Медаль нашла своего героя

                Посвящается моим родителям
       
 Как- то в интернете, совершенно случайно, я наткнулась на эту любимую песню  моих родителей.

Месяц спрятался за рощу, спят речные берега.
Хороши июльской ночью  сенокосные луга.
Только я не виновата, что потеряно кольцо,
Что ладони пахнут мятой да ромашковой  пыльцой…

          Песню исполняли три  девочки, участницы программы «Голос. Дети». Их мелодичное трёхголосье завораживало и трогало за душу. На глаза наворачивались слёзы. Я  достала альбом со старыми фотографиями, и память вернула меня в ту далёкую страну детства, где мама и папа  были ещё живы…
        Ах, это время сенокоса! Особая пора, когда всей семьёй  старались успеть накосить сена.  Одной сноровки управляться  сенокосным инструментом  было мало. Многое зависело  от погоды.  Частникам косить  разрешалось только после того, как   совхоз заканчивал заготовку   сенажа. Это было, примерно, где-то в середине июля.   И именно в это время  обычно  начинались  дожди. Так что  урвать хорошую погоду - это всё равно, что выиграть лотерею! Каждому хотелось вытащить счастливый билет!
     В нашей семье сенокосную снасть папа готовил заранее. Что-то обновлял, что-то ремонтировал, подгонял.  Особое внимание уделял ручке, что крепилась на косе.
- Ничего себе! Как дети вымахали за зиму,-  удивлялся он и перевязывал ручку выше.
- Папа, а как ты узнаёшь насколько нужно поднимать ручку косы?
- Иди сюда и учись. Всё просто! Ручка должна быть обязательно на уровне  твоего пупка. Тогда  спина и руки не будут так сильно уставать. И осанка будет правильная.
После тщательной ревизии папа замачивал  инструмент в воде и  приговаривал: «Тяжело в учении – легко в бою. Каков инструмент - такова и работа».
     Нас, детей, родители приучали к сенокосной работе с детства. Мы ещё не учились в школе, но уже умели  подгребать за копнильщиками, переворачивать ряды и согребать сено.  А где-то с третьего, четвёртого  класса в руки брали косы.  Они были  разного размера. Это  зависело от того, сколько ладоней  умещалось в длине полотна косы. Самой  маленькой была лёгкая коса пяти рук. С неё дети  обычно и начинали учиться  косить. Коса восьми рук считалась женской. А мужской косой девяти рук, как правило, косили мужчины.  До сих пор помню, как  я заворожённо наблюдала за косьбой папы. Подкос был идеальный, будто бритвой скошена трава. Ряд ровный, травинка к травинке.
- Коси  коса, пока роса, – учил папа. - Ты смотри, дочка, куда трава глядит. Она сама тебе подскажет, как легче справиться с ней. Не коси  на гору, а  под гору. Не держи косу на вису, опусти её, расслабься. Она сама запоёт.
Я старалась изо всех сил, но хороший подкос  всё равно не получался,  и ряд был кривой.  Ну, не пела у меня коса, не пела и даже не косила, а  скорее   рубила траву.  И мне всё казалось, что в этом виновата  моя  лёгкая коса.  Неправильная  она какая-то! 
     Однажды, когда семья собралась на обед около костра, я пошла набрать матрёшки для чая. Кроме корзинки под  траву  тайком прихватила   папину косу.  Она была  неподъёмная, такую, даже если захочешь, на вису не удержишь. Я опустила косу и стала ей водить по траве вокруг себя. Коса  плавно описывала правильную дугу, и подкос получался  хороший. Ура! Ряд ровненький, ну, совсем как у папы!
     Дым от костра и аппетитный аромат мясной  лапши щекотали нос. Я набрала кисточку самых спелых, красных ягод   и поспешила к стану.
 -  Ну, тебя только за смертью посылать, чай давно уже вскипел, -  ворчит мама, - куда запропастилась?- Но увидев кисточку ягод в моих руках, заулыбалась, - ясно, кулигу нашла! Место покажешь?
      После обеда, как обычно, папа отбивал   косы и точил их.
- Ничего не пойму! Полотно порвано, всё в  земле!  Я сегодня косил  на ровном месте, никаких сучков и муравьиных куч не было! А ну,  признавайтесь, кто брал мою косу?
- А ты, отец, не шуми, не шуми! Лучше, погляди какой помощник у нас объявился!  Это кто же тут  столько нам накосил? А размах-то какой!  Да и подкос  хорош,  словно бритвой прошлись! Отец, гляди, а ряды- то, ряды словно по линеечке! Я думаю такому работнику премия полагается!
- Ну, что же! Медаль нашла своего героя,  а вот и премия, -  улыбается папа,  вручая  мне женскую косу восьми  рук, - выходит, дочка, ты до неё доросла  раньше срока.
Всю ночь мне снилась моя первая медаль. Она почему-то была огромных размеров. В середине стояла цифра восемь и улыбалась мне. А над цифрой полукругом  светились слова: «Коси коса пока роса».

Вы, подружки, не ругайтесь, никакой вины тут нет.
Слишком рано над лугами загорается рассвет.
Да и мало ль так бывает, что не спим мы до утра?
Ой, ты ночка луговая, сенокосная пора…

              Песня закончилась… Я глажу  старую, выцветшую фотографию. На ней мои молодые родители  сидят рядышком. Как давно это было… И как же мне вас сейчас  не хватает!  Слёзы застилают глаза... Спасибо, мои родные, за первую медаль, за любовь и за  школу жизни…

30. 03 2023 г.
   
    


Рецензии
Хорошая школа жизни и заслуженная медаль. Тоже свое вспомнилось. с наилучшими пожеланиями, Наталья.

Наталья Кремлева   14.10.2023 07:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за отзыв.Радуюсь, когда читаю слова внимательного читателя. Новых находок и новых удач вам, уважаемая Наталья.

Валентина Кузнецова 7   16.10.2023 07:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.