Хм... Это меня несколько удивило. Обычно режиссёры не берутся за одно и то же произведение дважды. А тут... Короче говоря, любопытство перевесило всё остальное (я не собирался глядеть данную версию) и я включил эту старую, не цветную, первую ленту...
И что вы думаете? Она оказалась интересной и понравилась больше! Показалась сильнее, глубже, продуманнее, драматичнее!.. Неожиданный поворот...
Пусть версия зацепила также, как и с Маре - с самых первых минут, как начали показывать титры (где музыка сразу же настраивала на нужный лад), но вот дальше она смогла закрепить свои позиции лидера и превзойти 50-е!...
Мне очень понравился главный французский актёр фильма - Пьер Ришар-Вильм (1895-1983, 87 лет жизни, Франция). И! Внимание! Несмотря на то, что ему было уже 48 ЛЕТ (у-у-у-у, какой старый!), его лицо, телосложение, манеры, повадки, мимика, жесты, игра, в целом, смогли ПОКАЗАТЬ МНЕ НАИВНОГО ЧЕЛОВЕКА лет 30!!! А это принимается, так как я могу себе представить простого и наивного моряка Эдмона Дантеса 25-30 лет от роду! Который, отсидев в тюрьме 20 лет (в этом фильме не 14, а 20), предстаёт перед нами 50-тилетним озлобленным, жёстким, хладнокровным мстителем!.. Жан Маре же, что в начале фильма, что в конце - одинаков (просто 40-калетний актёр и всё)! У Пьера перевоплощение получилось лучше! Это его мимика, выражение лица... То, как актёр произносил слова в первой серии, во второй... Класс! Да и Ришар-Вильм гораздо круче смотрелся в образе графа! Почему? Потому, что смог убедить нас, зрителей, в том, что МЕНЯЛСЯ (в начале фильма - в своей молодости и наивности, 20 лет спустя - в своей старости, опыте)! И всё равно, что ему не было 18-19 лет, как настоящему Эдмону, главное, что он смог красиво, литературно, драматично показать перемену! И за это плюс! Отменно сыграно!..
Так как остальные актёры не особо привлекли моё внимание (бывает такое), то по ходу дела буду рассказывать о тех, кто хоть как-то выделялся среди других...
Почему? Потому, что Мерседес, Гайде - вновь мимо. Я не про таких читал. Кадрусс, Вильфор, Фернан - так себе (опять фильм без Данглара и его семьи!). Моррель-старший тоже...
Вообще, здесь больше не актёры блистали, а режиссёр и умелые сценаристы, подбирая интересные диалоги, показывая хорошие ходы и толковые повороты сюжета. А главное - история шла гладко и не гнала нас вперёд, как это было у Маре (кто бы мог подумать. Так вот почему Верне снял вторую версию. Захотел найти актёров посильнее. Однако на всё остальное, как говорится, "заби...", ээ, махнул рукой. Ну-ну).
Режиссёр и сценаристы? Да, это так... Фильм здорово менялся, нагнетал, грамотно настраивал нас на нужный лад, создавая подходящую атмосферу. И это тоже большой плюс. Он не "скакал", как я уже сказал выше, а шёл плавно, не забывая объяснять, что же происходит (что также важно)...
Сама картина началась более правильнее, чем с Маре. Фернан, как человек (Анри Боск) был показан, так, как надо. Мол, он бедный, простой рыбак, клянчущий любовь у своей кузины Мерседес (Мишель Альфа).
Донос был суперски составлен! Очень хорошо обыграли, как один пишет, а второй не понимает содержимого и говорит о своём. Пока... Пока не "просыпается" и не продолжает заговор уже с горящими глазами... Нечто!..
Кадрусс (Александр Ригноль) снова оказался на палубе, а не соседом-портным. Но! Всё это очень хорошо обыгрывалось в 1943-м году, в отличие от 1954-го... А это... Сами понимаете... Плюс... После смерти капитана, Гаспара не сделали новым из-за бунта, мятежа, а также из-за того, что он злой, всем недовольный человек! Я вспомнил фильмы про пиратов и... Вот вам и хороший повод отомстить, написав донос!.. Плюс!..
Как всегда, здорово пришёлся аббат Бузони и его визит к Кадруссу с женой в таверну "Гарский мост". Также и подарок Моррелю-старшему, в виде корабля - вызывал одно лишь умиление (кстати, здесь была крылатая фраза из книги про добродетелей и бога-мщения. Месье Маре, учитесь. Или могли бы настоять. Звезда же).
Порадовала "отсебятина" с отцом прокурора. Мол, их встреча произошла не в Париже, а в Марселе. У Маре было также, но здесь больше восхитил отец Вильфора (Жак Бомер).
Ещё из нового (то есть, того, что не было у Маре) привлекло внимание и заставило улыбнуться - это наличие глав из второй части книги. А именно: пребывания виконта Альбера де Морсера (сына Фернана и Мерседес) в Италии. Его похищение разбойниками, плен, освобождение графом Монте-Кристо. Так как я вновь не ожидал увидеть эту часть (киношники убирают её, говоря лишь на словах, мол, было, да, и всё), то был приятно удивлён. Плюс!..
Ах, да! То, как ввели графа во французское общество Парижа также показалось сильнее, чем то, что было у Маре. Плюс эти балы. Мне понравилось, что именно там, а не в опере была назначена Альбером дуэль с графом. По крайней мере, выглядело эффектнее.
А вот то, что Бертуччо был капитаном "Юной Амелии" и плавал вместе со своим приёмным сыном Бенедетто этого... я не совсем одобряю. Лучше, уж будет простой моряк Джакопо, как помощник, чем сам капитан, которого потом захочется повысить и поставить у руля своей яхты, ну и странствовать по морям, океанам. Да и Бенедетто - это же будущий "липовый" князь Андреа Кавальканти. Так что... Перебор...
Остров с тайным кладом также произвёл впечатление. Правда не так сильно, как у Маре (мол, там пещера была спрятана под водой, и утёс её сторожил от посторонних глаз. Природная защита! Однако длинная, высокая пещера, что была показана в первом фильме - также оказалась неплохим решением).
А вот Али меня позабавил. Так как перед нами Франция и Италия 1943-го года, то киношники не придумали ничего лучше, как привести простого... негра (то есть, на современный лад - афро-американца), вместо указанного Дюма-отцом араба! Мол, слуга есть, есть. Распишитесь. Хо-хо!..
Жена Кадрусса (Лине Норо) "мила", но до той, что была у Маре - ей далеко. Почему-то казалось, что мадам не ограбит и убьёт ювелира, а соблазнит. А это при живом муже-сообщнике было как-то не то... Хотя если сговориться и изобразить, то... Однако здесь придерживались книги, а это значит, что у Маре - была нужная баба. Злая, алчная, хитрая и коварная баба. Эта же, малость не дотягивала...
Всё? Нет. Отдельное спасибо хочется сказать... камню, хо-хо! Это пока что первая экранизация, где мне очень понравилась тюрьма замка Иф, камера подземелья, а также большой прямоугольный камень (глыба), что выдолбил из стены и вытащил Эдмон Дантес, чтобы ходить в гости к аббату Фариа.
Кстати, ни сцены с аббатом (Эрмет Заккони, какой-то слишком старый, вялый), ни с Мерседес, ни с Гайде (Лиз Деламар), ни с Андреа Кавальканти (Андре Фуше), равно, как и отсутствие хоть кого-нибудь члена семьи у прокурора Вильфора (Аме Кларион), а также сами эти актёры - не особо понравились (тут у Маре круче, особенно с Кавальканти).
За это, а также за кое-что ещё и снимаю два балла, ставя фильму 8 из 10, что довольно высоко, учитывая возраст картины...
Возможно, что в будущем найдётся такая экранизация, где всё покажется милым и приятным, но здесь я также этого не нахожу. Но камень очень понравился, хо-хо!..
Вывод? Одному и тому же режиссёру не стоит браться за одно и то же произведение дважды. Растратив свою силу в первый раз, он больше не захочет повторять это снова. Однако, если учесть в какое время была снята картина (1943. Вторая Мировая война), то становится понятным, мол, почему Рожер Верне взялся за "Графа Монте-Кристо" второй раз. Однако, в моих глазах, это не спасло обе версии. Но если взять всё хорошее из первого фильма и соединить с сильными актёрами второго, то могло бы получиться мощное, великое кино на века! Увы, этого нет. А смотреть ещё раз по одиночке эти ленты - желания нет. Даже из-за камня (хоть он и чертовски хорош). А это значит, что...
Что посмотрели и забыли. Обидно. Но факт...
8 из 10 (за музыку, ходы, повороты, умело подогреваемый интерес, нагнетание, ДРАМАТИЗМ, главного героя). Всё-таки Рожер Верне знал, что такое драматизм в кино. Знал, но вновь показывать не стал, полагаясь лишь на одного Жана Маре. А зря. Халтура - не всегда хороший помощник в делах... Особенно в таких, где участвуют ум, сердце и душа. И где хочется творить, занимаясь любимым делом. Делом всей своей жизни...
Благодарю за внимание!
Алекс Джей Лайт.
P.S. В каждой просмотренной версии я ожидаю увидеть дуэль на шпагах, саблях между графом Монте-Кристо и Фернаном, так как любезный Александр Дюма-отец подчеркнул, что трус и предатель не дерётся, удирая от "призрака", что есть мочи. Данная экранизация не стала исключением. Однако здесь подчеркнули, что сам граф отказывает бывшему рыбаку в этом удовольствии. Ибо драка с таким трусом и предателем ему противна. Хм... Вышло несколько странно, учитывая сколько Эдмон сидел, а также то, что Фернан увёл у него невесту, но пускай будет и такая версия. В чём-в чём, а в трусости Дантеса упрекнуть не могу. Он не из тех слабаков, что бегут от дуэли. Чуть раннее граф доказал это на своём балу, принимая вызов от Альбера, сына Фернана.
P.S. 2. Уж не знаю, мол, на сколько меня хватит версий, но пока очень интересно смотреть и сравнивать. Всё-таки, киношникам понравилось экранизировать великого французского писателя прошлого Александра Дюма-отца. Два его романа, уж точно. И похоже, что это на века... Что и требовалось доказать, создавая подобные шедевры мировой литературы. Занавес...
Свидетельство о публикации №223040501641